Моноколесо своими руками – как сделать самодельное устройство, необходимые инструменты и материалы, пошаговая инструкция

Содержание

Разбираем моноколесо / Habr

Герой данной заметки — Gotway MCM2, некогда топовое колесо, которое будучи новым и в максимальной комплектации проезжало до шестидесяти километров с максимальной скоростью около тридцати километров в час. Нынче же в этом колесе не осталось ничего, что не было бы заменено или починено. Батарея от колеса марки Kingsong, контроллер, ежели мне память не изменяет, от Gotway MCM2s+, в моторе стоят подшипники от гпз, а корпус был не раз паян, шпатлеван и покрашен. Заметка основана на не всегда качественных фотографиях, которые были сделаны во время ремонтов и переделок. Тех, кого не пугают много букв, прошу под кат.

Нашу разборку мы начинаем с того, что отворачиваем все саморезы, которые скрепляют две половины корпуса. Затем нам необходимо открутить винты, которые соединяют корпус и дропауты (стойки педалей)

вид с другого ракурса/>
Винты эти вечно выпадают несмотря на фиксаторы резьбы, посему были заменены на болты.

Как вы могли заметить, корпус колеса сужается к низу, крепко прижимаясь к дропауту. При сборке половинки корпуса сначала прикручивают к дропаутам, при этом сверху между ними остается зазор в пару сантиметров. Скручивая корпус мы намертво прижимаем его к дропаутам. Это техническое решение приводит к тому, что мы не можем просто сдернуть корпус вверх дабы заклеить камеру, для этого нам приходится практически полностью разбирать колесо. Самое же неприятное, что ежели потерять верхний винт крепления к дропауту то прикрутить его на место без разбора колеса зачастую бывает невозможно, ибо отверстие в корпусе может не совпадать с отверстием в дропауте.

У более современных колес этот узел выполнен уже по-человечески. Но стоит отметить, что у колеса на фотографии оторвался магнит фиксации педали, который был приклеен где-то под гайкой, и закоротил расположенный рядом контроллер.

Источник: electrotransport.ru
Итак, мы наконец разобрали корпус. Как видим, по бокам у него расположены два отсека для 16s2p батарей. К слову, у дешевых колес эти отсеки чаще всего рассчитаны на более тонкие батареи 16s1p. Наше же колесо выпускалась в двух модификациях, с одной батарей в 340Втч и двумя батареями общей емкостью в 680Втч. В первом случае один боковой отсек занимает батарея, а во втором вольготно располагался вертикальный контроллер. В максимальной комплектации батареи занимают оба боковых отсека, а контроллер ютится в тесном и неудобном отсеке под крышкой.

Сверху мы можем видеть как раз такой контроллер. Обращают на себя внимание замятые об корпус конденсаторы, это хроническая проблема таких колес. Снизу, без конденсаторов и ВТ-модуля, лежит старый вертикальный готвеевский контроллер. Рядом с ним мы видим тоже вертикальный контроллер, но от старого ноунэйма.

Отложив в сторону корпус, принимаемся за мотор. Ежели вы использовали колесо

примерно в таких условиях то и ваш мотор рискует выглядеть столь же неприглядно. Пользуясь случаем, передаю привет сотрудникам московской мэрии и желаю им всю жизнь питаться тем что они сыпят на дороги, заедая эту пакость собянинской тротуарной плиткой и обломками сломанных магазинчиков.

Теперь нам необходимо снять педальный узел. Вал имеет с двух сторон фрезерованные поверхности, к которым прилегают сухарики. Сверху вся эта конструкция фиксируется шайбой и прижимается имеющей тенденции к самопроизвольному отворачиванию ступичной гайкой.


Снимаем крышку колеса, любуемся на давно уже не родной подшипник

И выбиваем статор, который, что забавно, занимает привычное место ротора.

Статор с другой стороны:

Отложив в сторону разобранный мотор примемся за батарею:

Плата сверху — штатная БМС. Заметим, что выход на контроллер идет в обход БМС, которая имеет только один полевик, да и тот на зарядном канале. Несмотря на это, она у меня сдохла

непростая судьба этой батареи, рекомендую ознакомитьсяпотом батарея была пересобрана вот с такой БМС:

Точнее говоря, эту БМС я убил при сборке. Запомните, кто не знал: сначала к БМС припаивается минусовой провод, и только потом вставляется балансировочный шлейф!

Затем была куплена вот такая БМСка:


В итоге эта многострадальная сборка переехала в бокс для велосипедного аккумулятора, и используется как внешняя батарея.

Пока я ждал БМС для первой батареи я купил себе вторую батарею в сборе). До сегодняшнего дня она не требовала к себе внимания, однако я случайно обнаружил что нижние ее банки немного замялись об корпус. Вывод: при установке батареи в колесо между ней и корпусом надобно помещать резину/термоклей/герметик.


Что же, мы разобрали колесо по компонентам, остались токмо элементы управления.

Слева мы видим разъем GX16 для зарядки, посредине расположился индикатор заряда. Я не стал его снимать, ибо там нет ничего интересного, к нему от контроллера идет шлейф из пяти проводов. Окромя показа заряда АКБ это табло изображает из себя елочную гирлянду при сильном разряде батареи и пытается что-то сказать при неисправностях колеса. Правда, кодов ошибок куда меньше чем возможных неполадок). Справа мы видим кнопку включения. Ее можно нагуглить по запросу «кнопка металлическая антивандальная» и купить сразу горсть про запас. Они бывают с фиксацией и без оной и любят любить мозг, особливо после поездок под ливнем. В кадр не попала пищалка, ее можно лицезреть, например,

вот на этой фотографии
источник: electrotransport.ru

Главное ее назначение состоит и информировании вас о скорости колеса. Например, в моем случае один писк звучит примерно на 20км/ч, два писка где-то на 28, непрерывный же писк преследует вас, когда вы летите впереди колеса, разогнавшись больше 30км/ч). С новым контроллером я могу отключить эти писки через приложение (о нем позже), со старым же контроллером можно было только выдернуть к чертям пищалку (что я в итоге и сделал)

Теперь о приложениях. Скажу сразу, я ими давно не пользовался, посему в их описании могут быть неточности. К моему колесу коннектится пара официальных приложений, первое имеет удобный дизайн, но не обладает счетчиком пробега, второе, напротив, не слишком удобно и пугает цифрами на однометре. Есть еще несколько неофициальных, одно из них я проставил, но так и ни разу не использовал.

Кроме демонстрации скорости и пробега колеса умеют переключать режимы движения, в моем случае их три: жесткий, комфортный и мягкий. В жестком режиме педали всегда параллельны земле, в комфортном колесо клюет вперед при старте и назад при торможении, в мягком же режиме оно превращается в неуправляемое покачивающееся на волнах желе). Мои приложения могут так же отключать звуковое информирование о скорости движения и выставлять горизонт педалей относительно дороги. Я люблю слегка задранные вверх педали). У кингсонгов же функционал куда шире: они могут настраивать скорость при которой будет звучать звуковое предупреждение, а также выставлять скорость, при которой начнется поднятие педалей. Кстати, забыл написать о том, что большинство колес при достижении своей максимальной скорости начинают задирать педали вверх, вынуждая наездника сбросить скорость. Мой же гот подобным функционалом не обладает, награждая своего ездюка незабываемым чувством полета каждый раз, когда оный неправильно выберет максимальную скорость. После каждого такого полета я некоторое время не разгоняюсь больше 15км/ч, но затем постепенно опять возвращаюсь к 25-30)

Что же, вроде я рассказал все что хотел. Сейчас ко мне (точнее, к посреднику в России) в виде запчастей едет безумное колесо с максималкой за 40 км/ч и массой за 20кг в максимальной комплектации. Ежели все запчасти благополучно до меня доберутся могу написать заметку о сборке современного топового колеса.

habr.com

Стоит ли собирать электро моноколесо своими руками?

Электрические моноколеса, или как их еще называют, унициклы – это современная усовершенствованная версия хорошо нам известных механических одноколесных велосипедов.

В последнее время наблюдается резкий всплеск популярности таких девайсов, и все благодаря их уникальным характеристикам и широким возможностям, позволяющим активным людям проводить свой досуг с драйвом.

Как отмечают бывалые пользователи, научиться езде на одноколесном гаджете может каждый желающий, причем это не займет много времени. Если раньше на одном колесе ездили преимущественно артисты цирка в рамках представлений на арене, то в настоящее время такие ездоки встречаются повсеместно на городских улицах наравне с обладателями гироскутеров и другого электротранспорта.

Стоимость унициклов зависит от их начинки и функциональных возможностей и иногда может быть достаточно высокой, поэтому многие задаются вопросом, как сделать моноколесо своими руками.

К положительным характеристикам данного транспортного средства можно отнести следующие характеристики:

  • компактные габариты;
  • интересный дизайн;
  • безопасность;
  • возможность перемещения на существенные расстояния;
  • выполнение трюков и пр.

Уницикл включает в свою конструкцию электрический мотор, аккумулятоную батарею и стабилизационную систему, состоящую из гироскопических датчиков. Данные элементы призваны контролировать балансировку и откликаются на наклоны туловища, благодаря которым осуществляется перемещение и торможение уницикла, и сделать электро моноколесо своими руками с аналогичными характеристиками получится вряд ли.

Средняя скорость передвижения данного устройства составляет 20-30 км/час, поэтому, имея под рукой такой девайс, вы быстрее доберетесь до места назначения, нежели пешим ходом.

Так как самому сделать моноколесо достаточно сложно, да и не столь выгодно, тем более что в домашних условиях вряд ли удастся добиться хорошего результата, рекомендуем приобретать современные девайсы данного типа в специализированных магазинах.

Эксплуатация и обслуживание

Для того чтобы моноколесо прослужило вам долго и надежно, необходимо строго придерживаться правил эксплуатации, прописанных в инструкции пользователя. Перед началом поездки всегда проверяйте уровень зарядки батареи. Также ни в коем случае не возлагайте на девайс нагрузку, превышающую допустимые параметры.

Помните о том, что дальность поездки зависит как от емкости батареи, так и от качества дорожного покрытия, и чем оно хуже, тем быстрее будет разряжаться аккумулятор из-за работы в условиях повышенной нагрузки.

Специалисты не рекомендуют не только изготавливать, но и выполнять ремонт моноколеса своими руками, не имея определенных навыков и знаний. В случае малейших погрешностей в работе уницикла необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалистам сервисного центра, что убережет ваш девайс от серьезных поломок, влекущих за собой дополнительные финансовые расходы.

 


Новые посты:

  • Советы по езде на электровелосипеде
  • Как и чем смазать вилку для велосипеда?
  • Как выбрать велосипед для женщины по росту
  • Другие посты:

  • Можно ли ездить на электросамокате зимой?
  • Обзор лучших моноколес 2019
  • Электромотоцикл Deller – вклад России в развитие электротранспорта
  • electrotransport.su

    Как сделать моноколесо своими руками, моноцикл инструкция по применению

    Принцип работы моноколеса

    Устройство моноколеса

    До того как мы начнем рассматривать принцип работы моноколеса, разберемся как оно устроено. Рассмотрим по отдельности его основные составляющие элементы.

    1) Внешняя часть

    1.1) Корпус

    Корпус моноколеса изготовлен из высокопрочного пластика, устойчивого к ударам и деформациям.

    1.2) Раскладные педали

    В нижней части корпуса расположены раскладные педали (подножки) для ног. Некоторые модели моноколес снабжены магнитной фиксацией подножек. При подъёме подножки моноколеса, она автоматически примагничиваются к корпусу.

    1.3) Удобные накладки на корпус

    Во время поездки на моноколесе, корпус устройства фиксируется ногами (голенная часть) пользователя.
    Для создания комфортной поездки, на боковых плоскостях корпуса, установлены специальные накладки, изготовленные из силикона, резины или другого мягкого материала.

    1.4) Ручка и панель управления моноколесом

    В верхней части корпуса расположена удобная ручка для транспортировки моноколеса. Под ручкой, на верхней плоскости корпуса, расположен разъем для подключения зарядного устройства, кнопка для включения и выключения моноколеса, а также индикаторное табло заряда аккумулятора.

    2) Внутренняя часть

    Внутри корпуса заключено одно единственно колесо, состоящие из покрышки (давление в покрышке лучше поддерживать на уровне 2,4 до 3.1 атмосферы), обода, оси и спиц. Верхняя часть колеса расположена внутри корпуса.

    Также внутри корпуса расположены: аккумуляторные батареи, электромотор, гироскоп, и материнская плата (компьютер) управляющая гироскопами.

    2.1) Аккумуляторная батарея

    Аккумуляторная батарея моноколеса представляет собой туго изолированный блок аккумуляторов подключенных к компьютеру. При помощи компьютера происходит управление процессом разряда и заряда аккумулятора.

    Чаще всего используются литий-ионные аккумуляторы фирм: Samsung, Panasonic, Sony.

    Дальность хода моноколеса варьируется в зависимости от модели. От 15 км до 65 км на одном заряде. Моноколесо способно развивать скорость до 25 км/ч. Заряжается моноколесо очень быстро, для накопления полного заряда требуется всего 50 — 100 мин.
    К примеру, Вы проехали на моноколесе 50 км, что уже не мало (диаметр Москвы ~40 км), решили отдохнуть и заодно подзарядили моноколесо. Подкрепились и снова в путь! Ресурс аккумуляторной батареи моноколеса также очень высок: 1500 — 2000 перезарядов.

    Немало важным достоинством моноколес является устойчивость аккумуляторной батареи к низким температурам. Моноколесо почти не теряет заряд при поездке на холоде.

    Многие модели моноколес оснащены рекуперативной тормозной системой, это позволяет значительно экономить заряд батареи. При торможении, спуске со склона или замедлении моноколеса будет происходить подзарядка аккумулятора.

    2.2) Электромотор и гироскоп

    В движение моноколесо приводится за счет электромотора с магнитным подшипником. Во внутреннем периметре колеса расположен массив катушек (электромагниты). На внешнем периметре закреплены магниты. При помощи электромагнитной индукции ротор приходит в движение.

    Внутри моноколесо установлены датчики балансировки, поддерживающие нужно положение моноколеса в пространстве. Схожая технология используется в Сигвеях, но в отличие от двух колесных Сегвеев здесь колесо всего одно. Поэтому моноколеса снабжены дополнительными датчиками, контролирующими боковые перемещения и позволяющими моноколесу не падать на бок.

    Принцип работы моноколеса

    Управлять моноколесом очень просто. Большая часть работы Вашего тела выполняется на уровне интуиции. При наклоне корпуса тела вперед моноколесо ускоряется, при наклоне назад замедляется. Это происходит благодаря действию гироскопических датчиков, которые улавливают перемещение центра тяжести Вашего тела и, подавая сигнал на двигатель, удерживают колесо в вертикальном положении.

    Сначала гироскопические датчики определяют положение моноколеса в пространстве. Затем компьютер считывает сигналы с датчиков и подает команду направить ток с аккумулятора на катушку (электромагниты) ротора. Вследствие чего возникает электромагнитное поле, воздействующее на магниты, закрепленные на внешнем контуре колеса.

    У каждого магнита есть свои полюса: северный и южный. При взаимодействии одинаковых полюсов (юг-юг, север-север) магниты отталкиваются, если же взаимодействуют разные полюса (север-юг и юг-север), магниты притягиваются друг к другу.

    Моноколесо начинает движение вперед, если магниты находятся в положении север-север, юг-юг. При наклоне корпуса пользователя назад, происходит смещение центра тяжести тела. Гироскопические датчики улавливают это изменение и подают сигнал на компьютер. Компьютер в свою очередь передает команду на изменение направления тока проходящего через электромагниты. Это влечет за собой смену полюсов на электромагнитах, создавая пары север-юг, юг-север. И моноколесо начинает ехать назад.

    Вывод

    Благодаря своему строению моноколесо обладает рядом преимуществ по сравнению с обычным транспортом. Компактность это главное его достоинство. Моноколесо можно взять с собой в метро или автобус, поместить в рюкзак или багажник машины, принести в торговый центр или офис.

    К тому же моноколесо экологичный, быстрый и тихий персональный транспорт. А в отличие от Сегвея, путешествуя на моноколесе, Ваши руки всегда остаются свободными. Удобно говорить по телефону, выгуливать собаку или укрываться зонтом от дождя!
    Посмотреть преимущества компании Sunwheel.

    Моноколесо это транспорт будущего!

    Виктор Грек и моноколесо GotWay Msuper V3

    С ветерком прокатиться по аллеям парка теперь можно не только на велосипеде или роликах.

    Сегвей

    Езда на сигвеях

    Все с него и началось. Сегвей придумал и впервые продемонстрировал в 2001 году канадский инженер Дин Кеймен. Электрическое самобалансирующееся транспортное средство с двумя колесами, расположенными по обе стороны от водителя, носило название Ginger, но широкой публике это удивительное устройство уже давно известно как сегвей — по на- званию фирмы производителя Segway.

    Интересно, что в некоторых некоторых странах эти аппараты запрещены к использованию, в других — приравнены к мототранспорту (и требуют регистрации с выдачей номерного знака), в третьих — к велосипедам.

    А в Германии, например, используются полицейскими для патрулирования улиц.

    Особенности: динамическая стабилизация позволяет сегвею удерживать равновесие или перемещаться вперед и назад. Повороты осуществляются рулем. Внутри этой штуки куча электроники, два мощных электромотора и огромные аккумуляторы.

    Игрушка по-настоящему крупная, весит около 50 килограммов, а размер колес достигает у некоторых моделей 21 дюйма (53 сантиметра)! Но не ждите огромных скоростей — 20 км/ч будет достаточно.

    Электросамокат

    Электро самокат

    Выбор на любой вкус, от суперлегких (от 6 килограммов) с карбоновыми рамами до полноприводных монстров, мощностью 2,5 киловатта и весом под 35 кило — такие могут развивать скорость до 90 км/ч. Жесткую подвеску, свой главный недостаток, электросамокаты унаследовали от самоката. Десятидюймовые колеса с электромотором внутри при наезде на высокой скорости на небольшую ямку могут привести к фатальным последствиям — у самоката большая неподрессоренная масса, и любая неровность на дороге приводит к потере управления. Поэтому их стихия — выделенные велосипедные полосы и дорожки в парках.

    Особенности: компактность, вес, некоторые модели оборудованы сиденьем. Но запас хода у большинства из них — как у гироскутера, т. е. около 20–25 километров по ровному асфальту.

    Что такое моноколесо? Далеко не каждый слышал про такую новинку. Моноколесо в Москве появилось сравнительно недавно, а для провинции это — до сих пор экзотика.

    О чем идет речь?

    Другое название моноколеса — уницикл. Так называется электрическое моноколесо —

    индивидуальное одноколесное средство передвижения электромеханического типа. Двигается данный «транспорт» благодаря крутящему моменту, передаваемому от электромотора. В продольном направлении добиться устойчивости ему помогает целая система гироскопов.

    В наши дни электроколесо купить можно точно так же, как и обычный велосипед. В том числе и в интернет-магазинах. Цена моноколеса может варьироваться в зависимости от ряда факторов, в том числе — от производителя.

    Цены в интернет-магазинах:
    Smart Balance SB105-SCRAWL Гироскутер Граффити 10,5 APP самобалансир (Samsung) — Юный папа 12 370 Р
    Smart Гироскутер Balance Car V3 Black Ultratrade 13 900 Р
    Hoverbot Гироскутер C-2 Light matte black red ogo1.ru 10 200 Р

    Как это выглядит

    Выглядит уницикл в виде компактного одноколесного механизма, напоминающего велосипед. Материал, из которого сделано электрическое моноколесо — ударопрочный пластик, внутри корпуса помещаются, кроме самого колеса, электрический мотор, батарея-аккумулятор вместе с электронной системой управления. Наверху имеется ручка для переноски моноколеса.

    Весит этот агрегат от 10 до 16-18 кг. Такое электроколесо купить можно в одном из двух видов: с одним колесом или с парой, расположенной рядом на поперечной оси.

    Моноколесо в Москве можно увидеть в парках, где собираются любители данного «продвинутого» развлечения.

    Решено — попробуем!

    Как ездить на моноколесе? Какие приемы помогут освоить данное техническое чудо? Предположим, вы решили электроколесо купить и в короткий срок освоить все тонкости обращения с ним. Но лучше для начала попробовать найти его в прокате. Ведь цена моноколеса довольно высока, и новичку не следует спешить.

    Итак, приготовьтесь к трудностям. Вспомните, как в свое время осваивали велосипед. Если владеете роликами, скейтбордом или мотоциклом, процесс пойдет на порядок легче и быстрее.

    Электрическое моноколесо продается в комплекте с учебными колесиками для тренировок (как на малышовых велосипедах) — их так же крепят по бокам, и, кроме того, ремешком для страховки. Это не относится к двухколесным унициклам, где площадь опоры достаточна сама по себе. Прикрепить такие колесики к подножкам можно обычной отверткой, а ремешок следует продеть сквозь ручку.

    Цены в интернет-магазинах:
    Crossway Гироскутер Raptor SunnyToy 19 990 Р
    Mekotron Гироскутер Raptor, 8″ Ашан 8 790 Р
    Гироскутер CACTUS CS-Gyrocycle SP WT, белый compyou.ru 12 395 Р

    Позаботьтесь о зарядке

    Перед началом обучения взгляните на уровень заряда батареи. Индикатор его — наверху, около ручки. Это может быть, в зависимости от модели, светодиод со свойством при разрядке менять цвет от зеленого к красному или ряд светодиодов красного цвета, гаснущих по мере снижения уровня заряда.

    «Умная» система не допустит полной разрядки аккумулятора, всегда будет оставлено около 10% на поддержание функции управления и самостоятельной остановки во избежание падения пассажира.

    С чего начать

    Начинаем обучение на свободном пространстве с твердой поверхностью. Со стороны зрелище будет увлекательным и весьма забавным — такие пируэты выделывают новички. Лучше всего, если поможет напарник.

    Не спешите сразу же становиться на электрическое моноколесо и начинать движение. Постарайтесь вначале к нему привыкнуть — потратьте на это не менее десяти минут. Механизм включается верхней кнопкой, одна из ног ставится на подножку (левая или правая — кому как удобнее), страховочным ремнем колесо следует придерживать.

    Подготовительный этап

    Слегка наклонив колесо внутрь (к себе), чуть согнутой ногой на подножке легко катаем колесо назад-вперед. Уницикл симметричен — нет ни задней, ни передней части, так что становиться на него можно и «задом наперед». Но направлять следует согласно стрелке на шине колеса, указывающей, куда оно будет вращаться.

    Цены в интернет-магазинах:
    Hoverbot С-1 (А-8) (0) ALL-BIKES.RU 13 486 Р
    Гироскутер Razor Hovertrax 2.0, зеленый compyou.ru 31 010 Р
    Hoverbot Гироскутер C-4 black ogo1.ru 15 900 Р

    Продолжаем — отталкиваемся и делаем небольшие шаги-подскоки. То есть вторую ногу на подножку пока не ставим. Выделите на это упражнение около четверти часа. Затем позовите помощника, опираясь на плечо или руку которого, попробуйте оттолкнуться от земли и встать на подножку обеими ногами. Не забывайте держаться другой рукой за ремешок.

    Главный момент — понять, каким образом происходит движение. Тут все просто. Вы смещениями корпуса попеременно подаете центр тяжести собственного тела то вперед, то назад. При этом моноколесо получает команду соответственно либо двигаться, либо уменьшить скорость и остановиться.

    Все получится!

    Освоение уницикла ведется интуитивно, особых трудностей здесь возникнуть не должно. Главное — почувствовать механизм, а техника нарабатывается довольно скоро. Вскоре вы сможете ехать, стоя на подножке обеими ногами. Но лучше пусть вначале друг держит вас за руку.

    Стоит отправиться в «самостоятельное плавание», тут же возможна потеря равновесия и приходится делать соскок с подножек. Постарайтесь уберечь ваш уницикл от слишком частых ударов об асфальт.

    Самостоятельное освоение колеса заключается в повторении без поддержки всех освоенных элементов — заскока, балансирования на небольшой скорости, остановки и соскока. Научившись балансировать, дополнительные маленькие колесики обычно снимают. Для безопасности лучше вооружиться защитным шлемом, наколенниками и налокотниками.

    Цены в интернет-магазинах:
    Hoverbot B-7 (0) ALL-BIKES.RU 25 380 Р
    Xiaomi Гироскутер Ninebot Mini (Черный) Store77 26 990 Р
    Гироскутер SpeedRoll Premium Smart 01APP (Черный матовый) Maximus 9 990 Р

    Вы уже не новичок

    На этапе оттачивания мастерства растет скорость и улучшается маневрирование. Самые продвинутые пытаются «баловаться» различными трюками. Но это занятие чревато травмами, так что не теряйте благоразумия.

    Принцип освоения сохраняется и для двухколесных моделей. Некоторым обучиться на них кататься легче, чем на одноколесных. При соблюдении простейших норм безопасности кататься на моноколесе — увлекательное и вполне безопасное занятие, способное доставить море удовольствия.

    В среднем процесс обучения требует четырех-шести часов времени, после чего новичок если и не переходит в асы, то уже свободно владеет колесом и может кататься в любом направлении и практически по любой поверхности. Успехов всем!

    Устройство моноколеса

    Главная / Устройство моноколеса

    Что же такое моноколесо? Давайте посмотрим, что пишет про моноколесо Википедия:
    «Моноколесо — электрический самобалансирующийся самокат (моноцикл) с одним колесом, и расположенными по обе стороны от колеса подножками. Скутер использует различные датчики, гироскопы и акселерометры вместе с электромотором для автоматической балансировки, управляется наклоном тела.»

    Давайте подробнее рассмотрим его устройство.
    В отличие от других видов транспорта, моноколесо устроено необычайно просто. Давайте рассмотрим подробно его внешнюю и внутреннюю части.

    1. Внешняя часть моноколеса:

    Корпус моноколеса
    Корпус моноколеса делают из высокопрочного пластика. Он бывает матовый или глянцевый.
    Матовый корпус моноколеса более практичен, на нем не видны мелкие царапины, и он легче скрывает небольшие повреждения.
    Глянцевый корпус менее устойчив к царапинам. Обычно корпус состоит из двух частей: левой и правой.
    В зависимости от моделей так же могут идти накладки на корпус, которые могут быть прозрачными и скрывать под собой подсветку или просто служить декоративным элементом.

    Ручка
    Понятно, что ручка нужна для более легкой переноски моноколеса. Она бывает разных форм и иногда очень удобна, а иногда приносит дискомфорт. Тут уж зависит от модели моноколеса и от креатива дизайнеров.

    Накладки
    У многих моделей моноколес есть накладки по бокам корпуса. Они могут быть пластмассовыми, резиновыми или поролоновыми. На многих моделях накладки и вовсе отсутствуют. Это необязательный элемент.

    Педали
    Абсолютно у каждого моноколеса есть педали (или подножки), изготовленные из прочного металла. Подножки бывают разной формы: закругленные или с квадратными углами. Наверху подножки часто прорезинены или покрыты нождачкой для того, чтобы нога не скользила. Также педали могут быть складными или нет.

    Внешние элементы:

    Гнездо для зарядки моноколеса
    Обычно оно расположено сверху моноколеса, но бывают модели, где зарядка может находиться на торце корпуса или сбоку. Обычно гнездо прикрыто резиновой заглушкой, чтобы предотвратить попадание грязи и влаги.

    Индикатор заряда батареи
    В зависимости от моделей моноколес, индикатор может быть выведен как отдельный дисплей на корпусе моноколеса или быть встроен в кнопку питания. А также подсветка может выполнять функцию индикатора заряда аккумулятора.

    Подсветка
    Не все модели моноколес оснащены подсветкой, а на тех моделях, где она присутствует, подсветка может выполнять разную роль. Где-то она просто является декоративным элементом, а где-то предназначена для освещения дороги в темное время суток.

    2. Внутренняя часть моноколеса:

    Внутри моноколеса всё еще намного проще.

    Колесо
    В первую очередь, это само моноколесо, в которое при этом встроен двигатель. Моноколеса бывают разного диаметра: от 5дюймов и до 18дюймов. Тем не менее, большинство моноколес имеют диаметр от 12 до 16 дюймов, где 14 дюймов несомненно является преобладающим размером.

    Двигатель внутри моноколеса
    Как мы уже говорили, в колесо встроен двигатель. Моноколесу без двигателя никак не обойтись. Он бывает разной мощности, от 350 до 1000 ватт номинальной мощности. В основном, 500ватт это средний хороший показатель.

    Аккумулятор или батарея моноколеса
    Абсолютно все моноколеса оснащены аккумуляторами. В зависимости от мощности батареи моноколесо может проехать разное расстояние. В моноколеса ставятся аккумуляторы от 99wh до 1000wh. Более подробно о мощности и о дистанции вы можете прочитать на страничке ЧАВО “часто задаваемые вопросы”(FAQ).

    Компьютер
    Чтобы всем этим управлять, моноколесу необходим компьютер. Именно он делает возможным саму поездку. В моноколесо встроен гироскоп, с помощью которого компьютер контролирует баланс взад-вперед, скорость моноколеса и ежесекундно выполняет еще сотню мелких задач. Всё для того, чтобы вы просто наслаждались поездкой.

    Ну и последнее.
    Динамики
    Абсолютно все моноколеса имеют один или несколько динамиков. В основном динамик необходим для того, чтобы предупредить Вас о превышении скорости. В некоторых моделях звук можно убавить или вовсе отключить.
    Также в некоторых моделях моноколес динамики способны проигрывать музыку через bluetooth.

    otdelkagres.ru

    Моноколесо зимой / Habr

    На территорию России пришла зима. Многие летние гаджеты уже лежат на полках, ожидая весны следующего года. Но иногда на улицах городов можно заметить утепленного, зашипованного и упорного велосипедиста. А кое-где можно увидеть и моноколесников (моноколесистов?). Каким бы парадоксальным это не казалось, эксплуатация моноколес зимой возможна, пусть и с некоторыми особенностями.

    Батареи


    Если посмотреть на технические спецификации литий-ионных аккумуляторов 18650 разных фирм, то у них обычно указано, что их допускается разряжать до температуры -20° Цельсия, а заряжать — не ниже 0° C. Проблема в том, что, как мы знаем, в моноколесах есть рекуперация, которая заряжает батареи при каждом торможении. Пластик корпуса достаточно хорошо проводит тепло, поэтому батареи будут охлаждаться несмотря на неизбежный нагрев при заряде/разряде. Остывание батарей хорошо заметно по уменьшению запаса хода осенью с понижением температуры. Самый простой путь — утеплить батареи. Вспененный полиэтилен сейчас выпускается в разных вариантах, наверное, самый доступный — это теплолента для окон. Она также удобна тем, что на одной поверхности есть слабый клей, благодаря которому лента лучше держится.


    Мое колесо, два слоя теплоленты по бокам и один слой снизу

    Я решил утеплить батареи, надеясь, что снег ляжет поздно, и еще долго можно будет ездить при околонулевой температуре. По закону подлости, когда я закончил работу и посмотрел в окно — там успел выпасть постоянный зимний снег. Впрочем, в тот день я смог неплохо поездить, потестировать поведение колеса, проехал, пусть и медленнее, примерно 12 километров, и остаток заряда в 72% был прямо по-летнему.

    Кстати, есть определенный смысл, в том, чтобы иногда проводить техосмотр колеса — для меня было неприятным сюрпризом обнаружить перетершуюся изоляцию провода:

    Теоретически, у такого способа есть опасность, что батареи будут перегреваться при зарядке колеса дома. Но зарядные устройства маломощные, обычно на 2 ампера. На форуме владельцев моноколес также пока не зафиксировано проблем из-за утепления батарей.

    Есть более сложный способ — поставить на батарею нагревательный элемент с термостатом и нагревать, подключившись к батареям моноколеса или используя внешние. Но здесь, на мой взгляд, затраты труда растут непропорционально полученному эффекту.

    Гидроизоляция


    Снег, попавший в моноколесо, в тепле начинает таять, а вода — серьезная угроза для электрического агрегата. У разных моделей моноколес разная опасность попадания воды внутрь корпуса. В одной из самых неудачных, например, плата контроллера стоит на радиаторе, который смотрит в отсек колеса и часто бывает плохо закреплен. Снег или грязь в такой конструкции гораздо легче могут попасть внутрь корпуса, и оказаться совсем рядом с контроллером.


    Высохший песок на плате контроллера

    Очень полезно знать конструкцию и слабые места своего моноколеса. В закрытых моделях, например, снег может трамбоваться в колесном отсеке, и крайне желательно, попав в тепло, его оттуда вытряхивать. Известны истории выхода колес из строя из-за заливания контроллеров или даже мотор-колес (которые конструктивно не получится загерметизировать), так что остается только призывать к внимательности и осторожности.

    Шиповка


    Штатные покрышки моноколес предназначены для летней езды по городу, поэтому относятся к сликам или полусликам и не создавались для езды по льду. Поэтому при подготовке к зиме некоторые энтузиасты меняют покрышку на шипованную. Ситуация осложняется тем, что из-за редких диаметров готовые шипованные шины встречаются редко, вкручивающиеся шипы типа BestGrip хорошие, но дорогие (порядка 30 р штука), а шиповка саморезами требует защиты камеры от прокола этими же саморезами при, например, въезде на бордюр. Лайфхак — можно найти и поставить покрышку меньшего диаметра внутрь шипованной саморезами:

    Также, у разных моноколес разные конструкция корпуса и запас места в колесном отсеке, и грунтозацепы или выступающие шипы могут просто не поместиться в корпус.

    Поведение колеса


    Система управления моноколеса постоянно пытается подъехать под райдера, поэтому моноколеса очень не любят буксовать. Увы, зимой ситуации для этого создаются гораздо чаще, чем летом. Впрочем, по отзывам пользователей, достаточно часто моноколесо ведет себя лучше, чем от него ожидают. У меня прекрасно получалось кататься по свежевыпавшему мокрому снегу, под которым был асфальт. Только при резких виражах чувствовалось, что сцепление с дорогой стало хуже. Зато когда спустя неделю снега нападало сильно больше, а температура поднялась выше нуля, то ездить толком не получалось — на участках снега с водой сцепление практически отсутствовало, и даже на утрамбованном снеге колесо довольно часто начинало буксовать. Попытки ездить выглядят весьма забавно:

    Но есть гораздо более удачные примеры поездок

    Заключение


    В целом, зимой моноколесо вполне можно использовать, но на расстояния до примерно пяти километров или в прогулочных целях. Проехать на работу со скоростью общественного транспорта через весь город уже не получится, но вполне можно выбраться в парк на выходных или неспешно прокатиться по тем дорогам, которые не засыпало до полной непроходимости.

    В публикации использовались фотографии и видео пользователей форума Электротранспорт.ру и стоп-кадр вот этого видео на YouTube

    habr.com

    Изменяю своим привычкам — LiveJournal

    Вот уже месяца три прошло с тех пор, как я катаюсь на этом чуде современной транспортной техники.
    Экстремальный минимализм. Одно колесо под ногами, которое доставит наездника в любую точку города.

    Он заменяет мне машину, автобус и метро.
    Вставая на уже изрядно потрёпанные педальки, я испытываю ни с чем не сравнимое окрыляющее чувство лёгкости и ловкости.

    В три раза быстрее бегущего человека, сравнимо в городских коридорах с громоздкими, неуклюжими четырёхколёсными печами по сжиганию топлива, так же классно, как велосипед, только не потеешь словно лошадь на скачках.


    Когда я впервые сел за руль автомобиля, мне казалось фантастической возможность лёгкими движениями управлять такой огромной машиной. Она слушалась моих ног, впрыскивая воздушно-топливную смесь в цилиндры и сжимая тормозные колодки вокруг отполированного диска, она подчинялась моим рукам, двигая поршень гидроусилителя (когда он у меня появился вместе с первой иномаркой).

    И это чувство до сих пор не покидает меня, когда по нажатию кнопки я открываю багажник или включаю круиз-контроль и уже даже делать ничего не нужно, чтобы машина ехала.

    Но гораздо более глубокая связь возникает между наездником и колесом. Им управляешь всем телом. Любой изгиб, любой поворот головы ведёт к смещению центра тяжести и изменению траектории. Наклоны вперёд и назад находят мгновенный отклик в скорости вращения мотор-колеса.

    Контроллер размером с ладошку вычисляет нехитрую математическую модель, аргументами которой являются угол наклона педалей относительно горизонта, динамику его изменения, текущую скорость и её порог, заданный в приложении.

    Въезжая в толпу людей, плавно откидываешься назад, сбрасывая скорость до 2-3 км/ч, чтобы даже юркие молниеносные дети не могли подскочить под него, ловишь изумлённые взгляды, заглядываешь в открытые из-за отвисшей челюсти рты, даёшь пятюню особо открытым товарищам и даришь улыбку тем, кто не может удержаться от криков «Смотри, смотри!»

    А как только зона повышенного внимания позади, можно поднять руку кулаком вверх и ускориться до привычных 30 км/ч, только догадываясь, какие эмоции это вызывает у публики сзади.

    Внимание, не кончается никогда. Кто-то смущённо поглядывает исподлобья, кто-то по-тихоньку следует за мной на машине, разглядывая новинку, кто-то пристраивается рядом на велосипеде и расспрашивает о характеристиках. Несколько раз народ не стеснялся попросить прокатиться. А я давал.

    Маневренность выше только у идущего человека. По принципу управления очень похоже на сноуборд — в основном оно следует за центром тяжести, но на небольшой скорости можно и развернуть его ногами на месте, чтобы объехать сложное препятствие.

    Принцип поддержания равновесия примерно такой же, как на велосипеде, только нужно помнить ещё и о продольном балансе, не только поперечном.

    Чем выше скорость, тем проще держать равновесие — принцип гироскопа в действии

    То есть колесо подкатывается под центр тяжести. Это примерно как шаг — мы переносим центр тяжести, падаем, но предотвращаем падение подставленной ногой.

    Кому-то требуется 1-2 дня, чтобы научиться на нём ездить, мне потребовалось чуть больше часа, а моему брату, который на ты с мототехникой хватило 30 минут.

    Ну дальше совсем сухие факты

    Максимальная скорость — 30 км/ч

    Что происходит при достижении лимита? Колесо сначала предупреждает звуковыми сигналами, потом перестаёт увеличивать скорость, поддерживая её чуть ниже предела, и в конце концов начинает поднимать педали, делая наклон вперёд неудобным.

    Пробег на одной зарядке — 25-27 км.

    Что влияет на дальность пробега? Вес ездока, скорость езды, температура окружающей среды, поверхность покрытия, накаченность камеры.

    Время зарядки — 3-5 часов

    Что происходит, если садится батарея? Колесо снижает предел скорости и начинает пищать всё раньше, да так, что это слышно через наушники и начинает раздражать окружающих. Когда ему уже совсем невмоготу, задирает педали вплоть до 40-50 градусов, что приходится с него спешиваться.

    Доводить до такой глубокой разрядки не надо.

    Что произойдёт если я попробую наклонить колесо на земле? Оно не даст этого сделать — электроника определяет малейшие отклонения от горизонта и подстраивает скорость мотор-колеса, поэтому оно будет всегда в одном положении.

    А если поднять его в воздух? Не имея опоры, а соответственно и возможности выровняться, оно начнёт раскручиваться до безумной скорости, что-то порядка 50-60 км/ч, нещадно пищать, алармируя о неизбежной аварии, а затем выключается.

    Как его переносить? У всех колёс есть ручка. У некоторых — выдвижная, как у чемодана: подъехал к перекрёстку — спрыгнул, достал ручку — прокатил его по зебре, сложил ручку — запрыгнул и покатил. У меня такая есть.

    Для переноса по ступенькам колесо поднимают за ручку. У некоторых есть кнопка под ней — когда поднимаешь колесо — оно временно выключается и не раскручивается в воздухе. У меня такой нет — у меня раскручивается, однако можно наловчиться брать его так, чтобы оно сохраняло горизонтальную позицию. Правда долго это положение сохранить сложно.

    Можно ли спрыгивать и запрыгивать на поребрики? Да. Я могу спрыгнуть с 10-12 см, а запрыгнуть на 5-7.

    Готова ли городская инфраструктура к этому чуду? Нет. Например, Новосибирск, в большинстве своём не готов ни к моноколёсам, ни к велосипедам.

    Не везде есть пандусы, не везде тротуары плоские, после дождя зачастую стоят лужи, порой приходится двигаться по краю проезжей части, а это крайне опасно, потому что при попытке взглянуть назад легко потерять курс и увести колесо в центр полосы.

    Однако передвигаться по городу можно. Так я первоначальное время дороги до работы с 60 минут скоратил до 35.

    Как правильно на нём стоять? Ноги слегка согнуты в коленях. Лодыжки прижаты к нижним подушкам, голени — к верхним. То есть как бы держите ногами колесо. Носки немного свисают с педалей — так меньше напрягаются ноги.

    Как учиться ездить на колесе?

    Вариант нумбер 1. Вдоль стеночки, придерживаясь за неё.

    Нумбер 2. На площадке для воркаута, маневрируя между столбами. Этот вариант хороше тем, что всегда есть за что держаться, и можно крутиться воруг них, не спускаясь с колеса.

    Нумбер 3. Стартовать от стеночкии сразу пытаться ехать независимо. Быстрее, чем первый способ.

    Нумбер 4. Взять лыжные или трекинговые палки — они будут вашими ногами на первое время. Когда научитесь — можно ампутировать. Но выглядит это слегка нелепо.

    На первых порах возьмите ремень или верёвку, привяжите один конец к ручке, другой держите в своих руках. Падения будут, спрыгивать вы тоже ещё не умеете. Важно, чтобы колесо не укатилось в толпу детсадовцев.

    Это выглядит так, словно вы вышли на прогулку со своим питомцем, но лучше недельку смотреться глупо, чем всю жизнь жалеть, что оно ребёнку сломало ногу.

    Внутреннее устройство лаконично:


    • Контроллер

    • Батарея аккумуляторов

    • Мотор-колесо

    • Педали

    • Периферия (кнопички, лампочки, динамички, блютузик, ручка).

    Из всего этого пожалуй, интересно только мотор-колесо. Оно в сборе, то есть и ротор и статор спрятаны внутри защищённого металлического корпуса самого колеса, наружу торчат только два проводка — силовой и сигнальный. По первому подаётся питание на мотор, по второму телеметрия и управляющие данные.

    А если серьёзно:

    Амортизации нет — только надувная камера под покрышкой и колени наездника.

    Про аккумы
    Установлена батарея обычных аккумуляторов, поэтому в случае деградации заменить — не проблема.

    А вот с чем проблема — так это с доставкой. Если вздумаете сами везти — одумайтесь. В багаж его не примут, потому что аккумуляторы вообще туда не берут, а на борт не пустят. Например, у Аэрофлота ограничение в 160 Втч, при том, что у моноколёс как минимум 250.

    Разборка

    Разборке посвящено много видосов и пара статей в рунетах. В целом ничего сложного нет.

    1. Вытащить все четыре светодиодные плашки — под ними по четыре винта.
    2. Отогнуть края у нижних подушечек. В каждом углу по винтику.
    3. Под верхними подушечками тоже по четыре винта. Лучше тоже полностью подушку не отрывать, а отогнуть верхний край.
    4. Отщёлкнуть все крепления по периметру боковых панелей.
    5. Отключить динамики
    6. Снять боковые панели
    7. Отключить кабели, идущие в недра мотор-колеса.
    8. Вытащите колесо.
    9. Вы прекрасны!


    Камера

    Установлена почти обычная камера на 14″, которую можно найти в любом магазине мототехника. За исключением одного «НО!» — СОСОК.

    Сосок на родной камере загнут вдоль камеры не просто так. У обычной камеры же сосок торчит на 3-4 см внутрь. Когда вы её установите в колесо, он будет направлен вовне колеса и так же будет торчать на 3 см и ЗАДЕВАТЬ ЗА КОРПУС.

    Поэтому лучше купить нормальную камеру, а не как я — подпиливать надфилем сосок.

    Надо помнить, что диаметр колеса довольно маленький, вес оно должно выдержать до 120 кг, соответственно корд очень жёсткий, поэтому снять покрышку — не за хлебом сходить — запаситесь бортировками, терпением и копилкой для матов.

    Снятие ограничения скорости

    Знайте, что 20 км/ч — это абсолютно некомфортная скорость. Уже через пару дней, как вы научитесь ездить, это начнёт раздражать.

    30 км/ч — очень даже удобно, если из шеи растёт коробка с мозгами. И всё же на длинных прямых участках хотелось бы побольше — 35.

    На кингсонгах стоит программное ограничение скорости. Чтобы его снять, нужно поставить приложение и подключиться к колесу по блютус.

    Дальше можно выбрать режим подстветки, отключить к чертям голос на колесе и убрать ограничение.

    Для этого потребуется ввести код авторизации. «Хакнуть» колесо можно через программулинку на гитхабе. А вот инструкция.

    Проблемы

    Их две, пожалуй. Но они не проблемы, а особенности поведения. Не баг, но фича.

    1. При низком заряде поведение колеса чуть менее предсказуемое. При больших неровностях на дороге наблюдает лёгкое покачивание, когда колесо адаптируется к условиям. То есть сначала вперёд под действием угла наклона, потом сразу назад из-за ограничения скорости.

    Легко к этому привыкаешь.

    2. Продавливание колеса. Очень интересный феномен, который я на себе испытал дважды.

    Один из самых эффектных трюков на колесе, а вместе с тем и очень приятный — при медленном движении максимально наклониться вперёд и резко ускориться. Это примерно, как на трёхлитровой камрюхе резко педаль в пол.

    Но есть тут собака. Любой дивгатель имеет предел нагрузок. При очень резком наклоне, магниты уже не могут удержать колесо от прокручивания, а давать большой ток для компенсации нельзя, чтобы не повредить обмотки. И что делает колесо? Выключает мотор.

    Поэтому возможна вполне реальная перспектива на скорости в 10-15 км/ч слететь с него, а потом, если повезёт убегать от него метров 10, а если нет, распластаться тут же, и стать взлётной (а, может, и посадочной) полосой для 15-килограммовой болванки, летящей сзади.

    Пара таких падений учит тому, что разгоняться нужно с умеренным ускорением, а у колеса есть характер и нельзя слепо доверять своему пятидневному опыту. Ну а после инцидента можно со спокойной душой и дрожащими коленями ехать дальшне, не разгоняясь больше 15 км/ч во избежение.

    Как выбрать колесо
    Вот такой вопрос.

    Первое и самое главное — не экономьте. На 30 км/ч ваше здоровье и жизнь зависит от китайских программистов, микроэлектронщиков и слесарей на заводах.

    Контроллер должен исправно подгонять колесо под центр тяжести.
    Компоненты должны быть хорошего качества, годно припаяны.

    Колесо — это не тупой гирик — оно не для развлечения — это средство передвижения, поэтому батареи должно хватать хотя бы на 20-25 км. Учитывая, что в спецификации обычно цифры указаны для лабораторных тестов, где божественная сущность двигалась без ускорений по идеально ровной поверхности при нормальных условиях, отнимайте от неё 20-30%.

    Скорость ниже 25 км/ч — это чистое наказание, сродни средневековой пытке, когда на темечко в течение часов падали капли воды. Как бы много это вам ни казалось, когда вы читаете эти строки, вы лопните от негодования через четыре дня владения.

    Высота педалей
    Имеет большое значение. Чем ниже, тем устойчивей. Чем ниже, тем больше радиус поворота. Чем ниже, тем проще научиться. Чем ниже, тем хуже манёвренность. У КС14Д — то, что надо. Очень редко мне не хватает радиуса, а ездить по прямой максимально комфортно.

    Свистки и дудки — по вкусу. Скажу только, что светодиодные ленты только кажутся такими убогими сначала. На самом деле они придают такой космически-притягательный вид системе наездник-колесо, особенно ночью, что я даже не стал их выключать.

    Хочу электричку. Что выбрать: гироскутер, сигвей/минисигвей, электросамокат, электровелосипед, моноколесо, Тесла?
    Я расположил их в порядке возрастания серьёзности. Причём разрыв между колесом и теслой, меньше, чем между гироскутером и колесом.
    И так, забудьте о гироскутере. Это непрактично, это опасно, то быстро надоест.
    Это такая штука для развлечений по 5-10 минут в день, только если у вас нет банды на гириках, которая держит в страхе район.
    За проходимость 4 балла (по 100 бальной шкале). В лесу — умрёт, на лежачем полицейском — умрёт. На подъёме в 30 градусов — умрёт.
    За безопасность 3 (по ней же). На спуске и подъёме — вылетит из под ног. На ровной поверхности — вылетит из под ног, на ямке — слетите нафиг. Башке хана.
    За практичность — 5 из 100. Таскать на себе 10 кг — так себе фитнес. Десяточку до работы на 20-30 минут не сделаешь. На кой он нужен?

    Сигвей/минисигвей. Имеет право на жизнь. Безопасен, надёжен, но непрактичен. Для прогулок по микрорайону и дорожкам, широким тропинкам в лесопарке прокатит.

    Электросамокат — ну, норм. Его даже как-то можно вкоряжить в общественный транспорт под прицелами злобных глаз тех, кого вы пачкаете своими колёсами.
    Скорость средняя, проходимость средняя, взрослый человек выглядит несолидно.

    Вел получше тем, что скорость всё-таки побольше, если сядет аккум. Ну и цель мотора там помочь на подъёмах, а не снять с наездника необходимость педалить.
    Думаю, его нужно рассматривать совсем отдельно и сравнивать с обычными велосипедами, а не с прочим электротранспортом.

    Моноколесо. Компактно. Оно уделает всех предыдущих сабжей в плане и скорости и горки, на которую может подняться, и маневренности, и крутости и впечатления на толпы зрителей, и новизны, и технологичности.
    Легко запрыгнуть и спрыгнуть => легко преодолевать перекрёстки. Легко тягать по лестницам. Во время дождя не забрызгает одежду. Площадь опоры очень маленькая, поэтому объезд препятствий — одно удовольствие.
    Только дорого. И с поребриков не напрыгаешься.
    Ну от поклонника колеса сложно услышать аргументы за другие средства 🙂

    На последок: самый большой форум по электротранспорту так и называется: http://electrotransport.ru/ussr/index.php

    eucariot.livejournal.com

    Выбор моноколеса для поездок на работу / Habr

    Автор рисунка — Дед[email protected]

    Прошла весна, настало лето, –
    Так не пора ли сделать это?

    Или еще не пора? А если пора, то какое выбрать моноколесо для поездок на работу?

    Выскажу ряд соображений на заданную тему, исходя из своего опыта пробега в несколько тысяч километров на разных видах электротранспорта (конечно, далек от мысли, что изложенное ниже есть некая абсолютная истина).

    Первое, с чем следует определиться — использовать ли для поездок на работу именно моноколесо? Как и у любого транспорта, у моноколеса есть своя ниша и свои ограничения. Все познается в сравнении, итак…

    Ноги


    Для меня — идеальный транспорт для перемещения на дистанцию суммарно до 4 км в обе стороны. Ну, до 5.

    Самокат


    Использовал несколько месяцев, когда дистанция дом-работа-дом была 7 км. Очень хороший вариант, легкий, компактный, при поездках задействуется большое количество мышц.

    Из минусов:

    • тяжело ехать против ветра;
    • по плитке ехать неприятно;
    • осенью не мог подобрать одежду, либо жарко, либо холодно.

    Если по пути много плитки, можно рассмотреть вариант с «дутыми» шинами, вот, например, отечественный производитель, самокат ПТАХА:

    Эта модель стоит определенных денег, но, на мой взгляд, стоит адекватно (хотя лично не пробовал).

    В целом, самокат — отличный выбор для поездок на дистанцию суммарно до 8 км в день по хорошим дорожкам, особенно если не нужно заходить в другой транспорт.

    Электросамокат


    Использовал и до сих пор иногда использую модель e-twow booster, это уже проверенная временем «классика». За что ценю:
    • относительно легкий;
    • моментально осваивается, можно давать гостям;
    • в России можно купить любые запчасти;
    • тормоз только рекуперативный и задний ножной (никогда не использовал), никаких тебе v-brake, дисков и колодок — минимализм;
    • есть круиз-контроль;
    • можно толкаться ногой, если нужно сжечь калории или что-то пошло не так (никогда «не так» не было).

    Использовал практически круглогодично (для зимних поездок необходимо заднее колесо поменять на надувное (пример), иначе будет «заносить»):

    В каких случаях предпочесть моноколесу (мои критерии, конечно):

    • поездки более 10 км в обе стороны по хорошим тротуарам/дорожкам; на моноколесе статическая позиция угнетает;
    • нет времени/желания обучаться;
    • кажется, что моноколесо опаснее;
    • для езды зимой (согласен, экзотика) на электросамокате как-то надежнее. Во дворе по укатанному снегу дочку на саночках я с моноколесом катал без проблем, к большому удовольствию всех сторон, но по маршруту с гололедом — не стал бы рисковать.

    Велосипед


    Мой текущий выбор на относительно дальние поездки. Сейчас дистанция дом-работа-дом составляет 16 км, на моноколесе можно, конечно… Но нет, не для меня — и так работа сидячая, а тут еще и час «отстоять» надо.

    Езжу, опять-таки, круглый год:

    Моноколесо


    Идеальный транспорт для «подскока» на дистанцию суммарно до 12 км в день. С большим удовольствием пользую, когда еду с дачи на работу — несколько километров «пулей» по грунтовке до железнодорожной станции, затем так же несколько километров от метро до работы.

    Существенно превосходит все остальное (кроме ног) по компактности, проходимости и удобству провоза в транспорте. На относительно небольшие дистанции ездить гораздо приятнее, чем на других видах транспорта — мягко, стильно, минималистично.

    Ездить далеко не люблю, иногда затекают ноги, да и в целом, считаю, велосипед полезнее. Но это мое, личное. Есть люди, которые десятки километров запросто выкатывают.

    Моноколесо — критерии выбора


    Главное, от чего следует отталкиваться при выборе моноколеса:
    • емкость аккумулятора;
    • общая надежность.

    Может показаться странным, что речь идет про емкость, а не про мощность, но эти вещи связаны — чем больше элементов питания используется в колесе, тем большую пиковую мощность колесо способно развить. Особенно важным это становится, когда аккумулятор сильно разряжен.

    В принципе, можно ездить и на колесе с небольшой емкостью/мощностью, но нужно четко представлять последствия. При езде на моноколесе используется одна точка опоры, интеллект
    колеса постоянно и весьма изощренно ищет баланс. Поиск баланса в некоторых случаях может потребовать весьма крупного выброса энергии. К таким случаям, например, относятся неожиданная встреча препятствия в виде углубления или выступа на асфальте, резкие ускорения и торможения. И если последние два случая можно как-то контролировать, то первый — постоянная угроза. Таким образом, емкости и мощности много не бывает.

    Еще один важный фактор, который напрямую зависит от емкости аккумулятора — дальность пробега. Производители указывают значения полученные в условиях, которые очень далеки от объективной реальности. Для оценки того, что будет на самом деле, можно использовать калькулятор пробега. По моему опыту — весьма похоже на правду. При расчете учтите, что:

    • к своему весу нужно прибавить вес колеса;
    • нужно выбирать режим «drive with acceleration/decceleration».

    Для колес, которые рассматриваются в данной статье, результаты такие:

    Если есть желание более глубоко погрузиться в тему мощности, рекомендую единственную в своем роде статью Тест моноколес на диностенде.

    Что касается довольно расплывчатой «надежности». В моноколесе есть довольно много нюансов, как «железных», так и «софтовых», которые влияют на безопасность. В целом, выявить и решить их довольно сложно, и надеятся, что это будет учтено в каких-то дешевых noname я бы не стал. Я уже несколько лет владею моделями двух фирм — KingSong-14D и Inmotion V8, к надежности претензий нет, так что кратко пройдусь по другим моделям этих компаний.

    KingSong KS14M 174Wh


    174 Втч, 12.80 кг, 25.000 ₽

    Хороший выбор для легких девушек и детей. В принципе, «дядьки» тоже осторожно могут ездить, но пробег будет 6-9 км.

    Inmotion V5F


    320 Втч, 550 Вт,, 11.9 кг, 37.900 ₽

    Мощность тут, как ни странно, ниже, чем у KS14M, но емкость мне представляется более приоритетным параметром. Отличный вариант для легкого и среднего веса. На видео — снятая с производства модель V5:


    KingSong KS14D 420Wh


    420 Втч, 800 Вт, 13.6 кг, 45.000 ₽

    Некоторое время ездил, потом отдал ребенку. Мои 100 кг тянет отлично, но на дистанцию ~12 км. Далее начинает надоедливо попискивать и снижать скорость. Для моей же безопасности.

    InMotion V8


    480 Втч, 800 Вт, 13.5 кг, 55.000 ₽

    Это мой выбор. 100 кг веса уверенно проезжают 20 км, сделано крепко, монолит, две ручки. Единственный недостаток — цена. Но идеал дешевым не бывает.

    KingSong KS14DS 840Wh


    840 Втч, 800 Вт, 15.5 кг, 62.000 ₽

    «Дальнобойный» вариант KS14D. Смысла, в моих понятиях, не имеет. Лучше брать KS 16S.

    KingSong KS16S 840WH


    840 Втч, 1200 Вт, 17.3 кг, 66,900₽

    Если нужно что-то тяжелое перемещать далеко и надолго — вам сюда. Консультировал как-то раз коллегу по поводу развития навыков катания и, соответственно, довелось попробовать. Есть минус — сильно давит на голень, так как аккумуляторный блок сильно выпирает из корпуса на небольшой высоте. Впрочем, этот минус только на период учебы.

    Inmotion V10F


    960 Втч, 2000 Вт, 20.6 кг, 82,000₽

    Еще более дальнобойный вариант. Смысла для поездок на работу в последних двух моделях не вижу. Для долгих покатушек — самое то, конечно.

    Inmotion V8 или KingSong KS14D


    Пользую обе модели и могу составить подробные списки взаимных преимуществ. С ними полезно ознакомится также с целю понять, какие еще параметры важны для выбора колеса.

    За 14D

    + дешевле
    + более верткий (следствие размера 14″)
    + меньше размер (следствие размера 14″)
    + выдвижная ручка легко выдвигается, ощутимо удобнее `выдвинуть и катить
    — Но для моего роста (185 см) коротковата, приходится сгибаться
    + фара с датчиком освещения
    + направление движения неважно — в нужном направлениии включается белая фара
    + для меня — ощутимо более удобные педали (шире)
    + можно слушать музыку через динамики

    За V8

    + стабильнее едет по прямой (следствие размера 16″)
    + получше заезжает на бордюры (следствие размера 16″)
    + меньше давит на голень, учиться на нем существенно легче
    + надежная отдельная ручка для переноски, интегрированная в корпус, с кнопкой временного отключения колеса, ощутимо удобнее `взять и нести`
    + выдвижная ручка выше, с моим ростом (185 см) ручка на 14D коротковата
    + выдвижная ручка более надежна; замечу, что на вообще кингсонгах выдвижная ручка — весьма слабое место
    + больше дальность пробега
    + есть фирменный чехол
    + «плотнее» все сделано, монолит
    + педальки удобнее складываются (ногой раз-раз и готово, с 14D не так)

    Мой личный выбор из этих двух моделей — однозначно V8, со следующими комментариями:

    — выдвижная ручка «выщелкивается» весьма туго, в качестве workaround не защелкиваю до конца
    — зазоры между колесом и корпусом весьма малы, может потребоваться «лифтинг». Я делал, это
    легко, раз и два.
    — если сильно гонять, можно поймать маятник (у меня ни разу не было)
    — в легкой обуви ездить некомфортно, верхняя часть колеса чересчур плотно соприкасается с ногами, через несколько минут возникают неприятные ощущения. Одеваю туристические или вообще зимние ботинки и все ok — они увеличивают зазор между ногами и колесом

    Как-то так.

    habr.com

    Как я докатился до моноколеса / Habr

    Как всё начиналось


    Здравствуйте, уважаемые хабраюзеры! Хочу поведать вам о своём опыте езды на моноколесе. Про существование моноколеса в реальности я случайно узнал весной 2017, увидев едущего на нём человека. Несмотря на то, что меня сложно удивить, у того ездока это получилось. Проводив его глазами, в голове возникли мысли: «ничего себе штука», «я тоже так хочу», «и как только он не падает». Правда, через час я уже и думать забыл про колесо, вернувшись к своим делам и заботам. А недавно, в начале октября, я снова увидел райдера на моноколесе, и эта тема опять взбудоражила меня, и в этот раз более сильно.


    Такое же моноколесо, как у меня. За фото спасибо EcoDrift.

    Начал рыть интернет и первым делом наткнулся на статью «Маркетинг и реальность моноколес весны 2017» от хабраюзера lozga, прочитал её пару раз и понял, что да, надо брать!
    Начал почитывать форум по электротранспорту и обнаружил осеннюю распродажу от известной компании, продающей электротранспорт (рекламировать не буду). В итоге заказал в Москве колесо Kingsong диаметром 14 дюймов. Через несколько дней оно уже было у меня в Питере.

    Зачем мне колесо и как я его выбирал


    Основной сценарий использования колеса — ежедневная езда на работу, т.е. я рассматриваю моноколесо больше как транспорт, чем как развлечение. Я планирую доезжать на колесе от дома до метро, а потом, выходя на поверхность, ехать на колесе до работы; суммарно получается около 6 километров в одну сторону. Полностью заменить общественный транспорт колесом для меня не представляется возможным, т.к. от дома до работы 19 километров (по Яндекс-картам в режиме пешехода).

    Почему я выбрал именно Kingsong? Причин несколько: производитель входит в «большую тройку» (GotWay, Inmotion, Kingsong), продукция достаточно качественная, у колеса не самая слабая батарея, есть удобная ручка для перевозки, размер колеса в 14 дюймов не слишком велик для перевозки в метро.

    Первые поездки


    Тут небольшая вводная: мне 39, вес 85 кг, то есть я вполне упитанный такой дядька. Работаю в IT, офисный планктон, спортом не занимаюсь.

    Ну да ладно, приехал я с детишками в парк (детишки на обычных самокатах, не электро), включил колесо, попытался на него встать, потом ещё раз, ещё и ещё, но всё безуспешно — просто не мог даже устоять на нём, даже не говоря о том, чтобы поехать.

    Где-то через час таких попрыгушек, я смог ехать 5-15 метров, но потом меня заваливало в сторону и приходилось спрыгивать. В какой-то момент я даже пожалел, что вообще всё это затеял, пришла мысль, что я уже слишком стар для всего этого. Прямо злость брала, что ребятки из роликов на ютубе вытворяют на колесе ого-го, а я даже устоять не могу.

    К вечеру заболела спина, а на голенях ног появились небольшие синяки в тех местах, где ноги соприкасаются с колесом. И это несмотря на мягкие вставки на колесе!

    В общем, согласно данным из колеса, в этот день я «проехал» 2 километра.

    На следующий день детишки ушли с бабушкой на экскурсию, поэтому я смог посвятить это время тренировкам по устойчивости, ни на кого не отвлекаясь. Поехал в другой парк и пару часов наращивал скилл балансирования на колесе.

    И примерно в середине «тренировки» как будто что-то в голове переключилось, я просто взял и поехал. Проехал метров двести, не падая, но зверски размахивая руками. Со стороны, должно быть, это выглядело дико. Видимо, это и был тот момент, как бывает у ребёнка, начинающего кататься на велосипеде, когда говорят: «ну вот, научился».

    Через несколько покатушек я уже могу достаточно уверенно стоять и ехать, могу медленно плестись за пешеходами, могу развернуться на узкой дорожке.

    Прокол


    Один из походов в парк закончился неожиданно рано: спустила камера и я проехался на ободе. Камеру в колесе поменять не так просто, пришлось разобрать колесо почти полностью. Надеюсь, это не повлияет на обращение по гарантии, если таковое случится. Вскрытие показало, что я не только проколол (а скорее, пробил о поребрик/бордюр) камеру, но и затем хорошенько протёр её ободом, было обидно. Конечно же, я сам виноват, ведь я ни разу не накачивал колесо после покупки, и даже не проверял давление.

    Камеру заклеил, колесо собрал, но следующая вылазка тоже закончилась преждевременно: проехав около 20 километров, колесо снова спустило. Это было ожидаемо, так как я заклеил только один прокол, но ничего не сделал с теми протёртостями.

    Ну что же, купил у форумчанина усиленную покрышку «Носорог» и пару камер, и получил урок — проверять давление перед выездом.


    Усиленная антипрокольная покрышка «Носорог» (слева) и стоковая Kenda (справа).

    Итоги


    Те, кому я озвучивал идею покупки колеса, в своём большинстве делали удивлённое лицо и говорили что-то типа «Ты куда полез, старый? На метро езди, не выдумывай». Из-за этого были сомнения.

    Но теперь я ничуть не жалею, что приобщился к миру любителей моноколёс. Если будут вопросы по околомоноколёсной теме, с удовольствием отвечу.

    P.S. На форуме электротранспорта есть участник, который утверждает, что ездит на моноколесе в свои 63. Если не врёт, то мегареспект ему.

    P.P.S. Конкретную модель моего моноколеса не указываю, т.к. модератор посчитал это неуместным (почему так — не знаю).

    habr.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *