Архитектурное освещение зданий и сооружений – виды, требования и правила установки

Наружное архитектурное освещение зданий и сооружений1

__________________

1 Подраздел включен дополнительно. (Изм. № 1)

7.56 Наружное архитектурное освещение должно обеспечивать в вечернее время хорошую видимость и выразительность наиболее важных объектов и повышать комфортность световой среды города. Установки архитектурного освещения не должны производить слепящего действия на водителей транспорта и пешеходов.

7.57 Яркость фасадов зданий, сооружений, монументов и элементов ландшафтной архитектуры в зависимости от их значимости, места расположения и преобладающих условий их зрительного восприятия в городе следует принимать по табл. 20.

Таблица 20

Нормы наружного архитектурного освещения городских объектов

Категория городского пространства

Место расположения объекта освещения

Освещаемый объект

Заливающее освещение, средняя яркость фасада

Lф, кд/м2

Заливающее и акцентирующее освещение, средняя яркость акцентируемого светом элемента,

Lэ, кд/м2

Локальное освещение, средняя яркость,

L, кд/м2

1

2

3

4

5

6

А

Площади столичного центра, зоны общегородских доминант

Памятники архитектуры национального значения, крупные общественные здания, монументы и доминантные объекты

10

30

10

Магистральные улицы и площади общегородского значения

Памятники архитектуры, истории и культуры, здания, сооружения и монументы городского значения

8

25

8

Парки, сады, бульвары, скверы и пешеходные улицы общегородского значения

Достопримечательные здания, сооружения, памятники и монументы, уникальные элементы ландшафта

5

15

5

Б

Площади окружных и районных общественных центров

Памятники и монументы, здания и сооружения окружного и районного значения

7

20

8

Магистральные улицы и площади окружного и районного значения

То же

5

15

5

Парки, сады, скверы, бульвары и пешеходные улицы окружного и районного значения

То же и характерные элементы ландшафта

3

10

3

В

Улицы и площади, пешеходные дороги местного значения

Памятники и монументы, достопримечательные здания и сооружения

5

10

3

Сады, скверы, бульвары местного значения

То же и характерные элементы ландшафта

3

8

3

Примечания

1. Яркости доминантных объектов, обозреваемых с расстояния более 300 м, допускается увеличить до 50 %.

2. При расположении объекта освещения в окружении неосвещенного пространства норму яркости, приведенную в настоящей таблице, допускается уменьшать до 50 %.

7.58При проектировании установок архитектурного освещения расчетные коэффициенты отражения поверхностей фасадов освещаемых объектов принимаются по данным натурных измерений или по табл. 21.

Таблица 21

Расчетные характеристики отделочных материалов фасадов зданий, сооружений, монументов и зеленых насаждений, применяемые при проектировании наружного архитектурного освещения

Материалы поверхности или цвет фасада

Средневзвешенный коэффициент отражения материала поверхности

Белый:атмосферостойкие фасадные краски, гипс, керамическая плитка, кирпич, матовые алюминий, нержавеющая сталь и т.п.

0,7

Светлый: краски, мрамор, белый камень (известняк, доломит, песчаник), бетон и декоративные штукатурки на белом цементе и светлых заполнителях, керамические плитки, силикатный кирпич, латунь матовая, травертин, ракушечник и т.п.

0,6

Средне-светлый: краски, мрамор, камень (туф, песчаник, известняк), бетон, цветные штукатурки, керамический кирпич, блоки, плитка, дерево (доски) и т.п.

0,5

Темный:краски, мрамор, гранит, глиняный кирпич, декоративные штукатурки и керамические плитки, потемневшее дерево, медь, листва деревьев и т.п.

0,3

Черный:краски, камень (габбро, лабрадорит, диорит, базальт, гранит), чугун, платинированная бронза, декоративные штукатурки, хвоя деревьев и т.п.

0,15

7.59При равномерном заливающем освещении фасада отношение максимальной освещенности к минимальной должно быть не более 3:1, а на рельефных и многоцветных фасадах до 5:1. При этом максимальная освещенность должна создаваться на основных композиционно-пластических элементах.

7.60При неравномерном заливающем освещении фасада соотношение максимальной и минимальной освещенности в пределах освещаемой зоны принимается не менее 10:1 и не более 30:1, при этом максимальная освещенность создается на акцентируемом светом элементе.

7.61 При проектировании световых архитектурных ансамблей по табл. 20 выбирается яркость главного фасада доминирующего объекта. Средние яркости освещаемых фасадов соподчиненных объектов единого ансамбля должны быть, как правило, снижены не менее, чем на две ступени.

7.62Объемные монументы, памятники, малые архитектурные формы, имеющие многосторонний обзор, следует освещать с двух-трех сторон с четко выраженным основным направлением светового потока, определяющим расчетную плоскость, которая композиционно должна быть связана с главным направлением восприятия объекта.

7.63В установках архитектурного освещения следует использовать разрядные источники света. При локальной подсветке допустимо использование ламп накаливания, преимущественно галогенных, а так же источников хроматического излучения или цветных светофильтров.

7.64Для освещения объектов, имеющих «холодные» цветовые оттенки поверхностей, и зеленых насаждений следует применять разрядные источники света с цветовой температурой выше 4000 К. Для освещения объектов, окрашенных в «теплые» цвета, применяются источники света с цветовой температурой до 3500 К. При освещении полихромных объектов, в особенности декоративно

изобразительных элементов на фасадах (мозаичные и живописные панно и фризы, изразцы, цветные рельефы и скульптуры, сграффито и т.п.) следует применять источники белого света с общим индексом цветопередачиRaне менее 80. При художественно-декоративном освещении объектов ландшафтной архитектуры допускается применение источников цветного света.

7.65Приборы архитектурного освещения должны располагаться таким образом, чтобы их выходные отверстия не могли оказаться в поле центрального зрения водителей и пешеходов в главных направлениях движения или экранировались светозащитными устройствами.

7.66Коэффициент запаса при проектировании установок архитектурного освещения должен приниматься в зависимости от ориентации светового отверстия осветительного прибора и используемого в нем источника света: при разрядных лампахKз= 1,5, если стекло прибора ориентировано вертикально или в нижнюю полусферу (в пределах угла 90-270) иKз= 1,7 при ориентации стекла в верхнюю полусферу, при лампах накаливания соответственноKз= 1,3 и 1,5.

studfile.net

Архитектурное освещение зданий и сооружений

«Выйти из сумерка!» Архитектурное освещение

Архитектурное освещение зданий еще недавно ограниченное керосиновыми фонарями над парадной дверью, нынче ни много ни мало переросло в отрасль науки. Теперь светотехники и архитекторы, работая в творческом союзе, продляют земной световой день до двадцати четырех часов. При этом города «выходят из сумерка» при помощи локальной и заливающей подсветки

Обезопасить жизнь граждан, или создать некий неповторимый урбанистический образ? Сохранить здоровье и кошелек ночным путникам, или поиграть на струнах человеческого воображения? Для чего же собственно устраивается архитектурная подсветка? Невозможно ответить на поставленные вопросы потому, что противопоставление практических и эстетических целей и результатов при устройстве ночного фасадного освещения неуместно. Прагматика и эстетика в данном случае сливаются воедино и наделяют городские территории безопасностью в купе с привлекательностью. Правда, первое на начальной стадии развития освещения превалировало над вторым. Т.е. изначально архитектурное освещение было призвано минимизировать статистику ночных чрезвычайных происшествий как то разбой и хулиганство. Приукрашивание же действительности и приспособление ночного времени под динамичную, современную, общественную жизнь, являлось второстепенной задачей, которая, впрочем, со временем из второстепенной превратилась в главную, не то чтобы напрочь отодвинув проблему безопасности, но значительно потеснив ее на пьедестале. Этапы развития архитектурной подсветки за последнее столетие вписываются в цепочку, состоящую из звеньев «керосиновые, керосинно-калильные, газовые фонари, лампы накаливания». Керосиновые, газовые приборы и магистрали, компрессоры для подачи топлива, оборудование, требующие ежедневного обслуживания, не отличались удобством в обращении и лишали осветительную систему мобильности. Трубопроводы и фонарщики никак не вписывались в изящные архитектурные проекты, раскрывающие возможности света на объектах. Появление ламп накаливания кардинально повлияло на все стороны человеческого бытия, в том числе и на отрасль «фасадной светотехники». С тех пор список источников света пополнился натриевыми, галогенными, металлогалогенными, светодиодными лампами, но именно с момента появления «лампочки Ильича» осветительные системы обрели необходимую для архитектурного освещения мобильность, легкость, возможность внедрения в сложные инженерные проекты. Попытки использования света для достижения большей выразительности в архитектуре были столь удачными, что во второй половине двадцатого века появилось понятие светообъемное проектирование. Архитекторы при сотрудничестве со светотехниками в настоящее время расширили изначально лишь практическую функцию подсветки и заставили общественность воспринимать ее как произведение искусства, действительно возведя в ранг искусства взаимодействие света и материальной формы. С давних пор архитекторы всех времен старались использовать свет для придания строительным формам большей выразительности, но только недавно фасадная подсветка открыла возможность не просто подчеркивать особенности зданий, но и с наступление темноты создавать некую зрительную иллюзию, наделяющую городские территории неприсущими ей в дневное время чертами. Городские строения неприметные днем, в ночное время, залитые светом прожекторов, представляются отличными от архетипов, привлекают внимание, останавливают взгляд.

следовать архетипу или создать контробраз?

Светотехники «подают» зрительской аудитории один и тот же объект разнящимися способами, решая ряд поставленных задач. Иногда освещение не «корректирует» объект. Но бывают случаи, что дневной образ объекта напрочь «перечеркивается» ночной иллюзией, т.е. здание в качестве «экрана», служит основой для светового рисунка, при этом световая панорама представляет больший интерес, чем сама основа. Итак, в конструировании светового образа наблюдаются принципиальные отличия, обозначающиеся двумя направлениями. В первом случае подсветка передает образ объекта максимально точно, во втором – создает контробраз, который отвергает образ архетипа. Использование того или иного освещения не произвольно, а определяется целесообразностью. Иногда в разработку принимается единственно приемлемый вариант освещения. Например, при работе с историческими памятниками и объектами монументального искусства «световой нигилизм» непозволителен. Образ строений, сложившийся в сознании людей поддерживается и укрепляется, но никак не искореняется. Минимальное вмешательство в образ здания оказывает заливающая подсветка, создаваемая прожекторным светом. Она освещает объект подобно солнечным лучам, равномерно воздействуя на всю фасадную площадь.
Способ подсветки, отвергающий архетип здания, создает зрительный «ночной» образ, почти не имеющий ничего общего со своим «дневным» прототипом. В этом случае осветительная аппаратура «играет» на особенностях светораспределения, самостоятельно влияя на зрительное восприятие человека. Характер сооружений, определяет в данном случае свет, не просто воссоздающий объем в темноте, но и вкладывающий в образ определенный смысл. Зрительское впечатление при этом формируется искусственным образом и является плодом инженерной мысли.
Подсветка создает удивительную, потрясающую иллюзию. Но нужна ли эта иллюзия повсеместно? Например, в спальных городских районах архитектурная подсветка наверняка не принесет пользы, а только создаст неудобство. К примеру, красный, синий или лиловый свет, бьющий ночью в окна, способен вывести из равновесия самых невозмутимых индивидов. Поэтому манипуляция светом на жилых домах практически отсутствует, что является вполне здравым решением. Умеренное уличное освещение в спальных районах, обеспечивающее элементарную безопасность без дополнительных изысков, вполне удовлетворит потребности населения и не вызовет негодования и протестов.

маленькие штрихи создания чуда

В первую очередь создание чуда начинается с запретов. Ведь при световом проектирование легко не только вызвать у публики восхищение, но и травмировать психологическое состояние той же самой публики. Ни для кого не секрет, что определенное световое воздействие формирует не только положительные человеческие эмоции, но и отрицательные: недовольство, раздражение, гнев, агрессию. Во избежание негативных последствий влияния света, степень освещенности зданий нормируется. Согласно требованиям «перепады» освещения, т.е. степень максимально освещенных участков по отношению к менее освещенным не должна превышать двадцати. Ограничительные рамки перепадов световой интенсивности создают равномерный переход освещаемых зон друг в друга. Равномерность же является залогом положительной реакции людей на световой фон. Слишком яркие источники света приглушаются. Уровень равномерности освещения улиц не нарушается. Подсветкой не оснащаются зеркальные поверхности.
В остальных случаях – все, что не запрещено, то разрешено. Светотехники «обыгрывают» фасады зданий разными способами. Классический и самый распространенный прием в освещении – использование заливающего света, равномерно распределенного по всему фасаду, с помощью которого обозначаются границы здания. Заливающий свет может комбинироваться с подсветкой отдельных архитектурных элементов здания, как то колоннад и портиков. Причем комбинирование осуществляется с учетом особенностей света. Например, теплые световые потоки противопоставляются холодным. Подобную подсветку можно обнаружить на многих объектах. Заливающий холодный свет «разбавляется» теплым цветом подсветки колон, и наоборот теплый заливающий цвет служит хорошим фоном для «холодной» подсветки портиков.
С помощью света можно даже зрительно увеличить или уменьшить массу здания. Стоит лишь «обыграть» градиентное нарастание или уменьшение яркости фасада по высоте. Освещенные интенсивным светом участки здания как бы меняют вес и выглядят на фоне менее освещенных зон более массивным. Утрированно говоря, обычный куб при правильном освещении, можно визуально превратить в египетскую пирамиду, врастающую в землю, или в летающую тарелку, лишенную жесткой связи с земной поверхностью.
Если строительные формы представляют собой пространственные конструкции, то заливающий свет «разбавляют» разноцветным освещением или особо яркими световыми лучами.

для идеалистов и прагматиков

На одних и тех же архитектурных формах различные сочетания света создают определенные заданные эффекты, выверенные и просчитанные заранее. Свет привлекает внимание, скрывает недостатки формы, создает визуальный обман, рисует придуманный мир, или просто открывает человеческому восприятию объект, скрытый темнотой. Вопросы световой «игры», представляющие интерес для людей творческих профессий не оставляют равнодушными и абсолютных прагматиков, мало интересующихся визуальными преображениями, но внимательно изучающих доходные статьи. Да. Архитектурное освещение «съедает» немалое количество энергии, а значит и требует на содержание значительных средств. Но при высокой затратности оно, приносит дивиденды в виде маркетинговых преимуществ. Подсветка увеличивает стоимость объекта, а значит и расценки за арендную площадь, привлекает внимание туристов, частично формирует имидж владельца недвижимости. Да мало ли… В любом случае научно-прикладное осветительное архитектурное искусство активно развивается и меняет среду человеческого окружения к лучшему, радуя идеалистов и принося прибыль прагматикам.

www.chitalnya.ru

Архитектурное освещение зданий.

Доступно о светотехнике

Понятие «архитектурное освещение» прежде всего, включает в себя архитектурное освещение зданий. Под архитектурным освещением зданий подразумевается художественная подсветка фасадов, т.к. фасады здания являются выразителями его архитектурных особенностей.
Архитектурное освещение может быть выполнено светильниками, закрепленными непосредственно на фасад (читайте статью «Светильники для фасадов») или светотехническим оборудованием, установленным на опорах освещения. В последнем случае мощные осветительные приборы со специальными цветными фильтрами позволяют создавать интенсивное освещение всей площади фасада.
Еще один вариант архитектурного освещения фасадов зданий – установка светильников встраиваемых в грунт вблизи стен здания. Светильники могут быть направлены на фасад здания, иметь ассиметричный отражатель или вверх, и результатом применения такого светотехнического оборудования обычно является мягкая заливающая подсветка всего фасада здания, без каких либо акцентов.
Проекты архитектурного освещения обычно предусматривают использование одного способа художественной подсветки фасадов зданий. Однако, в некоторых проектах фасадной подсветки, где используется освещение мощными световыми приборами, установленными не на фасаде здания, могут применяться и светильники для фасадов. Например, для создания акцентов на отдельных элементах фасада.
Подсветка фасадов, реализованная при помощи светильников, смонтированных на фасаде зданий боле сложна и многогранна. Расположение световых приборов на фасаде, их мощность и направленность световых лучей должны быть увязаны с архитектурой здания, его пропорциями, стилем постройки, особенностями его использования и требованиями заказчика. К последним, в частности, могут относиться требования городских властей, задачей которых является недопущение сильных отличий в подсветке фасадов зданий на одной улице или даже в целом в центре города.
Архитектурно художественное освещение фасада обычно подчеркивает горизонтальные линии фасадов зданий, например, верхний горизонт или линию, отделяющую цоколь здания от верхних этажей. Архитектурные элементы здания, такие как колонны, портики, барельефы, наличники окон и пр. выделяются вертикально направленными световыми приборами. Также, прожектора могут быть установлены в простенках между окнами и быть направлены вверх и вниз. Для зданий современной архитектуры возможно использование светильников с возможностью направления светового луча в 4 стороны. В результате применения таких световых приборов на фасаде здания получается «световой крест». Такой прием, довольно популярен в подсветке фасадов в последнее время. Практически все известные производители светотехники для архитектурного освещения зданий в последние год-полтора ввели в свой ассортимент светильники такого типа, а значит это уже тенденция.
Архитектурно художественное освещение зданий, если говорить о его проектировании, представляет собой визуализацию в трехмерных компьютерных программах предлагаемой концепции освещения. Исходя из архитектурных требований и технических параметров подходящего для этих целей светотехнического оборудования, проектировщик освещения создает компьютерную модель (эскиз, изображение) подсветки фасада здания в темное время суток. Фактически созданное изображение является всего лишь выражением желаемого заказчиком и представляемого проектировщиком. Поэтому, чем профессиональнее и опытнее специалист по архитектурному освещению, тем выше вероятность, что конечный результат будет в полной мере соответствовать нарисованной картинке.
Архитектурное освещение зданий тесно связано с понятием «светодизайн». Именно архитектурно художественное освещение требует не только технических знаний, но в большей мере ставит перед специалистом по освещению творческую задачу. Решением этой задачи будет выразительный запоминающийся образ здания в темное время суток, созданный при помощи архитектурного освещения.
С.Исполатов
Компания СТК Системы освещения.

www.svetstk.ru

Архитектурное освещение общественных зданий | группа компаний 500lux

Наружное освещение фасадов общественных зданий: особенности разработки проекта

Для чего устанавливается архитектурное освещение общественных зданий? Наружное освещение в этом случае позволяет подчеркнуть главные достоинства фасада здания, выделить сооружения среди других окружающих построек и указать на историческую ценность объекта.

Виды архитектурного освещения для зданий общественного характера

Какие существуют типы архитектурного освещения?

  • — заливающий свет;
  • — локальное наружное освещение;
  • — скрытая подсветка.

Первый тип создается при помощи прожекторов различного уровня мощности. Крупногабаритные источники света создают заливающую подсветку, а менее мощные прожекторы – направленный свет. Такое наружное освещение подчеркивает историческую ценность сооружения и выделяет его стилевые особенности. Металлогалогены устанавливают по периметру сооружения (на земле или на крышах ближайших построек). Источники направленного света монтируются на опоры объекта. Задача последних – максимально акцентировать внимание на наиболее интересные места.

Локальное наружное освещение – подает свет исключительно на ограниченную часть строения. Как показывает практика, чаще всего его используют для подсветки табличек, символики, рельефа или колон. Если было принято решение купить подсветку подобного типа, то следует выбрать оборудование, способное гармонично дополнить архитектурный стиль.

Скрытая подсветка – такое наружное освещение является основой для создания уникальных световых рисунков. Цель скрытой подсветки – ненавязчиво продемонстрировать красоту архитектурных линий и одновременно добавляет в геометрию сооружения дополнительные световые эффекты.

Лучшие специалисты по разработке архитектурного освещения общественных зданий

Где купить подсветку? Архитектурное освещение является основной специализацией деятельности множества компаний. Более 50% организаций не способны предоставить в конечном итоге желаемый результат. Каковы причины?

  • — Низкий уровень профессионализма персонала.
  • — Предлагают купить подсветку с использованием дешевого китайского низкокачественного оборудования.
  • — Неспособность определить главные особенности общественного здания.

Наша компания предлагает купить подсветку на максимально выгодных условиях для потребителя. Чем мы отличаемся от других компаний?

  • — Предоставляем 10-летнюю гарантию.
  • — Разрабатываем индивидуальные проекты, без использования шаблонов.
  • — Экономим заказчикам расходы на освещение путем правильного подбора оборудования.

С нами купить подсветку вовсе не проблема. Сотрудники предложат несколько проектов по определенному общественному зданию, среди которых заказчик самостоятельно выбирает наиболее подходящий вариант.

500lux.ru

Светодиодное архитектурное освещение фасадов и зданий

Специалисты по светотехнике стремятся изменить привычный вид городов в темное время суток — они создают проекты, которые не оставляют здания и объекты незамеченными. Такое решение приветствуется в городах с историческими памятниками и большим потоком туристов. Также современное архитектурное освещение — это действенное рекламное средство. Архитектурное освещение — неотъемлемая часть ночного городского пейзажа.

Архитектурное освещение – это умело созданная игра света, которая позволяет расширить оригинальные дизайнерские задумки в темное время суток. Специалисты по светотехнике стремятся изменить привычный вид городов в темное время суток — они создают проекты, которые не оставляют здания и объекты незамеченными. Такое решение приветствуется в городах с историческими памятниками и большим потоком туристов. Также современное архитектурное освещение — это действенное рекламное средство.

Содержание:
— Применение архитектурного освещения
— Основные типы архитектурного освещения зданий
— Какие светильники применяются для архитектурного освещения?
— Архитектурная подсветка — имидж любого здания

Идея наружного освещения фасадов зданий и архитектурных объектов появилась в США после того, как была окончена Первая мировая война — в этот период Манхэттен, самый популярный район Нью-Йорка, был превращен в нереальный по светоизлучению остров. Для Европы эта тенденция пришла в параллели со стремлением эстетично оформить современные города, которым архитекторы стремились придать утонченность и изысканность. Европейская сдержанность не приняла «кричащие» американские традиции — Старый Свет последовательно придерживался традиций, которые формировались столетиями, и во всем демонстрировал чувство меры. Вплоть до начала 60-х годов прошлого века архитектурное наружное освещение было на втором месте. Но тенденция все же набирала обороты и у специалистов появлялись новые идеи, воплощение которых требовало знаний и определенного уровня мастерства.

Если говорить о России, то самые массовые электрические зрелища пришлись на коронацию Александра III в 1883 году. Тогда лампочки Эдисона (которые большевики переименовали в лампочки Ильича) зажглись на высокой колокольне храма Ивана Великого в количестве трех с половиной тысяч. Только выстроенный храм Христа Спасителя осветили лучи прожекторов и дуговых ламп, которые били с башен Кремля. Художники, жившие в то время, запечатлели невиданное по красоте событие во многих картинах. Уже во времена Советского Союза архитектурная подсветка пользовалась успехом у приверженцев сталинского неоклассицима, которому были характерны монументальность и ансамблевость. А на фасадах «сталинок» часто располагали скульптуры, требующие локальной подсветки. Сейчас эти высотки выглядят, как современные архитектурные объекты, благодаря грамотной и яркой подсветке.
Архитектурное освещение — неотъемлемая часть ночного городского пейзажа

Архитектурное освещение – это умело созданная игра света, которая позволяет расширить оригинальные дизайнерские задумки в темное время суток. Специалисты по светотехнике стремятся изменить привычный вид городов в темное время суток — они создают проекты, которые не оставляют здания и объекты незамеченными. Такое решение приветствуется в городах с историческими памятниками и большим потоком туристов. Также современное архитектурное освещение — это действенное рекламное средство.

Идея наружного освещения фасадов зданий и архитектурных объектов появилась в США после того, как была окончена Первая мировая война — в этот период Манхэттен, самый популярный район Нью-Йорка, был превращен в нереальный по светоизлучению остров. Для Европы эта тенденция пришла в параллели со стремлением эстетично оформить современные города, которым архитекторы стремились придать утонченность и изысканность. Европейская сдержанность не приняла «кричащие» американские традиции — Старый Свет последовательно придерживался традиций, которые формировались столетиями, и во всем демонстрировал чувство меры. Вплоть до начала 60-х годов прошлого века архитектурное наружное освещение было на втором месте. Но тенденция все же набирала обороты и у специалистов появлялись новые идеи, воплощение которых требовало знаний и определенного уровня мастерства.

Если говорить о России, то самые массовые электрические зрелища пришлись на коронацию Александра III в 1883 году. Тогда лампочки Эдисона (которые большевики переименовали в лампочки Ильича) зажглись на высокой колокольне храма Ивана Великого в количестве трех с половиной тысяч. Только выстроенный храм Христа Спасителя осветили лучи прожекторов и дуговых ламп, которые били с башен Кремля. Художники, жившие в то время, запечатлели невиданное по красоте событие во многих картинах. Уже во времена Советского Союза архитектурная подсветка пользовалась успехом у приверженцев сталинского неоклассицима, которому были характерны монументальность и ансамблевость. А на фасадах «сталинок» часто располагали скульптуры, требующие локальной подсветки. Сейчас эти высотки выглядят, как современные архитектурные объекты, благодаря грамотной и яркой подсветке.

arh-svet.ru

Архитектурное освещение: объекты и способы

Главная > Информационный раздел > Архитектурное освещение > Архитектурное освещение: объекты и способы

Архитектурное освещение — одно из наиболее востребованных в настоящее время направлений в уличном освещении и световом дизайне. Сказанное определяется двоякой природой его применения. С одной стороны – это эстетика, создание обозримой красоты зданий, сооружений и других объектов, преображение обычных городских улиц в живописные картины, создание неповторимых визуальных ощущений и впечатлений. В то же время, архитектурное освещение – это и функциональность, связанная с его применением в коммерческой деятельности.

Здание предприятия, магазин, офис, ресторан, отель и многие другие коммерческие объекты смотрятся гораздо выгоднее при правильно выстроенном фасадном освещении. Они выделяются среди других зданий, запоминаются, заранее создают приятные впечатления, предвосхищают успешное сотрудничество.

Традиционно выделяют следующие группы объектов архитектурной подсветки:

  • Городские здания — административные, коммерческие; жилые, исторические, художественные и др.;
  • Загородные дома, коттеджи, небольшие гостиницы;
  • Памятники истории и искусства;
  • Мосты и другие сооружения.


Естественно, каждый объект имеет свою специфику, определяющуюся формой, фактурой, цветом и другими характеристиками, располагается в разных условиях и обстановке, имеет разные цели  задачи освещения. Кроме того, освещение объекта  должно гармонично вписываться в облик места его расположения, что определяется не только мнением дизайнеров и архитекторов, но и зачастую разрешением компетентных государственных органов (Росохранкультуры, Госстрой и др.)
Данные обстоятельства определяют выбор метода (способа) архитектурного освещения:

Общее заливающее освещение. Позволяет обеспечить целостное восприятие объекта. Достигается за счет направления мощного пучка света от прожекторов, расположенных на значительном расстоянии от объекта, монтированных на опорах, на земле или других зданиях с помощью кронштейнов. Предпочтительно для освещения больших отдельно стоящих объектов: церквей и соборов, памятников, крупных административных зданий, театров, музеев и т.д. Требует обеспечения мощности, чистоты света, недопущения паразитного освещения, гармоничного сочетания с окружающим пространством.

 

Локальное освещение. Позволяет выделить отдельные фрагменты зданий: барельефы, карнизы, балконы, оконные своды. Таким образом достигается эффект «невесомости» конструкции. Является наиболее универсальным приемом архитектурного освещения. Контраст освещенных и неосвещенных деталей здания очень выгодно выделяет его в ночное время, к тому же позволяет экономить на энергозатрат в сравнении, например, с полной световой заливкой. Световое оборудование устанавливается в непосредственной близости или на самих освещаемых поверхностях. Предполагается использование светильников и прожекторов небольшой и средней мощности. Ключевое значение в этой связи приобретает их компактность, мобильность и долговечность.

 

Световые фасады. Новые архитектурные формы, широкое применение стекла, приоритет использования естественного освещения в дневное время определили тенденцию к строительству современных зданий со сплошных остеклением фасадов. Добиться идеальной подсветки таких фасадов традиционными методами невозможно, в силу пропускных свойств стекла, затруднений при монтаже осветительного оборудования и ряде других факторов. В таких случаях целесообразно устанавливать световые приборы внутри помещения (на потолках) и направлять световой поток на стекло под определенным углом. Таким образом достигается необходимый осветительный эффект. Естественно, использование такого освещения не должно препятствовать работающим в помещении людям.

 

Фоновая заливка. Такой способ освещения позволяет за счет светового выделения фона (заднего плана и бокового окружения) проявить силуэт, формы и очертания самого объекта. Данный прием целесообразен при освещении зданий с колоннами. Достигается эффект величия, строгости, массивности сооружения. К тому же, в этом случае из основного поля зрения полностью исключаются конструкции самих светильников, а их установка не наносит вреда материалам и структуре объекта, в большинстве случаев, представляющего большую историческую и культурную ценность.

 

Контурное освещение. Уже из названия видно, что данный вид освещения предполагает световое выделение контуров здания. Это может быть как одна грань постройки (крыша), периметр (с одной стороны, например, фасад) или же все контурные границы строения. Возможности такого освещения ограничиваются лишь воображением светового дизайнера и бюджетом проекта освещения. Достигается за счет использования линейных светильников, неоновых ламп, светодиодных трубок небольшой мощности. Преимущества последних заключается в большей надежности, возможности использовать динамические эффекты в освещении, снижении энергозатрат.

 

Динамическое освещение. Достигается за счет амплитудных изменений цвета, яркости, смешения оттенков при помощи линейных светодиодных прожекторов, светодиодных трубок и другого соответствующего оборудования. Сочетание различных приемов (заливка, акценты, контуры) динамического освещения «вносит жизнь» в стационарные объекты, привлекает внимание, удивляет, радует. Современное оборудование позволяет получать практически любые динамические эффекты на архитектурных и рекламных фасадах – от цветомузыки до трансляции практически любого видеоряда.


Развитие архитектурного освещения неизбежно требует дальнейшей эволюции знаний в области проектирования и дизайна, а также использования современных световых технологий, среди которых приоритетным решением становится использование светодиодной продукции.

 

2svet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *