Ремонт бытовых электродвигателей – Ремонт электродвигателей своими руками — 125 фото как в домашних условиях отремонтировать электромотор

Содержание

Ремонт электродвигателей своими руками — 125 фото как в домашних условиях отремонтировать электромотор

В настоящее время довольно-таки трудно представить свою жизнь без разнообразных электронных устройств-помощников. И большинство из них работают только благодаря электрическим моторам, установленным в них. Электромоторы бывают разного вида и устройство каждого так же различно.

Очень часто именно электродвигатели выходят из строя, от чего работать перестает сама техника. Покупка нового двигателя обойдется достаточно дорого и это будет просто не оправдано.

Именно поэтому многих мастеров на все руки интересует ремонт электродвигателя своими руками. В данном материале мы поговорим о такой возможности.

Краткое содержимое статьи:

Ремонт асинхронного мотора

Видов электродвигателей очень много и каждый имеет свои особенности при проведении ремонтных работ. Вот и в случае с ремонтом асинхронного электродвигателя есть некоторые характерные черты. Любой двигатель может подвергаться проблемам электрического или механического типа.

Что касается механических поломок, то в основном это проблемная ситуация с подшипником. Это характеризуется сильным шумом, напоминающим стук и вибрацией прибора, в котором установлен двигатель.

В случае неисправности требуется как можно скорее устранить ее. Невыполнение данного условия может привести к проблемам с валом и, как следствие неисправностям обмотки.

При всем этом в большинстве случаев при проблемах механического характера, электрическая часть так же может заклинить.

Именно поэтому даже при полной починке механики требуется провести проверку электричества. Это очень просто сделать при помощи мультиметра.

При возникновении поломок это обычно заметно невооруженным глазом, так как прибор издает неприятный запах и гудит. Если же заметить неисправность не удалось, но работа стала не такой, как обычно, то потребуется полная разборка.

Обратите внимание на то, что перед разборкой нужно проверить электродвигатель на наличие разрывов. Если установлен таковой, то обязательно потребуется перемотка катушки.

Коллекторный двигатель

Коллекторный двигатель в плане поломок и ремонтных работ немного отличается от асинхронного.

В большинстве ситуаций наиболее частые причины поломки электродвигателей здесь носят механический характер.

К примеру, довольно часто засоряются контакты двигателя. А также изнашиваются графитовые щетки, за счет которых и происходит работа. Все это и решается очень просто — контакты требуют полноценной прочистки, а щетки замены на новые.

Что касается электрической части, то тут проверка требуется для сопротивления якорной обмотки. Для этого используют все тот же мультиметр. Оба провода со щупами прислоняют по разным сторонам части прибора и на экран выводятся показания.

Проверка сопротивления должна проводиться по всей обмотке. Для этого после выведения показаний их записывают, а щупы немного передвигают.

Так считываются показания сопротивления электрического тока по всей окружности. При нормальной работе двигателя все показания по окружности будут примерно одинаковыми. Допускается некоторое минимальное отклонение.

Что нужно знать для замены обмотки

При самостоятельной перемотке электродвигателя потребуются некоторые особые знания. В основном это справочная информация о самой обмотке на каждом типе двигателя.

Перед тем, как приступать к работе лучше перечитать инструкцию к мотору или технический паспорт устройства, в котором он был установлен.

Если такой информации нет, то поищите на моторе маркировку и в сети интернет найдите информацию о его показателях.

Вот, какие данные могут потребоваться при замене обмотки:

  • Рабочие характеристики электродвигателя. Это такие, как потребляемое напряжение, количество оборотов и прочее.
  • Сколько проводов идет для одного паза.
  • Диаметр проволоки без учета изоляционного слоя.
  • Диаметр статора снаружи и внутри него.
  • Шаг выполнения обмотки в приборе.
  • Сколько пазов использовано.
  • Параметры роторной части и прочее.

От всех этих показателей зависит не только непосредственная работа электродвигателя. Все это определяет, какие именно виды ремонтных работ электродвигателя будут выполняться и как.

Фото процесса ремонта электродвигателей своими руками

Вам понравилась статья? Поделитесь 😉

 

electrikexpert.ru

Ремонт электродвигателя из практики электромонтёра

Главная страница » Ремонт электродвигателя своими руками: практика электромонтёра

Электродвигатели применяются в составе оборудования разного назначения, в том числе бытового. На бытовой технике, в отличие от промышленной, устанавливаются асинхронные моторы небольшой мощности (не выше 1 – 1,5 кВт). Достаточно широко применяются маломощные электродвигатели в дачном хозяйстве. В большинстве своём электромоторы асинхронного действия показывают надёжную и долгосрочную работу. Тем не менее, казусы случаются. И тогда неизбежной видится проблема — ремонт электродвигателя своими руками или с помощью сервиса. Первый вариант ремонта обычно возможен при лёгких симптомах. Второй – это уже капитальный ремонт, включая перемотку.

Содержимое публикации

Частая причина неработоспособности движка

Конечно, дефект асинхронного электромотора, когда требуется обязательная перемотка обмотки статора, крайне сложно устранить своими руками.

Нерабочий электродвигатель, по мнению пользователя требующий ремонта, на деле может оказаться вполне работоспособным электрооборудованием

В таких случаях ремонта требуется не только специальное оборудование, но также опыт производства электромеханических ремонтных работ. Правда, если поставить перед собой цель, ремонт электродвигателя дома своими руками — задача вполне выполнимая.

Инструмент на разборку и тестирование

Однако здесь речь пойдёт о распространенном лёгком дефекте, который просто устраняется самостоятельным ремонтом с применением стандартного набора инструмента электрика:

  • отвёртка плоская,
  • отвертка четырехгранная,
  • плоскогубцы,
  • тестер электрический (стрелочный прибор),
  • молоток слесарный.

Практика эксплуатации в быту маломощных асинхронных электродвигателей показывает: распространенной причиной прекращения работы электромоторов становится КЗ (короткое замыкание) обмотки статора на корпус.

Нередко владельцы «заболевшего» мотора долго не думают и попросту избавляются от проблемы путём  закупки нового движка. Дефектный мотор не пытаются даже исследовать должным образом, не говоря уже о ремонте.

Новый электродвигатель обязательно имеет пластиковую крышку на валу и резиновые пробки внутри пластмассовых втулок, через которые заводится в БРНО электрический кабель

Ремонт электродвигателя: устранить КЗ своими руками

Симптомы для ремонта КЗ на корпусе традиционны: при попытке запуска мотора срабатывает защитный автоматический выключатель. Сразу следует уточнить – если подобная ситуация имеет место, не нужно пытаться повторять пуск двигателя от раза к разу.

Повторные действия могут действительно стать причиной пробоя изоляции обмотки статора по причине высоких пусковых токов. Тогда капитального ремонта точно не избежать. Если сработала защита, следует обесточить цепь питания, отключить питающий кабель от БРНО (коробки с клеммами).

Клеммная коробка трёхфазного асинхронного электродвигателя. Питающий кабель отключают от клемм при ремонте мотора, извлекают из клеммной коробки БРНО

Перед попыткой ремонта удостовериться лишний раз в наличии КЗ поможет электрический тестер. Прежде всего, обмотки статора исследуются на целостность (отсутствие обрыва).

Также выполняется проверка на межвитковое замыкание. Щупы прибора, включенного на измерение сопротивления в Омах, поочерёдно соединяют с парами клемм БРНО.

Шкала измерительного прибора должна показывать сопротивление не менее десяти Ом (как правило, 10 — 15),. Однако точная величина сопротивления зависит от характеристики мотора.

На трёхфазном моторе при отсутствии межвиткового замыкания, значения сопротивления между всеми выводами обмотки должны быть одинаковыми.

Для проверки целостности обмоток электродвигателя, а также межвиткового и короткого замыкания на корпус, удобнее пользоваться стрелочным измерительным прибором. Здесь показано соединение щупов для проверки замыкания одной части обмотки на корпус

Если тест на сопротивление обмоток статора не показал существенной разницы между замерами и не отметился нулевыми показаниями, электродвигатель на 90% можно считать рабочим. Во всяком случае, ремонт в виде перемотки исключается.

Остаётся определить традиционно частую причину – короткое замыкание на корпус. В этом варианте исследований один щуп тестера соединяют с корпусом двигателя, обеспечив надёжный контакт, а вторым щупом поочерёдно трогают клеммы выводов статорных обмоток внутри БРНО.

Обычное явление КЗ – наличие показаний прибора, которых быть не должно в принципе.

Какое КЗ можно реально устранить

По сути, существует два вида КЗ на корпус:

  1.  Прямое замыкание, с пробоем изоляции обмотки.
  2.  Косвенное замыкание, по причине высокой влажности обмотки.

Второй вариант как раз и заставляет обращаться к ремонту чаще всего. Измерительным стрелочным прибором такое замыкание определяется появлением показаний сопротивления между корпусом и обмоткой в несколько единиц или десятков кОм.

Причём показания на каждой отдельной обмотке, как правило, отмечаются разными значениями. При таком развитии событий ремонт мотора проводится несложной методикой. Для исполнения ремонта требуется:

  1. Демонтировать электродвигатель от места установки.
  2. Отвернуть крепёж кожуха крыльчатки, снять кожух и крыльчатку.
  3. Снять крепёжные винты передней и задней корпусных крышек.
  4. Демонтировать крышки и вынуть ротор электродвигателя.

Освободившийся статор переносят ближе к электрической розетке, размещают на удалении от бытовых горючих материалов, приспособив в качестве подставки негорючий материал (к примеру, силикатный кирпич).

Внутрь основания статора асинхронного электродвигателя (вместо ротора) вставляют электролампу (60-100 Вт), вкрученную в патрон с присоединённым кабелем и вилкой. Зажигают лампу включением вилку в розетку.

Ремонт простыми действиями: внутрь освобождённого статора электродвигателя помещают обычную лампу накаливания и оставляют включенной, как минимум на сутки

Технология ремонта: выдержка статора под нагревом не менее 24 часов (иногда требуется до 48 часов). По истечении этого времени лампу накаливания отключают и заново проверяют тестером сопротивление между корпусом и выводами обмотки.

В большинстве случаев после  ремонта прогревом измерительный прибор не фиксирует наличия проводимости. Косвенное короткое замыкание движка удаётся устранить в 90% из 100% всего лишь путём долговременной сушки статорной обмотки. По завершению прогрева мотор собрать, установить на место, запустить в работу.

Методика определения короткозамкнутых витков статора

Видеоролик ниже демонстрирует — как при помощи светового прибора обнаруживаются короткозамкнутые витки обмотки статора мотора. Интересный и полезный прибор для тех, кто занимается ремонтом электродвигателей.


 

zetsila.ru

Перемотка и ремонт однофазного электродвигателя в Москве и Московской области

Перемотка однофазного электродвигателя – востребованная ремонтно-техническая услуга, предоставляемая нашей компанией. Асинхронные однофазные электродвигатели – это один из наиболее распространённых видов электрических машин. Учитывая, что бытовое энергопотребление однофазное, то и большинство электродвигателей, устанавливаемых в приводы различной техники, рассчитано на прямое подключение к сети напряжением 220 В и частотой 50 Гц.

Необходимость перемотать однофазный электродвигатель может возникнуть в ходе эксплуатации (внезапный отказ), а также в результате ревизии при техническом обслуживании, в процессе различных видов ремонта (срочный, текущий, капитальный). Однофазные асинхронные двигатели широко используются в разнообразных бытовых приборах, к примеру, в стиральных, посудомоечных машинах, вентиляторах. Также они устанавливаются в приводы оборудования бытового и промышленного назначения (насосы, станки небольшой мощности, компрессоры).

Характерной особенностью для таких электродвигателей считается варьирование их по мощности (десятки ватт – несколько киловатт). Соответственно, они имеют различные габариты, некоторые особенности конструктивного исполнения. Электродвигателями мощностью менее 1 кВт комплектуется, в основном, бытовая техника, оборудование, рассчитанные на подключение к двухпроводной электросети. Более мощные двигатели используются в приводах производственного назначения.

Однофазный электродвигатель имеет конструкцию, в состав которой входят:

  • статор с рабочей и пусковой обмотками;
  • вращающийся ротор, установленный на валу;
  • щиты с опорными подшипниками вращения;
  • охлаждающий вентилятор, колпак;
  • станина, вспомогательные элементы.

Основными рабочими параметрами однофазных электродвигателей являются мощность (вращающий момент), КПД, частота вращения, рабочий цикл.

Ремонт однофазных электродвигателей

Восстановить заводские технические параметры работы приводов поможет ремонт однофазных электродвигателей. В двигателях этого типа используется статор с однофазной обмоткой, короткозамкнутый ротор, дополнительная пусковая обмотка, расположенная перпендикулярно основной. При эксплуатации привода могут возникать периодические перегрузки по току в обоих обмотках, приводящие к снижению мощности, недопустимому нагреву, полному отказу (остановке).

С помощью перемотки однофазного электродвигателя удаётся полностью восстановить его рабочие характеристики. При этом затраты на восстановительный ремонт значительно ниже, чем на приобретение другого агрегата. Так, перемотать однофазный электродвигатель в среднем более чем в 2 раза дешевле покупки нового. При восстановлении не меняются установочные размеры, монтаж отремонтированного двигателя на прежнее место осуществляется максимально быстро.

Ремонт однофазных электродвигателей с перемоткой рабочей или пусковой обмоток статора осуществляется в условиях мастерской. Для этого используется специальное перемоточное оборудование. Его применение позволяет качественно перемотать однофазный электродвигатель, соблюдая при этом технологию укладки и изоляции обмоточных проводов.

Починка электродвигателя не сводится только к его перемотке. В процессе ремонта производится восстановление всех важных электромеханических параметров работы агрегата, его чистка, смазка подшипников и другие необходимые технологические операции.

Цены на ремонт однофазного электродвигателя

Мощность, (кВт) Частота вращения,об/мин
3000 1500 1000 750
До 1,5 2740 2806 3417 4057
2.2 3090 3245 4154 4897
3 3642 3901 4973 5179
4 5012 4652 5413 6804
5.5 5296 5301 5978 7511
7.5 6630 6919 7312 11021
11 8139 8147 9937 13182
15 12088 12049 11737 14803
18,5 13001 13345 15217 24450
22 15057 15805 23408 25522
30 17648 18202 25857 29275
37 23803 25949 30677 40080
45 29055 28737 38389 48070
55 34546 32811 41481 60759
75 44670 48812 64472 82899
90 47893 51078 78166 99898
110 67202 73052 95759 122517
132 80848 87962 114110 147423
160 98012 106439 138740 179116
200 123101 132548 173924 ———-
250 154120 167435 ———- ———
320 237156 ————— ———- ————
кВт 3000 об/мин 1500 об/мин 1000 об/мин 750 об/мин

 

КОЭФФИЦИЕНТЫ ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ РАСЧЕТЕ:

  • Однофазные-1.5;
  • Иностранного производства -1.5;
  • Взрывобезопасные – 1.3;
  • Срочный – 1.5;
  • Двухскоростные – 1.5; Двухскоростные с независимыми обмотками – 2.
  • Старого образца типа АО, А, ВАО -1,5

remonteldv.ru

Ремонт электродвигателей

Отказ электродвигателя может возникнуть при пуске или во время работы. Большинство отказов происходит из-за таких факторов, как низкое сопротивление изоляции, перегрузка по току или механических повреждений. Другие причины включают в себя проблемы условий эксплуатации и отсутствие технического обслуживания.

Большинство двигателей, независимо от типа имеют длительный срок службы и требуют минимального технического обслуживания для исправной работы. Рекомендуется регулярное обслуживание двигателей, и проверка на наличие признаков старения изоляции или других частей, которые могут отрицательно сказаться на моторе.

Регулярный осмотр и техническое обслуживание поможет выявить слабые места или детали, которые находятся на грани провала, устранить их до возникновения проблем и передачи в ремонт электродвигателей.

Электрические и механические неполадки

Существует шесть основных областей, где неисправности происходят из-за различных причин. Эти области обычно называют зонами разломов. Они включают цепь питания, качество электроэнергии, статора, ротора, изоляции и воздушного зазора.

Так как в электромоторе электрическая энергия преобразуется в механическую, то неисправности двигателей могут вызываться неполадками по электрике и механическими дефектами. Контактные щетки показаны на рисунке.

Есть много проверяющих алгоритмов в зависимости от условий эксплуатации, конструктива и т. д. Каждому человеку приходит мысль покрутить вал. Непринуждённое вращение говорит о предполагаемой исправности механической части.

Механические неисправности могут быть действительно обнаружены уже при вращении вала рукой – будет слышен скрип и стук. Если проверяется мотор постоянного тока, то причина подозрительных звуков может заключаться в дефектах щеток.

Возможна также истёртость вала – такая неисправность характерна для мотора, работа которого связана была с большой нагрузкой на шкив.

Шкив — это колесо, имеющее плоскую поверхность, или канавки для сцепления с ремнем. Хоть шкив и изготовляется из металла, однако ломается довольно часто. Из-за этого прекращается вращение движка. Чтобы этого не происходило, нужно быть осведомлённым обо всех факторах, воздействующих на исправность шкива.

Металл, из которого производится шкив, не подвергается закалке. Поэтому этот элемент достаточно хрупкий, и боится различных механических воздействий. Ненадежное присоединение вала и шкива при электромонтаже приводит к образованию люфта, создающего вибрацию деталей. Появляются трещины, а затем разлом шкива пополам.

Помимо этого, такая вибрация отрицательно сказывается на роторе мотора, теряющего балансировку.

Ремонт своими руками

Не всегда можно воспользоваться дорогими услугами ремонтного сервиса или приобрести новый товар. Если есть навыки, то целесообразным будет ремонт электродвигателя своими силами.

Разборка асинхронного движка

Так как конструкции моторов достаточно разнообразны, то для разборки модели требуется ознакомиться со схемами и руководством по ремонту.

Но популярные моторы по своим схемам схожи. Электродвигатель с короткозамкнутым ротором показан на рисунке ниже.

При разборке мотора его вал отделяется от остальных деталей, движок снимается со станины.

После этого нужно снять с вала детали механики (шкив, шестерёнка и т.п.). Открутить скрепляющие болты, после чего легонько снять ротор. Все детали очищают, смазывают и собирают заново движок.

Неполадки двигателей постоянного тока

В движках постоянного тока магнитные поля действуют друг с другом под углом, придающим валу вращающий момент. В роли переключателей выступают щетки. Катушки с магнитопроводами создают электромагнитное поле для придания момента. Как это все происходит в электродвигателе постоянного тока показано на рисунке.

Под словом «якорь» нередко понимается ротор мотора постоянного тока.

Выросший ток и образованная ЭДС приводят к искрению контактирующих щеток с другими элементами. Когда искрят щетки, ускоряется их изношенность в увеличивающейся прогрессии.

Если щетки искрят вкруговую, то ламелям требуется очистка от загрязнения.

Если катушки, щетки в нормальном виде, необходимо убедиться в целостности обмоток. Обугливание проводов указывает на необходимость перемотки либо замены якоря.

Можно также измерить сопротивление проводов мультиметром. От мощности двигателя, а также якоря зависит сопротивление, в связи с этим требуется понимать схему подсоединения якорных обмоток непосредственно данного двигателя для точности проверки. Есть приборы для поиска неисправностей в якорях.

Нахождение неисправностей электродвигателей

Чтобы найти обрыв обмоток двигателя, нужно убрать перемычки, создающие форму подключения и проверить все обмотки по отдельности.

Способ довольно надёжный, не позволяющий запутаться новичку. Для проверки понадобится омметр. Значения по прибору будут примерно нулевые. Сопротивление обмоток должно быть одинаковым для двигателей, в том числе и постоянного тока. Прозвонка ротора мотора показана на рисунке ниже.

Замена щеток

У двигателей нередко возникает проблема с изношенными щетками.

При значительно изношенных деталях мотор может не запуститься совсем. Если при подключении к сети электродвигатель порой запускается с толчками, то требуется сменить щетки.

Неполадки в магнитопроводе

Переменным током вызываются вихревые токи, которые ухудшают технические показатели мотора. Без покрытия изоляции лака может образоваться такая же ржавчина, как показано на рисунке ниже.

В инструкциях и руководствах пользователя обычно приведены наиболее часто встречаемые неисправности и методы их устранения.

Вот мы и рассмотрели основные моменты починки двигателей своими руками. Однако большинство людей обращаются за помощью к специалистам и это тоже правильно. На некоторые вопросы могут ответить только профессионалы.

Капитальный и текущий ремонт

Ремонт электродвигателей – всегда востребован, потому что двигатели широко применяются во всех жизнедеятельных сферах. Проверки агрегатов проводится в форме текущего и капительного ремонта.

Текущий ремонт – это осмотр, замена масла, измерение различных нормируемых значений и показателей. Период текущих и капитальных ремонтов установлен в правилах. Текущий ремонт проводится раз в два года, капитальный – один раз в 5 лет.

Преимущества капитального ремонта электродвигателя:

  • экономичнее отремонтировать, чем купить новый;
  • время ремонта меньше времени доставки нового агрегата;
  • специфичные агрегаты могут сойти с производства.

Заключение

Почему греется электродвигатель? Перегрев моторов чаще всего происходит по причине плохой изоляции. Вы сможете устранить это? Нет. А выявить замыкание пластин магнитопровода? Скорее всего, понадобится диагностика неисправностей двигателя в ремонтном сервисе. Без разборки агрегата, в том числе магнитопровода, этот изъян устранить не представляется возможным. В крупных фирмах помимо ремонта производится изготовление запчастей для электродвигателей.

electricdoma.ru

Ремонт обмотки электродвигателя недорого в Москве и Московской области

На производственных мощностях нашей компании осуществляется перемотка и ремонт обмоток электродвигателей всех типов. Этот вид ремонта эл двигателя относится к наиболее распространённым. В процессе эксплуатации электродвигателей могут возникать отказы со стороны электрической части, такие как межвитковое замыкание или обрыв проводов в обмотках статора, якоря. Причины таких отказов разные, в частности, это могут быть:

  • перегрузка мотора и недопустимый нагрев;
  • длительное воздействие вибраций;
  • попадание влаги, других жидкостей в рабочую зону;
  • сильное загрязнение внешних и внутренних поверхностей.

Реже встречаются также заводские дефекты, проявившиеся в процессе продолжительной эксплуатации оборудования.

В таких случаях бывает достаточно перемотать обмотку электродвигателя, чтобы полностью восстановить его функциональность. С помощью перемотки удаётся отремонтировать практически все виды электродвигателей общепромышленного и специального назначения – тяговые, крановые, лифтовые. Возможен ремонт обмотки электродвигателя различных типов конструкции и исполнения – трехфазных и однофазных, постоянного и переменного тока, синхронных и асинхронных, бесколлекторных и высоковольтных, взрывозащищённых и взрывобезопасных, промышленных и бытовых.

Ещё одна часто встречаемая причина перемотать обмотку электродвигателя (генератора или трансформатора) – необходимость изменения технических эксплуатационных параметров электромашины. К примеру, если необходимо повысить питающее напряжение, снизить потребляемую электрическую мощность, изменить частоту вращения ротора. В таких случаях речь идёт не о ремонте, а о модернизации эл двигателя. При этом необходимо заново рассчитать параметры намоточных узлов (сечение провода, число витков, обмоток и другие).

Ремонт обмотки электродвигателя

Ремонт обмотки электродвигателей или трансформатора проводится, как правило, в условиях специализированной мастерской. Для этого необходимы измерительные приборы, специальная технологическая оснастка и, самое главное, квалифицированный персонал. Косвенными показателями для проведения ремонта служат появление посторонних шумов при работе электродвигателя, чрезмерный нагрев корпуса, потеря мощности, затруднение регулирования рабочих параметров.

Ремонт обмоток электрических машин осуществляется медными проводниками с использованием изоляционных материалов, обладающих высокой надёжностью, устойчивостью к воздействию неблагоприятных факторов. Такие материалы рассчитаны на длительный период эксплуатации.

Недостаточно эффективная вентиляция, повышенная температура среды и значительные нагрузки могут приводить к перегреву электродвигателя. Длительное воздействие высоких температур разрушает изоляционные материалы, приводит к потере эластичности, к растрескиванию. При вибрациях трущиеся провода закорачиваются, что приводит к межвитковому замыканию.

Рекомендуется перемотать обмотку электродвигателя, если возникли существенные отклонения в его работе. Ремонт обмоток электродвигателей и генераторов – экономически более приемлемый вариант. Он позволяет сэкономить более 50% средств, в сравнении с покупкой нового. Восстановление обмоток в условиях специализированной мастерской проводится в сжатые сроки и с гарантией. Оценочная стоимость ремонта и перемотки электродвигателей с учётом цен на расходные материалы и комплектующие приведены в прайс-листе на странице сайта.

Цены на ремонт обмотки электродвигателей

Мощность, (кВт) Частота вращения,об/мин
3000 1500 1000 750
До 1,5 2740 2806 3417 4057
2.2 3090 3245 4154 4897
3 3642 3901 4973 5179
4 5012 4652 5413 6804
5.5 5296 5301 5978 7511
7.5 6630 6919 7312 11021
11 8139 8147 9937 13182
15 12088 12049 11737 14803
18,5 13001 13345 15217 24450
22 15057 15805 23408 25522
30 17648 18202 25857 29275
37 23803 25949 30677 40080
45 29055 28737 38389 48070
55 34546 32811 41481 60759
75 44670 48812 64472 82899
90 47893 51078 78166 99898
110 67202 73052 95759 122517
132 80848 87962 114110 147423
160 98012 106439 138740 179116
200 123101 132548 173924 ———-
250 154120 167435 ———- ———
320 237156 ————— ———- ————
кВт 3000 об/мин 1500 об/мин 1000 об/мин 750 об/мин

 

КОЭФФИЦИЕНТЫ ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ РАСЧЕТЕ:

  • Однофазные-1.5;
  • Иностранного производства -1.5;
  • Взрывобезопасные – 1.3;
  • Срочный – 1.5;
  • Двухскоростные – 1.5; Двухскоростные с независимыми обмотками – 2.
  • Старого образца типа АО, А, ВАО -1,5

remonteldv.ru

Защита и Ремонт Электродвигателей Переменного Тока: Инструкция

Классический вид электродвигателя переменного тока – его строение мы разберем позже

Не так давно мы на сайте выпустили две статьи, в которых рассказывали о принципах работы генераторов переменного и постоянного токов. Если вы читали этот материал, то наверняка помните, что данные устройства способны превращать кинетическую (механическую) энергию в электрическую. Сегодня же мы поговорим про электрический двигатель, который делает все то же самое, но в обратной последовательности, то есть энергию электричества переводит в крутящий момент.

Как и любое другое устройство, электромоторы имеют определенный ресурс и свойство ломаться по тем или иным причинам. Давайте разберемся с основными неисправностями этих агрегатов и выясним, как осуществляется ремонт электродвигателей переменного тока.

Типовые неисправности

Перед вами механические и электрические части двигателя

Не нужно иметь технического образования, чтобы понимать, что все неисправности электродвигателя переменного тока можно разделить на два типа. Первые связаны с повреждениями подвижных частей устройства – назовем их механическими, а вторые – с повреждениями силовых элементов – электрическими.

Электрическую часть всех неисправностей можно, в свою очередь, тоже разбить на два вида: внутренние – когда выходят из строя обмотки двигателя; внешние – проблема будет иметься в пусковых устройствах и проводах, подающих энергию.

Изношенная щетка относится ко второму типу неисправностей

При этом стоит понимать, что поломками считаются не только те случаи, когда двигатель перестает функционировать, но и те моменты, когда его основные параметры начинают отличаться от номинальных, вызывая, например, неэффективное использование, перегрев и прочее.

В связи с тем, что причин неисправностей достаточно много, существует и большое количество алгоритмов, по которым электродвигатель можно диагностировать. Тип проверки может также отличаться и в зависимости от строения мотора, его габаритов, массы и даже места расположения.

Но давайте не будем лезть в дебри и разберемся с ремонтом, который мы сможет выполнить своими руками, ну, или хотя бы диагностировать причину неисправности.

Диагностика механических неисправностей

Простейшая проверка

Первое, что сделает любой мастер, подходя к поломанному электродвигателю, это попробует провернуть вал мотора рукой.

  • Сделать это нужно максимально резко, чтобы заставить вращаться его по инерции.
  • Нормально работающий узел должен крутиться достаточно продолжительное время, секунд 10, наверное. При этом не должны быть слышны ни скрипы, ни тем более скрежет. Вообще вращение должно проходить практически без звука.
  • Если вы наблюдаете именно такую картину, то, скорее всего, с механической частью аппарата все в порядке, но окончательный вывод делать пока рановато, так как иногда проблема с механикой может возникать только на номинальных оборотах двигателя, то есть, когда он запущен.
  • Если же вы чувствуете, что вал приводить в движение нужно, прилагая большие усилия, при этом он тут же стопорится, и слышны разные звуковые эффекты, в том числе и постукивания, то можно смело диагностировать износ подшипников и готовиться к их замене.
  • Такие же проблемы могут вызывать заклинившие щетки и токопроводящие контактные кольца в моторах с фазным ротором и в двигателях постоянного тока.

Строение асинхронного двигателя с фазным ротором

  • Второй, не менее просто способ, проверить целостность подшипников – раскачать вал параллельно и перпендикулярно его оси, иными словами из стороны в сторону и наружу-внутрь.

Проверка люфта на валу

  • Если наблюдается некоторое шатание и стуки, то подшипники точно изношены, хотя нет — пострадать могло и посадочное место подшипника, но тут уж без разборки двигателя уже никак не обойтись.

Разбиться может и посадочное место для подшипника

  • Также могло произойти истирание вала, что достаточно редко, но наблюдается в двигателях, работавших под значительными механическими нагрузками на шкив, или подключенная к нему соединительная муфта плохо отцентрована, то есть оси фланцев (ведущего и ведомого) были плохо совмещены.

Сильно пострадавший от износа вал

Как изнашиваются подшипники на валу

Новые подшипники

Итак, мы с вами провели простейшую диагностику, которая с высокой долей вероятности указывает нам на то, что ненормально работают подшипники на валу. Что же могло послужить причиной их выхода из строя?

  • Самыми легкими проблемами будут либо отсутствие смазки на трущихся деталях, от чего, собственно, скрипы механического характера и возникают, и банальное загрязнение подшипника. Посмотрите на фото ниже, где представлен именно такой случай.

Старый подшипник замусорен

  • Если при вращении вала наблюдается сильная вибрация, то возможно подшипник изношен, хотя нередко причиной служит дисбаланс вентилятора, охлаждающего мотор – у него может отколоться одна или несколько лопастей, что вызывает расцентровку.
  1. Работа двигателя на изношенных подшипниках грозит куда более серьезными проблемами, Не проведенный вовремя ремонт приводит к усиленному износу деталей прилегающих к подшипнику (то же посадочное гнездо).
  2. Подобная разбалансировка грозит еще большими проблемами — из-за люфта ротор начинает тереться об статор. В результате этого вырабатывается металлическая стружка, которая еще больше усиливает эффект трения.

Вывод один – запускать электродвигатель с изношенными подшипниками категорически нельзя. Своевременная диагностика и текущий ремонт увеличат ресурс агрегата в несколько раз.

Сильно пострадавший ротор двигателя постоянного тока

Разрушение деталей двигателя влияет в первую очередь на его эффективность. Попутно будет наблюдаться повышенное тепловыделение и потребление электроэнергии.

Если говорить конкретно про асинхронные двигатели переменного тока, то в них контакт ротора со статором осуществляется только через подшипники, поэтому за их техническим состоянием нужно следить особенно внимательно, ведь они – основная причина всех механических неисправностей. Прочие поломки, названные выше, в том числе и трещины в корпусе двигателей случаются намного реже, хотя и такую возможность нужно всегда держать в голове.

Извлеченный ротор асинхронного двигателя

Совет! Ремонт вала электродвигателей переменного тока без наличия должного опыта, умений и инструмента выполнить не представляется возможным, поэтому при обнаружении таких неисправностей следует задуматься о замене детали или обращении в мастерскую.

Процесс разборки электрического двигателя

Схема строения трехфазного асинхронного двигателя

После предварительной диагностики, которую мы описали, наступает момент разбора двигателя, чтобы окончательно убедиться в выявленных неисправностях, или продолжить проверку. Процесс не очень сложен, но стоит понимать, что прежде чем приступать к нему, нужно отыскать чертежи конкретной модели, ведь все они могут быть построены по-разному.

Однако у всех двигателей есть схожие черты, так что предлагаем вам ознакомиться с видео, в котором подробно описывается строение типового агрегата и выполняется его разборка.

Мы тоже распишем строение в общих чертах. Итак, вот краткая инструкция:

  • Вал ротора оснащается подшипниками качения, которые запрессовываются на свои посадочные места, коими являются внутренние поверхности торцевых щитов.
  • Сами щиты должны быть точно отцентрованы, для чего используется проточенная цилиндрическая кромка, которая совпадает по размерам с проточкой кожуха статора. Фиксируются торцевые щиты при помощи болтовых соединений.
  • Перед началом разбора привод двигателя отсоединяется от ведомых устройств. Затем его снимают со станины и размещают на удобной для работы площадке.
  • Снимается защитный кожух, скрывающий вентилятор, который также нужно отсоединить. Если он имеет стопор, то его нужно удалить, после чего поддеть деталь плоской отверткой и аккуратно поддеть.
  • Следующий шаг – это снятие элемента, служащего для передачи механической энергии (шкив, фланец, шестерня и прочее).
  • Перед дальнейшим разбором обязательно нужно керном сделать метки совпадения корпуса и боковых крышек, чтобы при сборке все встало на свои места.
  • Далее откручиваются болты и снимаются с подшипников торцевые щиты при помощи специального съемника. Вообще методов снятия этих деталей существует достаточно много, ровно, как и приспособлений, предназначенных для этого, поэтому не поленитесь посмотреть больше информации об этом в интернете.

Съемник для подшипников

Теперь вы можете аккуратно извлечь ротор и приступить к ремонту. Если обнаружилось, что подшипник рассыпался, то его требуется заменить на новый. Если же отсутствует смазка или наблюдается чрезмерная загрязненность, то ограничиваемся «косметическими» мерами – убираем налипшую грязь и смазываем его.

Если установлены подшипники закрытого типа, то смазать их не получится и потребуется сразу осуществить замену. После технического обслуживания  двигатель собирается в обратной последовательности.

Электрические неисправности

Что делать, если двигатель не выдает заявленных оборотов, и проблема остается даже после замены подшипника?

Недостаточные обороты электродвигателя

Да, причина данного явления может заключаться в ведомой нагрузке, но с другой стороны, если подшипники двигателя свободного от нагрузки настолько загрязнены и изношены, что ротор попросту перестает нормально вращаться, такой эффект будет наблюдаться недолго. Трение и высокая температура буквально размажет сталь шарикоподшипников по сепараторному кольцу, что неизбежно приведет к заклиниванию вала.

Несовместимая с «жизнью» поломка детали

Если же двигатель продолжает работать, не выдавая при этом нужной мощности, то неисправность следует искать уже не в механической, а электрической части двигателя.

  • Первое, в чем нужно убедиться до разбора двигателя, соответствует ли качество напряжения необходимому. Если номинальное значение напряжения не выдается или оно сильно скачет, то двигателю банально не хватает питания.

Измерение напряжения в однофазной сети

  • Далее проверяются контакты на контакторах пускателя. Если они работают при повышенном токе, то могут подгорать, из-за чего будет возникать падение напряжения.

Совет! Понимая вышеозвученное, становится ясным, что защита двигателя от перегрузки тока просто необходима, особенно там, где некачественное электропитание не редкость.

  • Если происходит дребезг контактов, то ток может и вовсе прерываться.
  • Проверить пускатель проще всего путем подключения к нему другого, заведомо исправного двигателя.

Это, что касается неполадок во внешних электрических цепях, но проблема может быть и в другом.

Падение оборотов двигателя из-за неполадок  во внутренней электросистеме

Прозвонка обмотки статора

Исключая проблемы во внешне части силовой цепи, плавно переходим к диагностированию внутренних элементов, а именно, обмоток. Наша задача — узнать, нет ли нигде пробоев или обрывов. Для этого мы будем использовать обыкновенный мультиметр, который нужно перевести в режим измерения сопротивления.

  • Берем щупы в руки, прикасаемся одним из них к корпусу статора, а вторым поочередно дотрагивается до выводов обмотки. При этом прибор должен показывать сопротивление согласно паспортным данным прибора. Если же высвечивается что-то около 0 Ом, то однозначно имеет место быть пробой – перетерлась изоляция и провод касается корпуса.
  • Если сопротивление показывается, то смотрим по паспорту, насколько оно отлично от номинального. Вот вам небольшая таблица значений для лучшей ориентации в показаниях.

Уровень изоляции обмоток электродвигателя

  • Как же получается так, что изоляция вроде бы на месте, но ее значения снижаются? На это может влиять несколько факторов, например, повышенная влажность внутри двигателя или присутствие мелкой металлической стружки. Все это оказывает влияние на свойство диэлектриков проводить ток.
  • Поврежденная изоляция может и не касаться корпуса, но за счет указанных факторов, часть тока утекает на него, снижая общую эффективность двигателя. Более того, использование прибора в таком режиме достаточно опасно, из-за высокого риска получить повреждение электрическим током.

Прозвонка самих обмоток

Далее нужно прозвонить сами обмотки двигателей переменного тока, чтобы выявить, нет ли у них обрыва.

Тестирование обмотки на обрыв

  • Если на одной из обмоток статора электродвигателя имеется обрыв, то он может не стартовать вовсе, при этом будет наблюдаться сильное гудение, которое прекратится лишь после срабатывания защиты, либо до тех пор, пока не перегорят оставшиеся катушки.
  • Мы знаем, что обмотка в трехфазном двигателе может подключаться либо треугольником, либо звездой, формируя замкнутый в определенной последовательности контур. Прежде чем приступать к проверке асинхронного двигателя, вам потребуется отсоединить перемычки, формирующие такое соединение, что позволит прозвонить каждую из трех обмоток отдельно.
  • Все измерения также выполняются мультиметром в режиме измерения сопротивления. Получаемые значения, если обмотка исправна, будут приближаться к нулю, что свидетельствует о беспрепятственном протекании тока.
  • Если полученные измерения показывают высокое сопротивление, то где-то в обмотке имеется обрыв, и ток по ней не протекает.
  • Далее измерения, полученные со всех катушек, сравниваются между собой – они должны быть одинаковыми, что справедливо и для двигателей постоянного тока. Если же вы видите различия, выходящие за пределы погрешности, то перед вами, так называемое межвитковое замыкание, о котором бы хотелось поговорить поподробнее.

Основная причина падения мощности электрического двигателя

Определить замыкание в конкретном случае несложно и визуально, но так бывает далеко не всегда

Эффект межвиткового замыкания, наверное, самая частая причина падения мощности электродвигателя, и вычислить его не всегда просто, так как точности стандартных мультиметров  может не хватать для измерения сопротивления до десятых долей.

В таких случаях применяется дополнительное сопротивление реостата, которым формируют делитель напряжения вместе с обмоткой, совместно со стабилизированным источником питания, вольтметром и амперметром. Схема показана ниже.

Вычисляем сопротивление обмотки через падение напряжения

По результатам измерений сравнивают полученные значения напряжений, которые, естественно, должны быть одинаковыми. Далее можно вычислить сопротивление при помощи указанной формулы на схеме, однако понять, что замыкание присутствует можно уже по показаниям вольтметра.

Данный способ не единственный. Если фазы равны, то межвитковое замыкание в работающем асинхронном двигателе можно вычислить, измеряя токи, протекающие в каждой фазе. Если двигатель подключен звездой, то на это будет указывать увеличенный ток в одной из фаз, тогда как при подключении треугольником ток вырастет в двух фазах.

Можно пойти и по народному методу:

Небольшой металлический шарик

  • Из электрического двигателя вынимается ротор, после чего он устанавливается в горизонтальное положение.
  • Внутрь помещается небольшой стальной шарик и на обмотки подают трехфазное пониженное напряжение в районе 40В, чтобы катушки выдержали нагрузку.
  • Как только двигатель запустится, шарик начнет катиться по внутренней поверхности статора, следуя за вращением магнитного поля.
  • Если вращение внезапно прекращается, и шарик примагничивается к одному месту, то данная точка будет указывать на точку замыкания между витками.

Как ремонтировать двигатель

Не кочегары мы, не плотники

Так, с диагностикой вроде бы все ясно, а вот как отремонтировать выявленные неисправности – непонятно.

Давайте обо всем по порядку:

  • Начнем с механических повреждений. Главная опасность тут – это состояние подшипника качения. Как его менять, мы уже в принципе описали, но хотелось бы еще дать пару советов относительно его съемки и установки на место нового.
  • Итак, применяется специальный съемник, который сможет создать достаточное усилие для снятия детали с вала ротора, однако имеется такое приспособление в наличии далеко не у всех. В качестве альтернативы можно применить обычные рожковые ключи.
  • Ротор аккуратно зажимается в тисках, подшипником кверху так, чтобы под него можно было подсунуть с боков ключи (смотрите фото).

Снятие подшипника

  • Далее аккуратно поддевайте подшипник и за счет полученного рычага толкайте его вверх.
  • Обратная установка также проста. Для этого вам потребуется втулка, свободно проходящая через вал, но дающая надежный упор в корпус подшипника. Деталь слегка подбивается чем-то не сильно тяжелым, пока не сядет на свое место.
  • Если вы обнаружили, что выработалась посадочная площадка подшипника, или в корпусе двигателя имеется трещина, то эти детали должны быть полностью заменены на аналогичные.
  • Разбитый ротор и вал также нуждаются в замене. Ставить на них новый подшипник не имеет смысла, так как деталь может быть разбалансирована и вызовет повторные поломки. Однако вал можно восстановить проточкой, что, однако, выполнимо только в мастерской на специальном оборудовании.

Перемотка статора мощного двигателя

  • Что касается поломок в электрической части, то тут все еще сложнее. Восстановление обмотки двигателя способен сделать только знающий человек. Однако надеяться на это сильно уж не стоит. Цена такого действа будет достаточно высокой, и намного проще и дешевле пойти и приобрести новую деталь заводского изготовления.
  • Элементы внешней силовой цепи также меняются, но это сделать намного проще, так что справится любой человек, умеющий держать в руках отвертку.

Давайте подведем итог. По факту, электрический двигатель переменного тока не представляет собой сверхсложного устройства, и частично его можно ремонтировать даже без опыта подобных работ. Однако некоторые элементы, такие как обмотки электродвигателей переменного тока, подлежат только замене. Надеемся, материал был для вас полезен, всего хорошего!

elektrik-a.su

Ремонт электродвигателей в Москве и МО


Ремонт и обслуживание электродвигателей


Наша компания оснащена богатой  материально-технической базой, высококвалифицированными специалистами. Мы имеем собственные технологические разработки в области ремонта и обслуживания электродвигателей назначения мощностью от 0.5 до 300 кВт Российских и иностранных производителей следующих типов:

  • Общепромышленных в том числе многоскоростных с короткозамкнутым ротором.
  • Электродвигателей постоянного тока.
  • Электрошпинделей работающих на частоте до 800 Hz.
  • Металлургических электродвигателей.
  • Электродвигателей типа Шраге-Рихтера.
  • Крановых и металлургических.
  • Лифтовых электродвигателей стандартных типов и безредукторных.
  • Сервоприводов от 0.1 кВт до 500 кВт, в т. ч. для шнеков.
Наша компания имеет собственную производственно-техническую базу укомплектованную металлообрабатывающим оборудованием в том числе:
  • Собственное производство обмоток из провода круглого сечения.
  • Токарные станки.
  • Универсально фрезерные станки.
  • Фрезерные станки с ЧПУ.
  • Установки для ТВЧ нагрева.
  • Сварочное оборудование по любым металлам.
  • Установки индукционного нагрева подшипников для их точной и правильной посадки.
  • Балансировочные станки для уравновешивания роторов сверхмалого и среднего веса (от 0.2 кг до 1000 кг.)

Послеремонтные испытания электродвигателя.

Каждый электродвигатель прошедший ремонт в нашей компании подвергается ряду испытаний перед отгрузкой, это необходимо для контроля качества перемотки и общего состояния механической части. В зависимости от типа электродвигателя разнится и перечень необходимых испытаний, ниже приведен список обязательных пунктов для электродвигателей любого типа:

1. Проверка сопротивления изоляции.

2. Проверка сопротивления обмоток по фазам.

3. Проверка и запись токов холостого хода.

4. Проверка состояния подшипниковых узлов.

5. Проверка уровня дисбаланса вращающиеся частей.

       В случае обнаружения каких либо отклонений от нормативных показателей, электродвигатель возвращается на производство для выяснения причин и устранения недостатков.

Срок проведения ремонта.

Для качественного ремонта электродвигателей мощностью до 55 кВт потребуется от 3 до 5 рабочих дней, для электродвигателей мощностью более 55 кВт — от 5 до 7 рабочих дней.

Срочный ремонт от 8 часов.

В большинстве организаций срочный ремонт электродвигателей рассматривается как ремонт внеочередном порядке, при этом электродвигатели не пропитываются вообще или пропитываются, но стандартный лак высохнуть не успевает, таким образом заказчик получает электродвигатель который проработает не долго.


У нас свой подход к срочному ремонту, подкрепленный многолетним опытом:
  • Мы выделяем ведущих наших специалистов имеющие огромный опыт (от 15 лет). 
  • Мы не используем открытый огонь для прочистки статоров, перемотанный у нас двигатель выдает 100% мощности.
  • Мы применяем изоляцию самого высокого качества с увеличенным запасом прочности. 
  • Для изготовления обмоток применяем эмаль-провод c более высоким температурным индексом.
  • Собственная многоступенчатая технология пропитки обмоток на импортных компаундах, не имеющих аналогов в России.
  • У нас применяться контроль качества на каждой ступени производства, исключающая риск появления брака.

Электродвигатель, отремонтированный в срочном порядке в нашей компании, по надежности и долговечности может составить серьезную конкуренцию заводским обмоткам мировых производителей, таких как ABB или SIEMENS.

Стоимость ремонта электродвигателей:



























Мощность, кВт


Частота вращения, об/мин



      3000         




      1500        


        1000        




         750           


До 1,5


2700


2950


3100


3300


2.2


3100


3500


3700


3850


3


3650


3950


4150


4800


4


4500


5100


5550


6400


5.5


5100


5500


6150


7200


6.3


5450


5900


6500


7450


7.5


6150


6500


7450


8850


11


8050


8700


9600


10850


15


10500


11900


12600


14000


18.5


10900


12600


13300


15300


22


14050


15900


15200


16400


30


16700


18000


19100


22200


37


20700


22200


25000


28550


45


26100


29400


31600


38800


55


30800


34500


42950


52500


75


38950


47000


51330


61600


90


41550


46600


56634


68600


100


55000


57900


62000


70500


110


57500


62800


70600


72600


132


62700


70700


72600


88150


160


72500


77700


88150


100900


200


94000


100900


109000


117000


250


100890


109000


121770


147500


Коэффициенты применяемые при расчете:

  • Однофазные-1.5; С фазным ротором – 2.
  • Иностранного производства -1.5;
  • Взрывобезопасные – 1.3;
  • Срочный  3 дня – 1.2, 24 часа– 1.5; Срочный 8-12 часов – 2.
  • Двухскоростные – 1.5;
  • Двухскоростные с независимыми обмотками – 2.
  • Снятие шкивов и муфт – 1.1
  • Выпрессовка статора – 1.5


Цена включает в себя:


Замена обмоток, пропитка, ревизия подшипниковых узлов с заменой подшипников, электрические испытания. Стоимость подшипников не включена.

elmotorservice.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о