Кто изобрёл лампочку Ильича
Лампочка Ильича
Все мы слышали название лампочка Ильича. Но действительно ли Владимир Ильич Ленин изобрел эту лампочку? Конечно же нет.
Её назвали в честь великого революционера по той причене, что при Ленине стали прокладывать ЛЭП по всей стране. И тогда в домах крестьян появились такие лампочки.
Сегодня трудно представить себе жизнь человека без электричества. И, когда на некоторое время отключают свет, у многих людей начинается паника, и все вокруг как будто останавливается — не работают электроприборы, отсутствует интернет, нет тепла, не светят лампы.
Говорят, что первая в мире лампочка появилась много тысячелетий назад. Древние египтяне для освещения своего жилья использовали специальные сосуды, сделаны они из глины, в которые были встроены фитили из хлопчатобумажной ткани. Также подобными светильниками пользовались и жители Каспийского побережья, только они вместо оливкого масла использовали нефть.
Спустя столетия, в Средние века, была изобретена первая восковая свеча. Ее делали из воска пчел, она была доступным почти всем жителям. Многие учение тоже внесли свою частичку знаний в развитие лампочки, например, Леонардо да Винчи пытался изобрести керосиновую лампу.
Но не смотря на все старания и усилия первая лампочка, которая хоть чуть-чуть напоминала современную и была более безопасной появилась в 19 веке. И спустя еще четверть века появилась первая электрическая лампочка.
И сегодня, идет спор кто же изобрел первую современную лампочку?
Говорят, что первым был наш соотечественник Яблочков Павел Николаевич. Его рукам была изобретена не только лампочка, но и электрическая свеча. Свечи использовались для освещения улиц в ночное время суток, правда, их приходилось менять каждые полтора часа. Свечами стали широко пользоваться в народе, ими освещали дома, улицы, магазины, такое освещение использовали в театрах.
Примерно, в 1872 году российский инженер-изобретатель Лодыгин Александр Николаевич открыл или все же изобрел первую электрическую лампочку. Такая лампочка способна была гореть около получаса. Позже, путем выкачивания из нее воздуха, увеличился срок службы лампочки.
Параллельно с Лодыгиным, американский ученый Томас Эдисон в 1879 году начал использовать угольную нить из бамбука, и лампа его горела сотни тысяч часов. Также, английский изобретатель Джозеф Сван в 1878 году изобрел лампочку в форме стеклянной колбы. Два ученых слепили два своих изобретения в одно целое, и стали выпускать первые электрические лампочки.
valentin-pikul.ru
Лампочка без Ильича
«Войну токов» справедливо назвали самым многострадальным проектом современного Голливуда. Написанный ещё в 2008 году, сценарий Майкла Митника о борьбе сторонника электросетей, основанных на постоянном токе низкого напряжения, знаменитого изобретателя Томаса Алвы Эдисона и сторонников сетей на переменном токе высокого напряжения, во главе с Джорджем Вестингаузом и Николой Теслой, долгие годы числился среди «пр
Но не тут-то было: сексуальный скандал, уничтоживший репутацию и карьеру Вайнштейна, похоронил и «Войну токов».
Официальный трейлер фильма «Война токов». Режиссёр Альфонсо Гомез-Рехон
О выпуске фильма Weinstein company осенью 2017 года речь идти не могла: в экран попросту полетели бы тухлые яйца, а критики, подзадоренные феминистками из кампании metoo ставили бы ленте низшие баллы. Фильм вышел на экраны только два года спустя, осенью 2019-го, в режиссёрской версии Альфонсо Гомес-Рехона. Демонстрируется он в по-прежнему не слишком благоприятной атмосфере, при отсутствии особого интереса у публики и критиков. Цель уже не в том, чтобы получить призы или собрать кассу, а в том, чтобы вернуть хотя бы что-нибудь из потраченных 30 миллионов долларов.
Ситуацию могли бы изменить драматичность повествования или яркий художественный язык. Но, увы, «Война токов» лишена как того, так и другого.
Рваный монтаж, повторяющиеся до бесконечности планы: Эдисон у себя в лаборатории, Тесла играет в бильярд, Вестингауз обнимается с женой, Дж. П.Морган с красным носом ходит всюду со своими адвокатами. Центральный культовый объект фильма – большая карта Америки с ввинчиваемыми лампочками на месте «захваченных» или «утраченных» компанией Эдисона городов тоже играет крайне слабо, даже разбивают её в конце не слишком эффектно.
«Война токов» оказывается какой уже по счёту эксплуатацией амплуа Бенедикта Камбербэтча в качестве «Шерлока» – колючего, асоциального, местами – неуправляемого и аморального гения. Но, простите, за 10 лет мы всё это уже видели – в «Шерлоке», в «Пятой власти» в роли Джулиана Ассанджа, в «Игре в имитацию» в роли Алана Тьюринга, в «Докторе Стрэндже». Наконец, не так давно Камбербэтч сыграл в телефильме «Брэкзит» в той же манере нынешнего гения британской политики (либералы считают – злого) Доминика Каммингса, человека, организовавшего Брэкзит и четверговый триумф консерваторов на всеобщих выборах. Честное слово, прекрасному актёру уже пора дать возможность сыграть кого-то другого. Тем более что образа Эдисона Камбербэтч совершенно не уловил. У него получился чувствительный меланхоличный романтик-невротик.

Бенедикт Камбербэтч. Фото: Faye Sadou/AdMedia / Globallookpress
Настоящий Томас Алва Эдисон был предпринимателем до мозга костей, начавший своё дело будучи подростком. Это был гениальный плагиатор и пиарщик, присвоивший себе тысячи чужих изобретений и почти ничего не изобретший самостоятельно, зато как никто умевший делать себе хорошую прессу и превратившийся в своего рода поп-идола тогдашней Америки. Создатели фильма ещё и сделали зачем-то из Эдисона примерного семьянина, бесконечно страдающего от смерти первой жены. Хотя на деле он женился во второй раз через полтора года после её кончины, а большого внимания домашним делам и вовсе не уделял.
Фильм получился про «войну хорошего с лучшим». И хотя по ходу борьбы убивают лошадь и изобретают электрический стул, в ней категорически не хватает жёсткости, злости и цинизма. Причина в общем понятна: и созданная Морганом на основе компании Эдисона General Electric, и Westinghouse Electric остаются крупными игроками на мировом энергетическом рынке (компанию Вестингауза некоторые конспирологи даже подозревают в лоббировании сериала «Чернобыль», так как она пытается вытеснить российские реакторы и тепловыделяющие элементы с восточноевропейских рынков). Тут волей-неволей приходится никого не обижать.
Нет у «Войны токов» и внятной идеологии. Казалось бы, она намечалась в начале: дешёвое и практичное электричество вытесняет опасный и противно пахнущий газ из уличного освещения. Как тебе такое, Илон Маск? И тебе, Грета Тунберг? Обойдёмся, пожалуй, своим электричеством без русских и их злого имперского газа. Эту идею можно было бы развить, но она так и осталась в начале, тем более что по ходу сюжета именно газовый магнат Вестингауз ухитряется перевести свою терпящую крах с приходом электричества бизнес-империю на новые электрические рельсы.
Можно было бы построить фильм на идее противостояния американского самородка, который верит в бизнес-схемы и пиар, и не сомневающихся в науке и трезвом математическом расчёте выходцев из Европы (Вестингауз – потомок немцев, вокруг него было много немцев, серб Тесла, русский Лодыгин, о котором речь дальше). Но и тут «мораль» фильма американскому зрителю в конечном счёте вряд ли понравилась бы: европейцы победили.
В результате получился вязкий и поверхностный фильм ни о чём, содержание которого можно понять, только если непрерывно справляться с «Википедией» и письменными источниками. Не то чтобы совсем плохой, но рекомендовать его можно только любителю.
«Война токов» интересна не тем, что в ней есть, а тем, чего в ней нет. В фильме бросается в глаза тотальное умолчание о роли русских изобретателей в развитии электрического освещения. Томас Алва Эдисон представлен как единоличный изобретатель ламп накаливания, который затратил огромные усилия для того, чтобы увеличить срок их службы. То, что не он один работал в этом направлении, сказано между делом и без всяких подробностей.
Между тем, мы не выросли в мире «ламп Эдисона». Мы выросли в мире «ламп Лодыгина». Именно великий русский изобретатель Александр Николаевич Лодыгин
Судьба изобретений Лодыгина в России оказалась неровной: лампа накаливания сперва не прижилась, так как её вытеснила в 1870-е годы казавшаяся тогда более перспективной дуговая «свеча Яблочкова», светоотдача которой на первых порах была намного выше, чем у ламп накаливания. 1870-е годы были для Европы временем моды на «русский свет». Впрочем, на заводе, созданном Павлом Николаевичем Яблочковым, производились и лампы Лодыгина. В итоге лампа накаливания вернулась к нам из-за океана как «американское изобретение».
Александр Лодыгин. Репродукция ТАСС
Эдисон же занялся электролампами только в 1879 году. За основу своей версии лампы он взял работы английского химика и физика Джозефа Уилсона Суона, зарегистрировавшего патент в 1878 году и… лампы Лодыгина. С Суоном Эдисон неоднократно судился (один раз суд признал недействительными патенты обоих), на процессах постоянно всплывало имя Лодыгина, но как действующее лицо он не привлекался. Доступность Эдисону лодыгинских ламп была установлена ещё в начале ХХ века, когда русская общественность поставила вопрос о приоритете Лодыгина.
Близкий к кружку лиц, работавших с Лодыгиным над усовершенствованием лампы накаливания, лейтенант флота А.М. Хотинский… уезжая в Америку, взял с собой несколько образцов изготовленных в России ламп и показывал их Эдисону...
— говорил на Всероссийском электротехническом съезде в 1910 году М.А. Шателен.
Сущностью работы Эдисона как изобретателя было именно это: взять чужие изобретения и довести их всевозможными усовершенствованиями, действительными и мнимыми, до состояния, когда он мог зарегистрировать собственный патент. Потом при помощи судов запрещать всем остальным пользоваться этим изобретением. А работая с прессой, убедить публику, что это он создал новое чудо техники.
Если внимательно проштудировать биографию Эдисона, то, собственно, трудно установить, что изобрёл Эдисон,
— отмечал М. Гофман в докладе «Изобретения и успехи материальной культуры», изданном в Одессе в 1918 году.
«Биографы Эдисона рассказывают, что великий американец изобрёл автоматический телеграф, но всякий знает из истории бессмертные имена Морзе, Юза, Уитсона и в последнее время Мурея и Бодо, – отмечал Гофман. – Далее биографы указывают, что Эдисон является изобретателем телефона, но опять-таки история телефона называет всем известные имена Белла, Адера, Сименса… Затем биографы много говорят о фонографе… действительно, Эдисон является творцом чудесной игрушки». Фонограф Эдисон, похоже, и в самом деле изобрёл сам, однако тот почти сразу же был вытеснен из употребления граммофоном Эмиля Берлинера.
В таланте коммерсанта, делающего из гениальных изобретений практичные, Эдисону, безусловно, не откажешь, как и в гении пиарщика. И он, безусловно, немало сделал для того, чтобы электролампа стала массовым коммерческим продуктом доступным по низкой цене. Но и у Лодыгина всё было не так плохо.
Казалось, что Россия станет страной – пионером электротехники. В 1883 году, во время коронации императора Александра III, Кремль и центр Москвы получили яркое электрическое освещение. 8 апреля 1884 года Лодыгин был награждён за участие в Венской электротехнической выставке орденом Станислава III степени.
Лодыгинские лампы, изготавливаемые под неусыпным наблюдением их творца на заводе Яблочкова, получили название русских. На выставке в Вене русские лампы опередили по многим показателям зарубежные. Они были долговечны – служили до 1000 часов и более. Они были разнообразны – для напряжений от 2 В до 52 В. И они были экономичны: если эдисоновские потребляли 5 Вт на свечу, свановские – 5,9 Вт, максимовские – 6 Вт, то русские – всего 2,6 Вт. Кроме того, они были удобны в пользовании – включались в сеть, как сегодняшние электроприборы: два контактных стерженька лампы просто втыкались в патрон типа розетки… «Ла Люмьер электрик» в защиту истинного творца системы электрического освещения: «А Лодыгин? А его лампы? Почему уж не сказать, что и солнечный свет изобрели в Америке?» Так писал журнал в 1881 году после шумного показа Эдисоном своих ламп на Всемирной электрической выставке в Париже,
— пишет биограф Лодыгина Людмила Жукова.
Однако в России явно не хватало капиталов для налаживания массового производства электроламп и создания больших прибыльных электросетей. В этом смысле превращающаяся в экономический центр капиталистического мира Америка безусловно имела гигантскую фору, и Эдисон был скорее воплощением этого экономического могущества Штатов, чем пророком будущего (пророком был, если уж на то пошло, Никола Тесла, и, что характерно, в фильме даже не упомянуто его сербское происхождение. Эмигрант – и всё). Кроме того, в молодости Лодыгин был связан с народниками, и, когда пошли аресты близких знакомых, Александр Николаевич предпочёл покинуть Россию, перебравшись сначала в Париж, а затем за океан – к Вестингаузу.
Здесь бы и появиться в фильме «Война токов» Лодыгину, подлинному создателю электролампочки, который сыграл, видную роль в победе Вестингауза над Эдисоном. Именно он сделал для Вестингауза лампы, патенты на которые Эдисон не мог оспорить (в фильме говорится о том, что судиться за авторство лампочки Эдисону бессмысленно, но совершенно не объясняется – почему). Секретом Вестингауза, блестящего инженера, глубокого и очень порядочного человека, было умение собирать в команду лучшие умы и хорошо им платить. Так он и поступил, позвав к себе Лодыгина и Теслу. Русский и серб подружились, и Тесла даже написал статью о переменном токе в русский журнал «Электричество».
Кстати, на основе идей Теслы в 1889 году ещё один русский, работавший в немецкой фирме AEG Михаил Осипович Доливо-Добровольский (1862-1919) изобрёл трёхфазный электродвигатель, самый распространённый электродвигатель в мире.
Кульминацией «Войны токов» является торжество Вестингауза на Всемирной выставке в Чикаго. Комиссия устроителей отдаёт предпочтение его току перед эдисоновским, и рабочие вкручивают яркие лампочки из красивых ящиков с надписью Westinghouse Electric, а потом 100 тысяч этих ламп делают из ночи день. Но что это были за лампы, в фильме снова не сказано. Это были не вакуумные лампы, а лампы, заполненные азотом. Лодыгин и Вестингауз реализовали старую идею русского учёного о ламповой колбе, заполненной газом.
В 1894 году Лодыгин снова возвращается в Париж, работает там в фирме, создающей автомобили. Потом меняет ещё несколько работ в Европе и США, разрабатывает лампы с нитями из тугоплавких металлов и свой главный шедевр – лампу с вольфрамовой нитью, патент на которую продаёт General electric в 1906 году.
В 1907-м Александр Николаевич возвращается в Россию, где его ждут с распростёртыми объятиями. Это уже другая страна, чем та, которую он покинул четверть века назад. Волей императоров Александра III и Николая II произошла масштабная индустриализация, которую лишь отчасти справедливо называют «виттевской».
И вот начинается новая, «столыпинская» фаза промышленного переворота – электричеством никого не удивить, а вот инженеры в чести. Открывается множество новых политехнических вузов, огромен спрос на знания и инновации, просыпается национальное самосознание, и в русском обществе всё громче раздаются требования признать приоритет Лодыгина и покончить со слепым американопоклонством.
Сам Александр Лодыгин оказывается вровень столыпинской эпохе. Он проявляет себя не только как инженер и изобретатель, но и как политический публицист. Последовательный русский националист он публикует в 1912 году, к очередным думским выборам, один из программных документов Всероссийского национального союза (ВНС) – брошюру «Националисты и другие партии». В ней он упрекает как крайне правых, так и левых в том, что они не выражают подлинных интересов русской нации:
…Ни крайняя правая, ни левые партии не сумели стать носительницами государственных идей и задач… оказались каждая неспособною возвыситься до сознания общегосударственных (практических, экономических, духовных) нужд и потребностей народа и общегосударственной пользы.
С неприязнью он пишет о кадетах, полагавших, «что наименование страны Россиею есть несправедливость и что это наименование следует изменить. И в самом деле, видный кадет профессор Н.И. Кареев однажды заявил с думской трибуны, что название «русский народ» устарело и нужно его заменить на «народы, населяющие Россию».
Антинациональным партиям Лодыгин противопоставлял последовательный русский национализм, основанный на идее господства русского этноса в России и на прогрессивном развитии жизненных сил русской народности:
Национальная партия провозглашает, что цель ея: а) господство русской народности в пределах Российской империи; б) укрепление сознания русского народного единства; в) устройство русской бытовой самопомощи и развитие русской культуры.
Вот такая политическая идея была у создателя лампы накаливания: господство русского народа + электрификация всей страны. И такой же идеологии придерживались в этот период многие русские люди. Активным сторонником ВНС был, к примеру, величайший из творцов тогдашней авиации Игорь Иванович Сикорский. С ним Лодыгина, впрочем, роднили не только убеждения: оба инженера вели разработки в области аппаратов с вертикальным взлётом – геликоптеров-вертолётов, прерванные революцией и увенчавшиеся успехом для Сикорского уже лишь в Америке.
Прервано революцией было и служение Родине Лодыгина. Он не принял февральского переворота, свержения монархии и разгула левых, раньше многих осознав, к чему движется страна. В июле был уволен с работы в городской управе Петрограда, а в августе 1917 года Лодыгин отправляется в США, где у него сохранилась кое-какая собственность и капиталы. На приглашение большевиков приехать реализовывать украденный новой властью у царских инженеров план ГОЭЛРО Лодыгин отвечает отказом, а в 1923 году он скончался.
Суть большевистского плана электрификации состояла в том, чтобы взять разработки царских инженеров довоенного времени, реализовать их и объявить «достижением революции», якобы «в принципе невозможным при царизме». На самом деле, план ГОЭЛРО основывался полностью на разработках таких инженеров, как Лодыгин, который лично составил проекты электрификации сельской местности Олонецкой и Нижегородской губерний. Реализация этих планов была задержана только войной.
Это вообще удивительная черта коммунистических режимов – выбирать в качестве своих символов электростанции, электропровода, плотины ГЭС, шестерёнки роторов и прочее, что изобретено было… при капитализме и царизме. Дореволюционную Россию принято было изображать и вовсе варварской страной, в которой не было ничего, кроме царя, жандармов, попов, лаптей и медведей. И якобы только товарищ Ленин внёс в это царство тьмы электрический свет.
Именно эту идею должно было донести знаменитое фото Аркадия Шайхета «Лампочка Ильича», сделанное в 1925 году. Однако крестьянину на этом фото – не более 45-50 лет, то есть он… младше самой лампочки, изобретённой именно в «лапотной» царской России Александром Николаевичем Лодыгиным в 1872-1874 годах. Под видом американского прогресса, принесённого коммунистами, русскому крестьянину давали изобретение российского инженера и русского националиста.
В эпоху «борьбы с космополитизмом» о Лодыгине власть, по счастью, вспомнила – охотно писали о его приоритете, о плагиате Эдисона, называли улицы. Но это, по-прежнему, была полуправда – необходимо было любой ценой проклинать царизм, который не давал реализоваться гению, и замалчивать подлинные национальные убеждения А.Н. Лодыгина (как замалчивался русский национализм Д.И. Менделеева и многих других).
Глупо было бы упрекать американцев за то, что в «Войне токов» они решили не рассказывать ничего о русском изобретателе лампы накаливания. Их задачей было прославлять своего национального гения.
Гораздо больше вопросов к российскому кинопроизводству.
«Война токов» – фильм, недорого стоивший по американским меркам (по нашим, конечно, это огромные деньги) и ставший убыточным, однако свою скромную миссию в пропаганде американского приоритета он выполнит. Из 68 фильмов, получивших господдержку Министерства культуры и Фонда кино в России, неубыточными оказались только восемь. Во всех остальных случаях – деньги на ветер. И из этих восьми неубыточных половина – феминистская и трансгендерная пропаганда против мужчин и семьи или русофобская пропаганда против России («Бабушка лёгкого поведения», «Любовницы», «Давай разведёмся», «Трезвый водитель»).
Не было никакой проблемы не финансировать ни заведомо убыточный треш, ни антисемейную пропаганду и снять вместо этого, пусть даже убыточное кино о великом русском изобретателе и его решающем вкладе в освещённость современного мира. А то так и будем жить вместо «лампы Лодыгина» с «лампой Эдисона», а то и вовсе с «лампочкой Ильича» вместо мозгов.
tsargrad.tv
«Лампочку Ильича» придумал не Ильич
«Лампочку Ильича» придумал не Ильич
skaredova_s24.07.2009 в 17:20

Создатель самого популярного в мире осветительного устройства русский инженер, изобретатель Александр Лодыгин запатентовал его ровно 135 лет назад. День рождения лампы накаливания приходится на 24 июля 1874 года. Прибор быстро покорил весь мир, и сегодняшнюю жизнь невозможно представить без обыкновенной лампочки.
Лодыгин родился 18 октября 1847 года в селе Стеньшино Липецкого уезда Тамбовской губернии. Он происходил из очень старинного дворянского рода Андрея Кобылы, в родстве с которым были даже Романовы. В 1859 году Александр Лодыгин поступил в Тамбовский кадетский корпус, потом в Московское юнкерское училище.
Получив образование военного инженера, Лодыгин переехал в Петербург и начал посещать занятия по физике, химии и механике в Технологическом институте. И увлекся разработкой схемы лампы накаливания. Военную службу Лодыгин завершил и целиком посвятил себя изобретательству.
Строго говоря, у электрической лампочки нет одного-единственного создателя. История появления светящейся «груши» представляет собой целую цепь открытий, сделанных разными людьми в разное время. Но современная лампа накаливания – это воплощение именно идей Лодыгина.
Самую первую лампу накаливания — еще с платиновой спиралью — создал в 1809 году англичанин Деларю. Нить из драгметалла стоила баснословно дорого, и бельгиец Жобар сделал в 1838 году гораздо более дешевую угольную лампу накаливания. Но такая лампа светила недолго: угольный стержень быстро разрушался от атмосферного воздуха в колбе.
Развивая идею о светимости раскаленного проводника, немец Генрих Гёбель создал в 1854 году первую вакуумную лампу. Обугленную бамбуковую нить он поместил в сосуд с откачанным воздухом — это в разы увеличило время свечения. Но угольный проводник не был идеальным источником света.
Читайте также: Медведев решил «повыкручивать» электрические лампочки
А Лодыгин в качестве тончайших волосков накала использовал вольфрамовые нити, хотя тоже начинал с опытов с угольным стержнем. Вольфрамовая нить в откачанном из сосуда воздухе резко увеличила срок службы лампочек. А вскоре изобретатель предложил заполнять баллон инертным газом – это еще больше продлило лампам жизнь.
За свое изобретение Лодыгин получил от Петербургской академии наук престижнейшую Ломоносовскую премию. Вскоре он запатентовал свое детище не только в России, но и почти во всех странах Европы: Австро-Венгрии, Испании, Португалии, Италии, Бельгии, Франции, Великобритании, Швеции, Саксонии.
И даже в Индии и Австралии! А за участие в Венской электротехнической выставке изобретатель получил орден Станислава III-й степени — редчайший случай для русского инженера!
Поняв, что производство ламп сулит большую выгоду, Александр Николаевич основывает компанию «Русское товарищество электрического освещения Лодыгин и К°» и в 1906 году продает патент на вольфрамовую нить американской компании General Electric. Однако вольфрам в те времена стоил дорого, и этот патент нашел весьма ограниченное применение.
Очередной прорыв наступил в 1910 году, когда Вильям Дэвид Кулидж изобрел дешевый метод производства вольфрамовой нити и этот металл легко вытеснил все другие виды нитей накаливания. Лодыгин побывал на Западе, вернулся в Россию, начал преподавать в Электротехническом институте и работать в строительном управлении Петербургской железной дороги.
Он задумал беспрецедентный в России проект электрификации страны. Первая мировая война и революция 1917 года поставили крест на его начинаниях. Лодыгин эмигрирует в США. В марте 1923 года он скончался в Нью-Йорке.
Мировая известность тем временем достается американцу Томасу Эдисону, хотя, в сущности, он не изобрел лампочку, а лишь усовершенствовал чужие разработки. Вопреки распространенному мнению, даже патрон для лампочек придумал не Эдисон, а его сотрудник Стерижер, а розетка и вилка – это опять же заслуга Лодыгина.
Однако у Эдисона был потрясающий внедренческий талант. Электрическую лампочку сначала все встретили в штыки. На специально построенном полигоне, в центре которого располагалась лаборатория Эдисона, он продемонстрировал сотни горящих электрических лампочек, энергия к которым подводилась от центральной динамо-машины по подземным проводам.
После этого показа лампочка, созданная гением русского инженера Лодыгина, в конце концов завоевала мир. С тех пор она обросла множеством легенд и забавных фактов. Например, согласно статистике, электролампа

«Лампочку Ильича» придумал не Ильич
укоротила сон человека на 2-3 часа: до ее изобретения люди спали по 10 часов в сутки.
В России благодаря плану ГОЭЛРО за незамысловатым прибором закрепилось название «лампочка Ильича». Если речь заходит о продолжительности служения ламп современного типа, обычно вспоминают «Столетнюю лампу» — она горит в США, в одном из пожарных отделений калифорнийского города Ливермор с 1901 года и представляют собой 4-ваттный светильник ручной работы.
Несмотря на возраст, свойства современных ламп накаливания остаются пока во многом вне конкуренции: «трубки» дневного света «холоднее» и к тому же ощутимо мерцают. А мощность ламп накаливания позволяет использовать их не только как источники света, но и тепла, например, в инкубаторах.
Кстати, не так давно в России было решено через два года вообще отказаться от производства ламп накаливания мощностью больше 100 ватт, хотя в домах и квартирах именно такие используют редко. А значит, изобретению Александра Лодыгина жить и жить.
nasledie.pravda.ru
как деревня Кашино стала родиной «лампочки Ильича» — История России
14 ноября 1920 года зажигается первая в российской деревне электрическая лампочка. На открытие электростанции в подмосковную деревню Кашино прибывает Владимир Ильич Ленин
«Коммунизм – это есть советская власть плюс электрификация всей страны»
Осенью 1920 года Советская Россия только начинала вести мирную жизнь. За годы Гражданской войны на долю населения, в большинстве своем крестьянского, пришлись разруха, голод и бедность. Казалось бы, время для дерзких свершений не самое удачное, однако именно в этот период идет активная разработка плана всеобщей электрификации.
22 декабря 1920 года был принят (а через год утвержден Советом народных комиссаров) известный план ГОЭЛРО, в основу которого вошли многолетние исследования и разработки Г.М. Кржижановского. Он смог обосновать значение строительства мощных районных электростанций на базе местных топливных и гидроэнергетических ресурсов, а также необходимость их объединения в крупные электроэнергетические системы.
В.И. Ленин у карты ГОЭЛРО. Художник Л.А. Шматько. 1957 год
Источник: pinterest.ru
На реализацию этого плана изначально отводилось 10-15 лет, что выглядело совершенно невероятным. Находившийся в Советской России английский писатель-фантаст Герберт Уэллс наотрез отказался поверить «Кремлевскому мечтателю» В.И. Ленину, хотя ему предлагали воочию убедиться в реальности замысла. Пока писатель создавал свое произведение «Россия во мгле», план ГОЭЛРО из разряда невероятных мечтаний постепенно перешел в практическую плоскость. К 1935 году вместо тридцати предполагаемых электростанций построили сорок, и по уровню промышленного производства Советский Союз вышел на первое место в Европе.
Символом триумфа в области электрификации стала простая лампа накаливания без плафона, патрон которой подвешивался к потолку за провод и свободно свисал. Придумали лампу еще до Октябрьской революции, однако в историю она вошла как «лампочка Ильича», о которой в 1920-е годы так любили писать в советских газетах.
Советская марка, выпущенная к сорокалетнему юбилею плана ГОЭЛРО
Источник: upload.wikimedia.org
«Была коптилка да свеча – теперь лампа Ильича»
Почти за месяц до принятия плана ГОЭЛРО в подмосковной деревне Кашино случилось грандиозное событие – силами местных жителей была построена первая электростанция с разводной сетью. Вдохновившись призывами Ленина к развитию экономики страны с помощью использования электроэнергии, кашинцы создали разводную сеть из давно забытого телеграфного провода, а вот динамо-машину привезли из Москвы.
Интересно, что в то время деревня Кашино ничем не отличалась от соседних поселений, находилась на окраине, и добраться до нее было довольно сложно. Возможно, сегодня такого населенного пункта уже не оказалось бы на карте, если бы не поездка Ильича 14 ноября 1920 года. Кашинцы построили электростанцию на средства сельскохозяйственного товарищества и пригласили Ленина в свою деревню.
В.И. Ленин и Н.К. Крупская на митинге в честь открытия электростанции в деревне Кашино Волоколамского уезда Московской губернии 14 ноября 1920 года. Художник В.Б. Скуридин. 1954 год
Источник: monetam.livejournal.org
В одном из крестьянских домов состоялась оживленная беседа с местными жителями. По их словам, раньше в деревне работала маслобойня и обрабатывали лен – для всего этого ужасно не хватало электричества. Когда свет провели в дома, решено было отправить приглашение вождю и его супруге. После беседы В.И. Ленин и Н.К. Крупская сфотографировались с крестьянами. Черно-белый снимок быстро разошелся среди всех кашинцев: каждому хотелось сохранить воспоминания о знаменательном дне.
С тех пор жители Кашино уверены, что выражение «лампочка Ильича» зародилось именно в их деревне, а Кашинская ТЭС являлась самой первой в сельской местности электростанцией. Символическая лампочка вплоть до 1998 года хранилась в местном музее, а затем таинственным образом исчезла. Поговаривали, что ее отдали на реставрацию, но обратно уже не получили. Историю о визите Ильича в маленькую подмосковную деревню знали все советские школьники, но со временем она, увы, стала забываться. Сейчас о празднике, состоявшемся 14 ноября, напоминает памятник Ленину в деревне Кашино. Расположен он на том же самом месте, где проходил легендарный митинг по случаю открытия электростанции.
Ленин и жители деревни Кашино. Фото на память
Источник: pinterest.ru
За право называться родиной «лампочки Ильича» боролось и соседнее село Ярополец, расположенное в семи километрах от Кашино. Трое жителей даже проникли на торжество 14 ноября и заявили, что в их родном селе электричество начали проводить еще два года назад – в 1918 году! Доля правды в этих словах действительно была: осенью 1919 года в Яропольце открыли первую сельскую гидроэлектростанцию (на реке Лама), которая осветила более ста жилых домов, больницу, две школы и водокачку. Не желая делиться славой с соседями, кашинцы хотели было прогнать незваных гостей, но в дело вмешался сам В.И. Ленин. Он дал слово трем яропольцам (кооператору, агроному и учителю труда) и принял решение посетить и это село.
История соперничества закончилась благополучно как для кашинцев, так и для яропольцев. Одни вошли в историю как жители деревни с первой лампочкой Ильича (все же именно жители Кашина раньше остальных показали Ленину свои достижения), а другие получили подмогу в лице талантливого инженера С.П. Попова. Благодаря ему в 1922 году весь Ярополец и еще четыре близлежащие деревни получили освещение. В 1947 году Волоколамский район, где находятся Кашино и Ярополец, вновь окажется «впереди планеты всей» и станет первым в СССР районом сплошной электрификации.
Советские крестьяне с лампочкой Ильича. Фотография Аркадия Шайхета на обложке журнала «Огонек». 1925 год
Источник: upload.wikimedia.org
Обложка: В.И. Ленин и Н.К. Крупская с крестьянами деревни Кашино в 1920 году. Художник Д. Налбандян. 1985 год. Источник: pinterest.ru
Смотрите также:
Мир, земля, октябрь! Первые декреты советской власти
Первая сталинская высотка: трудная судьба Дворца Советов
Кто придумал лампочку Ильича?
Борьба с беспризорностью
Любимые детские игрушки: история от Древней Руси до Советского Союза
histrf.ru
Кто изобрел «лампочку Ильича»? — История и этнология. Факты. События. Вымысел. — LiveJournal
Музей «Огни Москвы» – единственный в России, рассказывающий об истории освещения улиц
Говорят, историю творят прадеды, а правнуки ее переписывают. Вот и вокруг плана ГОЭЛРО много мифов. Аббревиатура на слуху у всех, но на всякий случай расшифрую – Государственный план электрификации России. 90 лет назад Андрей Платонов написал рассказ «Лампочка Ильича». Про то, как плану ГОЭЛРО препятствовали кулаки, владевшие мельницами. Мельницы работали от ветра, а потому электрификация деревень была кулакам не выгодна. В рассказе «Лампочка Ильича» кулаки сжигают сельскую электростанцию.
Одни историки считают, что России было не до ГОЭЛРО, так как у нее не было достойной энергетической базы. Другие утверждают, что план ГОЭЛРО стал возможным из-за неплохих стартовых возможностей промышленного потенциала дореволюционной России и ее национальной электротехнической школы. По одной даже версии, план ГОЭЛРО был списан с дореволюционного плана электрификации России, разработанного профессором Кленинсборгом. Этот проект предусматривал строительство крупных гидроэлектростанций с участием государственного и частного капитала, и повсеместную, всеобщую электрификацию промышленности.
То есть, электричество в России все-таки было, но революции и гражданская война почти уничтожили эту отрасль.
А план ГОЭЛРО был принят 97 лет назад на VIII Всероссийском съезде Советов и в любом случае стал локомотивом экономики молодого государства. Вот цифры. В 1917 году в стране было 75 электростанций, а в 1927-м – уже 858. Текущее потребление электроэнергии выросло за это время с 622 тысяч кв./час до 10 000.
А «лампочка Ильича», о которой во времена наших отцов и дедов знал каждый школьник, как таковой, конечно, не было. Это идеологический, пропагандистский образ, венчавший успехи плана ГОЭЛРО. Обо всем этом, и не только, расскажут вам в музее городского освещения «Огни Москвы».
По музейным меркам музей еще очень молодой. Ему 37 лет. По типологии музей скорее прикладной. Его можно отнести к научно-техническим музеям вроде Политехнического, Музея железнодорожного транспорта, Музея связи, или, скажем, Музея воды. Но у музея «Огни Москвы» есть своя фирменная «фишка». Ученики любят его за то, что здесь «прикольно» (как они говорят) проходят уроки физики и истории, а учителя – за то же самое, что и ученики, но с серьезным уточнением: это и урок, и спектакль одновременно, ученики в котором – главные действующие лица.
Из века в век ты путешествуешь вместе с гидом, примеривая на себя роль то фонарщика, то диспетчера «Мосгорсвета», то ученого физика… А то и неистового репортера, задающего экскурсоводу каверзные вопросы.
Хочешь побывать в крестьянской избе XVII-XVIII веков и попробовать разжечь лучину? При лучине вырос великий оперный бас Федор Шаляпин. При лучине учился читать Максим Горький. Его же – тогда еще босоногого Лешку Пешкова – пучком лучины «воспитывала» злобная хозяйка за то, что проглядел самовар. И тот оплавился, раскалившись.
Ты не знал, что такое лучина? Да она обогревала всю «лапотную» Россию, да и Европу тоже!
Гид музея Ленара Гадельшина расщепляет березовое полено на щепу. Вставляет щепу в светцы под таким углом, чтобы она горела как можно дольше. Берет огниво. С силой и несколько раз ударяет кресалом по кремню. Высекает искру. Искра (по сути «атом» раскаленного кремня) падает в сухой мох или в труху гриба трутовика. Труха вспыхивает, как порох. Есть огонь! Как в старинной поговорке: «Щепай, дивчина, лучину, не держи кручину!».
Посмотрите, сколько нового узнали дети о быте прапрабабушек и прапрадедушек за одну минуту! И щепа, и лучина, и светцы, и огниво, и кресало с кремнем, и труха трутовика, воспламеняющаяся, как порох…
И лучина, которую, если уж не было светцов, просто втыкали в отверстие в глиняной стене. Что такое светцы? Простейший светец – это развилка с двумя, тремя-четырьмя рожками из дерева или кованого железа. Уголек лучины падал в корыто с водой или песком, чтобы избежать пожара. Даже самая длинная лучина горела не более пяти минут.
– Наглядный урок не только физики и истории, но и литературы, – делится восхищением преподаватель русского языка и литературы Екатерина Федорова. Она приехала в музей «Огни Москвы» из Санкт-Петербурга специально. – Обидно! Уличное освещение в нашем городе появилось на 23 года раньше, чем в Москве – в день празднования победы русских войск над шведами под Калишем. А такого музея в Питере нет.
– В нашем архиве хранится письмо одного москвича брату на фронт во время Великой Отечественной войны, – снова удивляет нас экскурсовод Ленара. – Брат пишет брату, что спички в Москве большая редкость. Чтобы прикурить, мужики пользуются огнивом. К слову, в нашем музее хранится редчайший раритет – кресало второго века нашей эры.
Ленара погасила электрический свет в зале. Ее озорная прическа (рожки, скрученные из мелких косичек) дает загадочную тень рыси на стене.
Я прошу разрешения зажечь лучину. Вспомнил, что в детстве нашел на бабушкином чердаке в деревне странную «рогатину» из кованого металла на подставке в форме поддона. Гадал, что это за чудо деревенского быта. Оказывается, светцы. Здесь, в музее, свет лучины внезапно озарил и мое недалекое прошлое.
«Извела меня кручина,/Подколодная змея!../Догорай, моя лучина,/ Догорю с тобой и я!».
Песня «То не ветер ветку клонит» сплачивала застолье крепче водки.
Помните выражение «Жив курилка»? Это не про долгожителя, не расстающегося с табачком. Это тоже про тлеющую лучину, которую во время игры передавали из рук в руки со словами: «Жив, жив курилка! Жив, жив, да не умер! А у нашего курилки ножки долгеньки, душа коротенька».
По лучине гадали. Наделяли ее священным чудодейственным смыслом. Например, если невесте хотелось узнать, каков будет характер ее суженого, она вздувала с уголька огонь на лучину: если лучина долго не разгоралась, значит, муж будет крут нравом. И наоборот.
Или макали лучину в воду, а потом зажигали. Если лучина разгорается медленно, значит жених «невыгодный». Горящая с искрами лучина означала болезнь, потухающая при горении – близкую смерть, ясно горящая — долгую жизнь.
По четвергам, как стемнеет, в любую погоду, вооружившись фонариками и зонтиками (если идет дождь), можно вместе с экскурсоводом музея «Огни Москвы» пошататься по Армянскому, Кривоколенному, Потаповскому, Сверчкову переулкам, погружаясь в тайны старой Москвы… Такие экскурсии любят и родители, и дети.
Экзотическая коллекция масленичных и керосиновых ламп. Казалось бы, простой стеклянный короб с чахлым фитильком внутри, а за ним – ментальность целого поколения рабочего люда. Фитиль заправляли конопляным маслом, но фонарщики умудрялись добавлять его в кашу. Масла катастрофически не хватало. Фонари гасли еще до полуночи. Тогда в масло стали добавлять скипидар.
Масленичные фонари сменили уличные светильники на спирту, но и те протянули недолго. Фонарщики уже к вечеру были пьяны. Да и дорого обходился спирт городскому бюджету. Настал черед керосиновой лампы. «По старинке, по привычке,/ Зажигаюсь я от спички…»
Точнее всех прощание с «керосиновой эрой» и встречу с электрической лампой описал все тот же Самуил Маршак: «Я – электрическая/ Экономическая/Лампа!/ Мне не надо керосина./ Мне со станции машина/Шлет по проволоке ток./Не простой я пузырек!»
Возможно, кого-то разочарую – «лампочки Ильича» в музее «Огни Москвы» нет. Как нет ее в природе – не изобретал Ильич ламп накаливания. Зато в музее есть макет лампы, гораздо раньше изобретённой русским учёным П.Н. Яблочковым.
– Назовите самые уникальные экспонаты вашего музея, – попросил я директора «Огней Москвы» Наталью Потапову.
– В экспозиции около трехсот фонарей, ламп, осветительных приборов разных лет. Все они уникальны, – рассказывает Наталья Владимировна. – Например, дуговая лампа 1863 года французского изобретателя Дюбоска и натриевая лампа низкого давления, изготовленная московскими светотехниками в 1938 году задолго до появления газоразрядных источников света на улицах Москвы. Образцы газополных ламп накаливания начала столетия фирм OSRAM и Phillips. Поражает не только их мощность (3000 Вт и 5000 Вт), но и размеры (высота – 35 и 55 см).
Гордость экспозиции – лампы Московского электролампового завода (МЭЛЗ), изготовленные в 1937 году для кремлевских рубиновых звезд. Подарочная лампа 1935 года с портретом Сталина в профиль внутри.
Уникален пульт управления освещением всей Москвы. Такого в мире не было. Система была запущена в апреле 1941 года и во время войны одним нажатием кнопки обеспечивала масштабную светомаскировку столицы.
Ртутные лампы уникальны тем, что уже не выпускаются. Даже завода такого нет, который их делал.
– Наталья Владимировна, ваш музей по сути рассказывает о том, как формировалась стратегия уличного освещения столицы. А кто вообще принимает решения, как освещать улицы и исторические здания современной Москвы?
– В 2005 году была разработана Концепция единой световой среды. Чтобы освещать не отдельно каждое здание, а целую улицу. Есть уличное, декоративное и архитектурное освещение. Освещение, скажем, Тверской или Нового Арбата, конечно, отличается от освещения Маросейки или Армянского переулка. И освещение исторического здания, такого, как, например великолепный бело-голубой дворец псевдобаррочного стиля графа Румянцева, в котором сейчас расположено посольство Республики Белоруссии в Москве, должно подчеркнуть его величие, особенность, историческую «изюминку».
– Музей посещает много школьников. Все расписано по часам. У вас есть для них специальные программы?
– Да. Например, тематические мастер-классы. Ребенок вместе с папой или мамой может сделать уникальный светильник, попутно узнав историю свечей и подсвечников, «тайны», связанные с их изготовлением. А, скажем, на интерактивном занятии «В гостях у старого уличного фонаря» дети знакомятся с предметами старинного быта и участвуют в создании музейной экспозиции. В конце занятия все пишут настоящими гусиными перьями и чернилами (такими писал Пушкин) названия старинных предметов, с которыми дети познакомились во время занятия.
– Романтично! А что лично вас привело в вашу профессию? Из тени – в свет! Почему вы стали директором музея уличного освещения, а не, скажем, музея воды?
– Я закончила отделение истории культуры и музееведения Московского государственного института культуры. Вообще, выросла в Мосгорсвете, – улыбается Наталья Владимировна. – Мама была диспетчером в Мосгорсвете. Тетя начала работать здесь с войны, с 1944 года. И мамины родственники оказались в Москве — из Ярославской и Вологодской областей буквально под конвоем в Москву свозили 16-летних девушек для того, чтобы выучить их на электромонтеров. У меня корни вологодские. Тетка и мама рассказывали, что они дважды бежали назад, в свою деревню. Там хорошо жилось. Тихо. Война коснулась их только тенью. В Москву вывезли 80 девчонок из двух областей. Обучили на электромонтеров.
Тете было 16 лет. Рост — 1м 48 см. Выдали спецодежду, парусиновые ботинки на деревянной подошве. Телогрейки. Они должны были парами работать.
Две девушки с семиметровой лестницей ходили по городу и, лазая по столбам, зажигали светильники, лампы…
Им специальным «указом» разрешали ездить в трамваях. Они стояли на передней и задней подножках и держали лестницу снаружи. Или прыгали на задние ступеньки троллейбуса и тянули лестницу за собой, пока постовой не останавливал. К концу войны эти девушки восстановили в Москве все освещение. Светомаскировку сняли. В конце 1945 года весь город был освещен.
Сегодня Москва – чемпион мира по освещению своих улиц!
Специально для «Столетия» http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/kto_izobrel_lampochku_ilicha_136.htm
hist-etnol.livejournal.com
Откуда название «лампочка Ильича», что представляет из себя
В советской и постсоветской литературе, газетах, журналах часто можно встретить такое понятие, как «лампочка Ильича». К чему оно относится, что подразумевает, и изобретал ли Владимир Ильич Ленин какую-то «свою», особенную лампочку? Давайте же сорвём покровы неизвестности с этого вопроса.
Что представляет собой «лампочка Ильича»
Содержание статьи
На самом деле Владимир Ильич хоть и был крупным политическим деятелем и обладал определёнными познаниями в различных областях науки, никакой собственной лампочки никогда не изобретал. «Лампочкой Ильича» ещё со времён СССР называют стандартную лампу накаливания, использующуюся без плафона, абажура и прочих «буржуазных излишеств». Такая лампа призвана выполнять своё главное предназначение – светить.
Справка. Как мы помним из школьного курса физики, принцип действия лампы накаливания очень прост: через помещённую на специальные «рожки» вольфрамовую нить проходит электрический ток, вольфрам сильно накаляется и даёт свечение. Весь процесс происходит в вакууме. При этом от элемента накаливания можно ощутить даже лёгкое тепловое излучение.
Почему лампочка так называется
Для того чтобы понять историю такого незаурядного названия обычного осветительного прибора, давайте перенесёмся в небольшую деревню под названием Кашино, в 1920 год. Социализм набирал обороты, и даже такие населённые пункты, как Кашино, старались не отставать от общей стратегии экономического развития. Электричества в селе не было, но предприимчивые селяне решили к приезду В. И. Ленина организовать сельскую электростанцию.
Интересно! В качестве проводки было решено использовать сеть старых телеграфных проводов.
Сказано – сделано, и к 14 ноября 1920-го, когда Ленин ступил на территорию Кашино, станция была готова. Стоит отметить, что средства на обустройство станции селяне находили сами: деньги были выделены из сельхозтоварищества, а местные жители выделяли на постройку собственное свободное время. Динамо-машину селянам доставили из Москвы. События в Кашино получили широкую общественную огласку благодаря СМИ, и вскоре информация об электрификации отдалённых деревень распространилась по всему СССР.
Интересно! В лексиконе советских граждан даже появилась небольшая «присказка»: «Была коптилка и свеча – нынче лампа Ильича». Эта фраза была напечатана в одном из советских журналов того времени.
Через некоторое время после визита народного вождя в Кашино даже организовали музей, который, впрочем, был заброшен и разворован в середине «лихих девяностых». Желающих возрождать культурное наследие населённого пункта, увы, не нашлось. Впрочем, памятное событие осталось «жить» в виде небольшого рассказа, напечатанного на страницах советской детской литературы.
Смотря на это событие сейчас, многие видят в нём исключительно пропагандистские настроения властей того времени. Понятие «лампы Ильича» приобрело даже ироничный и негативный оттенок и стало выражать на скорую руку решённую проблему освещения в жилом или служебном помещении. Впрочем, в таком отношении есть доля справедливости: даже к 1980 году огромное количество населённых пунктов в сельской местности не было электрифицировано.
Интересно! Никаких настенных выключателей в распоряжении селян, впервые проводивших в свои дома электричество, не было. Сам выключатель располагался на поверхности патрона, а проводка представляла собой обычный двужильный витой провод с резиновой изоляцией. Провод крепился к стене посредством фарфоровых изоляторов, которые также назывались «роликами». Впрочем, для сельских жителей, многие из которых с самого рождения не видели электрических источников света, этого было более чем достаточно.
Сегодня под понятием «лампочки Ильича» чаще всего подразумевается любая лампа накаливания, свободно свисающая с потолка. Примечательно, что используют данное понятие в основном только жители бывшего СССР. Современному рядовому обывателю, привыкшему к обилию осветительных приборов всех сортов и расцветок, такая лаконичность в освещении может показаться тривиальной. Тем не менее свою главную функцию прибор всё же выполняет.
setafi.com
Кто изобрел «лампочку Ильича»?
Говорят, историю творят прадеды, а правнуки ее переписывают. Вот и вокруг плана ГОЭЛРО много мифов. Аббревиатура на слуху у всех, но на всякий случай расшифрую – Государственный план электрификации России. 90 лет назад Андрей Платонов написал рассказ «Лампочка Ильича». Про то, как плану ГОЭЛРО препятствовали кулаки, владевшие мельницами. Мельницы работали от ветра, а потому электрификация деревень была кулакам не выгодна. В рассказе «Лампочка Ильича» кулаки сжигают сельскую электростанцию.
Волховскую ГЭС – первую крупную гидростанцию, построенную по «ленинскому» плану ГОЭЛРО, – заложили еще в 1910 году
ГОЭЛРО был планом развития не одной энергетики, а всей экономики
Одни историки считают, что России было не до ГОЭЛРО, так как у нее не было достойной энергетической базы. Другие утверждают, что план ГОЭЛРО стал возможным из-за неплохих стартовых возможностей промышленного потенциала дореволюционной России и ее национальной электротехнической школы. По одной даже версии, план ГОЭЛРО был списан с дореволюционного плана электрификации России, разработанного профессором Кленинсборгом. Этот проект предусматривал строительство крупных гидроэлектростанций с участием государственного и частного капитала, и повсеместную, всеобщую электрификацию промышленности.
То есть, электричество в России все-таки было, но революции и гражданская война почти уничтожили эту отрасль.
А план ГОЭЛРО был принят 97 лет назад на VIII Всероссийском съезде Советов и в любом случае стал локомотивом экономики молодого государства. Вот цифры. В 1917 году в стране было 75 электростанций, а в 1927-м – уже 858. Текущее потребление электроэнергии выросло за это время с 622 тысяч кв./час до 10 000.
А «лампочка Ильича», о которой во времена наших отцов и дедов знал каждый школьник, как таковой, конечно, не было. Это идеологический, пропагандистский образ, венчавший успехи плана ГОЭЛРО. Обо всем этом, и не только, расскажут вам в музее городского освещения «Огни Москвы».
По музейным меркам музей еще очень молодой. Ему 37 лет. По типологии музей скорее прикладной. Его можно отнести к научно-техническим музеям вроде Политехнического, Музея железнодорожного транспорта, Музея связи, или, скажем, Музея воды. Но у музея «Огни Москвы» есть своя фирменная «фишка». Ученики любят его за то, что здесь «прикольно» (как они говорят) проходят уроки физики и истории, а учителя – за то же самое, что и ученики, но с серьезным уточнением: это и урок, и спектакль одновременно, ученики в котором – главные действующие лица.
Из века в век ты путешествуешь вместе с гидом, примеривая на себя роль то фонарщика, то диспетчера «Мосгорсвета», то ученого физика… А то и неистового репортера, задающего экскурсоводу каверзные вопросы.
Хочешь побывать в крестьянской избе XVII-XVIII веков и попробовать разжечь лучину? При лучине вырос великий оперный бас Федор Шаляпин. При лучине учился читать Максим Горький. Его же – тогда еще босоногого Лешку Пешкова – пучком лучины «воспитывала» злобная хозяйка за то, что проглядел самовар. И тот оплавился, раскалившись.
Ты не знал, что такое лучина? Да она обогревала всю «лапотную» Россию, да и Европу тоже!
Гид музея Ленара Гадельшина расщепляет березовое полено на щепу. Вставляет щепу в светцы под таким углом, чтобы она горела как можно дольше. Берет огниво. С силой и несколько раз ударяет кресалом по кремню. Высекает искру. Искра (по сути «атом» раскаленного кремня) падает в сухой мох или в труху гриба трутовика. Труха вспыхивает, как порох. Есть огонь! Как в старинной поговорке: «Щепай, дивчина, лучину, не держи кручину!».
Посмотрите, сколько нового узнали дети о быте прапрабабушек и прапрадедушек за одну минуту! И щепа, и лучина, и светцы, и огниво, и кресало с кремнем, и труха трутовика, воспламеняющаяся, как порох…
И лучина, которую, если уж не было светцов, просто втыкали в отверстие в глиняной стене. Что такое светцы? Простейший светец – это развилка с двумя, тремя-четырьмя рожками из дерева или кованого железа. Уголек лучины падал в корыто с водой или песком, чтобы избежать пожара. Даже самая длинная лучина горела не более пяти минут.
– Наглядный урок не только физики и истории, но и литературы, – делится восхищением преподаватель русского языка и литературы Екатерина Федорова. Она приехала в музей «Огни Москвы» из Санкт-Петербурга специально. – Обидно! Уличное освещение в нашем городе появилось на 23 года раньше, чем в Москве – в день празднования победы русских войск над шведами под Калишем. А такого музея в Питере нет.
– В нашем архиве хранится письмо одного москвича брату на фронт во время Великой Отечественной войны, – снова удивляет нас экскурсовод Ленара. – Брат пишет брату, что спички в Москве большая редкость. Чтобы прикурить, мужики пользуются огнивом. К слову, в нашем музее хранится редчайший раритет – кресало второго века нашей эры.
Ленара погасила электрический свет в зале. Ее озорная прическа (рожки, скрученные из мелких косичек) дает загадочную тень рыси на стене.
Я прошу разрешения зажечь лучину. Вспомнил, что в детстве нашел на бабушкином чердаке в деревне странную «рогатину» из кованого металла на подставке в форме поддона. Гадал, что это за чудо деревенского быта. Оказывается, светцы. Здесь, в музее, свет лучины внезапно озарил и мое недалекое прошлое.
«Извела меня кручина,/Подколодная змея!../Догорай, моя лучина,/ Догорю с тобой и я!».
Песня «То не ветер ветку клонит» сплачивала застолье крепче водки.
Помните выражение «Жив курилка»? Это не про долгожителя, не расстающегося с табачком. Это тоже про тлеющую лучину, которую во время игры передавали из рук в руки со словами: «Жив, жив курилка! Жив, жив, да не умер! А у нашего курилки ножки долгеньки, душа коротенька».
По лучине гадали. Наделяли ее священным чудодейственным смыслом. Например, если невесте хотелось узнать, каков будет характер ее суженого, она вздувала с уголька огонь на лучину: если лучина долго не разгоралась, значит, муж будет крут нравом. И наоборот.
Или макали лучину в воду, а потом зажигали. Если лучина разгорается медленно, значит жених «невыгодный». Горящая с искрами лучина означала болезнь, потухающая при горении – близкую смерть, ясно горящая — долгую жизнь.
По четвергам, как стемнеет, в любую погоду, вооружившись фонариками и зонтиками (если идет дождь), можно вместе с экскурсоводом музея «Огни Москвы» пошататься по Армянскому, Кривоколенному, Потаповскому, Сверчкову переулкам, погружаясь в тайны старой Москвы… Такие экскурсии любят и родители, и дети.
Экзотическая коллекция масленичных и керосиновых ламп. Казалось бы, простой стеклянный короб с чахлым фитильком внутри, а за ним – ментальность целого поколения рабочего люда. Фитиль заправляли конопляным маслом, но фонарщики умудрялись добавлять его в кашу. Масла катастрофически не хватало. Фонари гасли еще до полуночи. Тогда в масло стали добавлять скипидар.
Масленичные фонари сменили уличные светильники на спирту, но и те протянули недолго. Фонарщики уже к вечеру были пьяны. Да и дорого обходился спирт городскому бюджету. Настал черед керосиновой лампы. «По старинке, по привычке,/ Зажигаюсь я от спички…»
Точнее всех прощание с «керосиновой эрой» и встречу с электрической лампой описал все тот же Самуил Маршак: «Я – электрическая/ Экономическая/Лампа!/ Мне не надо керосина./ Мне со станции машина/Шлет по проволоке ток./Не простой я пузырек!»
Возможно, кого-то разочарую – «лампочки Ильича» в музее «Огни Москвы» нет. Как нет ее в природе – не изобретал Ильич ламп накаливания. Зато в музее есть макет лампы, гораздо раньше изобретённой русским учёным П.Н. Яблочковым.
– Назовите самые уникальные экспонаты вашего музея, – попросил я директора «Огней Москвы» Наталью Потапову.
– В экспозиции около трехсот фонарей, ламп, осветительных приборов разных лет. Все они уникальны, – рассказывает Наталья Владимировна. – Например, дуговая лампа 1863 года французского изобретателя Дюбоска и натриевая лампа низкого давления, изготовленная московскими светотехниками в 1938 году задолго до появления газоразрядных источников света на улицах Москвы. Образцы газополных ламп накаливания начала столетия фирм OSRAM и Phillips. Поражает не только их мощность (3000 Вт и 5000 Вт), но и размеры (высота – 35 и 55 см).
Гордость экспозиции – лампы Московского электролампового завода (МЭЛЗ), изготовленные в 1937 году для кремлевских рубиновых звезд. Подарочная лампа 1935 года с портретом Сталина в профиль внутри.
Уникален пульт управления освещением всей Москвы. Такого в мире не было. Система была запущена в апреле 1941 года и во время войны одним нажатием кнопки обеспечивала масштабную светомаскировку столицы.
Ртутные лампы уникальны тем, что уже не выпускаются. Даже завода такого нет, который их делал.
– Наталья Владимировна, ваш музей по сути рассказывает о том, как формировалась стратегия уличного освещения столицы. А кто вообще принимает решения, как освещать улицы и исторические здания современной Москвы?
– В 2005 году была разработана Концепция единой световой среды. Чтобы освещать не отдельно каждое здание, а целую улицу. Есть уличное, декоративное и архитектурное освещение. Освещение, скажем, Тверской или Нового Арбата, конечно, отличается от освещения Маросейки или Армянского переулка. И освещение исторического здания, такого, как, например великолепный бело-голубой дворец псевдобаррочного стиля графа Румянцева, в котором сейчас расположено посольство Республики Белоруссии в Москве, должно подчеркнуть его величие, особенность, историческую «изюминку».
– Музей посещает много школьников. Все расписано по часам. У вас есть для них специальные программы?
– Да. Например, тематические мастер-классы. Ребенок вместе с папой или мамой может сделать уникальный светильник, попутно узнав историю свечей и подсвечников, «тайны», связанные с их изготовлением. А, скажем, на интерактивном занятии «В гостях у старого уличного фонаря» дети знакомятся с предметами старинного быта и участвуют в создании музейной экспозиции. В конце занятия все пишут настоящими гусиными перьями и чернилами (такими писал Пушкин) названия старинных предметов, с которыми дети познакомились во время занятия.
– Романтично! А что лично вас привело в вашу профессию? Из тени – в свет! Почему вы стали директором музея уличного освещения, а не, скажем, музея воды?
– Я закончила отделение истории культуры и музееведения Московского государственного института культуры. Вообще, выросла в Мосгорсвете, – улыбается Наталья Владимировна. – Мама была диспетчером в Мосгорсвете. Тетя начала работать здесь с войны, с 1944 года. И мамины родственники оказались в Москве — из Ярославской и Вологодской областей буквально под конвоем в Москву свозили 16-летних девушек для того, чтобы выучить их на электромонтеров. У меня корни вологодские. Тетка и мама рассказывали, что они дважды бежали назад, в свою деревню. Там хорошо жилось. Тихо. Война коснулась их только тенью. В Москву вывезли 80 девчонок из двух областей. Обучили на электромонтеров.
Тете было 16 лет. Рост — 1м 48 см. Выдали спецодежду, парусиновые ботинки на деревянной подошве. Телогрейки. Они должны были парами работать.
Две девушки с семиметровой лестницей ходили по городу и, лазая по столбам, зажигали светильники, лампы…
Им специальным «указом» разрешали ездить в трамваях. Они стояли на передней и задней подножках и держали лестницу снаружи. Или прыгали на задние ступеньки троллейбуса и тянули лестницу за собой, пока постовой не останавливал. К концу войны эти девушки восстановили в Москве все освещение. Светомаскировку сняли. В конце 1945 года весь город был освещен.
Сегодня Москва – чемпион мира по освещению своих улиц!
Источник: stoletie.ru
Загрузка…
- Расскажите об этом своим друзьям!
По телефону он деликатно отнекивался, ссылаясь на занятость. На столе лежала рукопись очередной книги. Ждали дела в редколлегиях нескольких журналов. Аспиранты и студенты выстроились в очередь за консультация…
ОксанаИстория великой гимнастки глазами ее тренера
Кончина атамана КочкинаНет обиднее и страшнее гражданской войны, на которой брат убивает брата, а люди делятся на красных и белых. После зарастают травой хлебородные пашни, политые кровью «своих» и «чужих». Разберись, кто прав, кто…
Старый ИркутскИркутск довольно быстро становится крупным военно-торговым центром Восточной Сибири, оттесняя на второй план остроги, возникшие раньше (Братский, Верхоленский, Илимский и другие). Причина этому – удобное р…
Составьте свою родословнуюВ последние годы в нашей стране многократно вырос интерес к полузабытой науке генеалогии и к составлению родословных. На каждое заседание существующего в Иркутске общества «Родословие» приходят люди, желающие…
История Сибири: Последний белый город«Первый закон истории — бояться какой бы то ни было лжи, а затем не бояться какой бы то ни было правды». Цицерон ПРОЛОГ Так получается, что история нашей Родины зачастую представляет собой откровенную ложь…
История Иркутска: Город и его музейОдна из стен медленно поплыла вверх, потом появилась стеклянная стена, за которой обнаружились люди. Она приоткрылась, и я, наконец, поняла, что это лифт. Пожилой мужчина с букетом цветов вышел из лифта и нап…
Отступления и победы лейтенанта ЯныкинаЯныкин Константин Васильевич – кадровый офицер. После успешного окончания средней школы в 1936 году в курортном городе Минеральные Воды он решил стать военным – окончить в чеченском городе Грозном пулемётно-м…
История Сибири: Самоцветы СмоленщиныВ целях усиления поисковых работ на поделочные и полудрагоценные камни Министерством геологии СССР в 1966 году была создана геологоразведочная партия. Спрос на изделия из камнесамоцветного (нефрит, жадеит, ла…
Время выбрало нас…Так уж сложились жизненные обстоятельства, что в середине 90-х годов нашей семье, как и многим другим, пришлось поменять место жительства. Мы переехали в село Хомутово, что в Иркутском районе, оставив край…
История Сибири: Кругоморская дорога у БайкалаОсвоение Сибири происходило поэтапно. Вначале по судоходным рекам была освоена Западная Сибирь. Затем русские землепроходцы от Урала к Тихому океану продвигались на восток северным путём по рекам Енисей, Лена…
Война и мир Дмитрия Лебедева24 октября этого года исполнится 92 года фронтовику, почётному железнодорожнику Дмитрию Дмитриевичу Лебедеву. А 24 апреля этого года ему за активную работу в ветеранском движении, воспитание молодёжи в духе …
Город моей юностиВпервые я познакомился с Иркутском в 1953 году, точнее говоря, даже не с самим городом, а его представителями в лице актёров Иркутского театра музыкальной комедии.
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛЕДИТ ЗА ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ • Все новости про пенсии и деньги • Пенсионные новости • Военным пенсионерам • Работающим пенсионерам • Next Prev Льготы для учителей на пенсииНе секрет, что педагогическая деятельность причислена к категории тяжёлых работ (особенно на наше время, когда систему образования постоянно лихорадит!) А значит, учителя, вышедшие на пенсию, должны иметь пр…
Сдавать квартиры посуточно теперь нельзя. Запретили!В России запретили посуточную сдачу квартир. Постановление, подписанное премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, размещено на портале правовой информации. (Такое решение властей понравится, конечно не всем. …
Льготы медицинским работникам, вышедшим на пенсиюВрачи, медсестры, фельдшеры и прочие медицинские работники, вышедшие на заслуженный отдых, могут рассчитывать на получение ежемесячных пенсионных выплат и на дополнительные льготы, предусмотренные как на феде…
Льготы для пенсионеров МВД: ветераны трудаРассказ про привилегии, полагающиеся пенсионерам МВД и их семьям (в случае потери кормильца), был бы неполным без упоминания про привилегии для ветеранов труда, о которых мы расскажем ниже.
moi-goda.ru