Требования к искусственному освещению: Основные гигиенические требования к источникам искусственного освещения. Гигиенические требования к искусственному освещению

Содержание

2.6. требования к естественному и искусственному освещению гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений- санитарные правила и нормы- СанПиН 2-4-2-576-96 (утв- постановлением госкомсанэпиднадзора РФ от 31-10-96 49) (2021). Актуально в 2019 году

размер шрифта

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ-… Актуально в 2018 году

2. 6.1. Естественное освещение. Учебные помещения школ должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей), радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезсредств.

В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом недопустимо направление основного светового потока спереди и сзади от учащихся.

В учебно-производственных мастерских, актовых и спортивных залах также может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое).

В помещениях школ должны быть обеспечены нормированные значения КЕО в соответствии со СНиП 23-05-95. В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО должен быть 1,5% (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемом).

Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий учащихся, не должна превышать 3:1.

Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго — восточные и восточные стороны горизонта. На северные румбы горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещения кухни, ориентация кабинета вычислительной техники — на север, северо-восток.

Светопроемы учебных помещений должны быть оборудованы: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.

Запрещается применять шторы из поливинилхлоридной пленки.

В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.

Для отделки учебных помещений должны использоваться отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:

для потолка — 0,7 — 0,8;

для стен — 0,5 — 0,6;

для пола — 0,3 — 0,5.

Следует использовать следующие цвета красок:

— для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;

— для мебели (парты, столы, шкафы) — цвета натурального дерева или светло-зеленый;

— для классных досок — темно-зеленый, темно-коричневый;

— для дверей, оконных рам — белый.

Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется:

— сажать деревья не ближе 15 м, кустарник — не ближе 5 м от здания;

— не закрашивать оконные стекла;

— не расставлять на подоконниках цветы. Их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65 — 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;

— очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).

2.6.2. Искусственное освещение.

В учебных помещениях должны быть обеспечены нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95.

В учебных помещениях должно проектироваться преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности).

Запрещается использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Использование новых типов ламп и светильников должно согласовываться с местными центрами санэпиднадзора.

В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами должны располагаться параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Для общего освещения учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует применять люминесцентные светильники следующих типов: ЛС002-2х40, ЛП028-2х40, ЛП002-2х40, ЛП034-4х36, ЦСП-5-2х40.

Могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением.

Классная доска должна быть оборудована софитами и освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.

В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах — 300 лк, на классной доске — 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования — 500 лк, в дисплейных классах на столах — 300 — 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) — 200 лк, в рекреациях (на полу) — 150 лк.

В кабинетах технических средств обучения при необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради — освещенность на столах учащихся должна быть 300 лк.

При использовании диа- и кинопроекторов освещенность на столах учащихся должна быть 500 лк. При этом следует использовать либо только одно местное освещение, либо создавать систему «функционального» искусственного освещения с «темным коридором» перед экраном.

Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Запрещается привлекать к этой работе учащихся. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы должны собираться и вывозиться из здания школы. Хранение их в неприспособленных помещениях учебных заведений запрещено.

Профилактическое ультрафиолетовое облучение детей следует проводить в районах севернее 57,7 градуса с.ш. и в районах с загрязненной атмосферой. Для этого рекомендуется использовать облучательные установки длительного действия или кратковременного (фотарии) в соответствии с методическими рекомендациями «Профилактическое ультрафиолетовое облучение людей с применением источников ультрафиолетового излучения».

Гигиеническое значение освещения. Санитарные требования к освещению.

Гигиеническое значение освещения. Санитарные требования к освещению.

В производственных зданиях обычно используют два вида освещения – освещение солнечным светом и искусственное.

В помещениях с постоянным пребыванием людей предусматривают естественное освещение. Лучи солнечного спектра (380-760 нм) обеспечивают функцию зрения, положительно влияют на эмоции и интенсивность обменных процессов. Поэтому, важнейшим гигиеническим требованием к освещенности рабочих мест производственных помещений является обеспечение функции зрения человека. При недостаточной освещенности снижается внимание, работоспособность, повышается возможность производственного травматизма.

Для осуществления функции зрения необходимы также равномерность освещения, отсутствие слепящего действия света, соответствующий спектральный состав его источника.

Так, неравномерное освещение предмета приводит к утомляемости глаз и снижению трудоспособности.

Слепящий свет также понижает контрастность чувствительности, устойчивости видения и ослепленность. Защиту глаз от ослепленности следует обеспечивать при использовании как естественного света, так и его искусственных источников.

При проектировании зданий предусматривают меры по солнцезащите: ориентацию по сторонам света, шторы, веранды и т.д. При использовании искусственных источников света защита глаз от слепящего света достигается за счет применения осветительной арматуры, высоты подвеса светильников и др. Необходимо, чтобы спектр искусственных источников света приближался к спектру дневного света.

Таким образом, к гигиеническим требованиям к освещению рабочего места можно отнести

— величина освещенности должна обеспечивать функцию зрения,

— необходимо равномерное распределение освещенности на поверхности рабочего места,

— отсутствие резких теней между рабочим местом и фоном,

— источник света не должен оказывать слепящего действия

— спектральный состав искусственного света должен быть близок к дневному в пределах максимального видения (550 – 555 нм).

Обычно на предприятиях пищевой промышленности проектируется как естественное, так и искусственное освещение в соответствии с требованиями СНиП-II-4-79 «Естественное и искусственное освещение».

требования к естественному освещению. При проектировании естественного освещения зданий учитывают характеристику зрительной работы, требуемую равномерность естественного освещения, расположение оборудования, направление падения светового потока на рабочую поверхность, продолжительность использования естественного освещения в течение суток, необходимость защиты от слепящего действия прямого солнечного света.

Естественное освещение на промпредприятиях может быть верхним (через фонари в потолке), боковым (через световые проемы в наружных стенах) и комбинированным. Наиболее гигиенично боковое освещение, поскольку верхний свет создает меньшую освещенность помещения. Кроме того, световые проемы и фонари, расположенные в потолке, менее удобны для уборки.

Существует вторичное освещение, т. е. освещение через застекленные перегородки из соседнего помещения, оборудованного окнами. Оно не отвечает гигиеническим требованиям, и может использоваться только во второстепенных производственных помещениях.

При недостаточном естественном освещении допускается совместное освещение, при котором одновременно используется естественный и искусственный свет.

В качестве гигиенического показателя освещенности помещений применяют световой коэффициент – это отношение площади застекленной поверхности окон к площади пола. Для производственных помещений соотношение площади окон и площади пола должно составлять 1:6 или 1:8. Кроме того, на освещенность помещений влияет цвет стен, так белый отражает до 80 % солнечных лучей, а синий и зеленый – лишь на 10-17 %. Поэтому для лучшего использования светового потока стены, потолки и оборудование должны быть окрашены в светлые тона.

На освещенность помещения также влияют чистота и качество стекла (загрязненные стекла при двойном остекленении снижают естественную освещенность до 50-70 %, матовое стекло – 60 %, замерзшее – 80 %). Естественную освещенность помещений резко снижает загроможденность световых проемов, поэтому запрещается заставлять окна оборудованием, тарой, заменять стекла картоном, фанерой и др.

Степень освещения характеризует также коэффициент естественной освещенности (КЕО), который показывает отношение освещенности внутри помещения в контрольных точках к освещенности снаружи здания.

Гигиенические требования к искусственному освещению. Искусственное освещение может быть общим, местным и комбинированным. Гигиеническая оценка искусственного освещения определяется уровнем освещенности необходимой площади и характеристикой источника света и арматуры.

Под освещенностью понимают отношение светового потока, падающего на поверхность, к площади этой поверхности. Выражают освещенность в люксах. При расчете освещенности учитывают сложность технологического процесса, длительность напряженной зрительной работы, контрастность освещения рабочего мета и фона. Уровни нормированной освещенности в зависимости от требований техники безопасности и санитарных норм могут повышаться или понижаться. Повышение освещенности предусмотрено для помещений без естественного света, но предназначенных для постоянного пребывания людей.

На промпредприятиях к источникам искусственного света относятся лампы накаливания и люминесцентные.

Лампы накаливания (вакуумные или с криптоновым наполнением) не соответствуют гигиеническим нормам, так как характеризуются

— малой долей излучаемой энергии, превращаемой в световую(до 6-7%),

-сильным тепловым излучением,

— сильным отличием от спектра дневного света.

Лампы люминесцентные (ртутные) характеризуются

— большей долей энергии, превращаемой в световую,

— тепловое излучение незначительно,

— спектр излучаемой энергии близок к спектру дневного света, однако искажает передачу оранжевых и красных тонов.

Недостаток – колебание светового потока, что вызывает повышенное утомление зрения и искаженное восприятие движущихся предметов (стробоскопический эффект).

Поэтому, для освещения производственных помещений рекомендуют применять преимущественно лампы накаливания.

Арматура – устройство, предназначенное для перераспределения светового потока, защиты глаз от чрезмерной яркости, предохранение источника света от механических повреждений, а окружающее среды от осколков при возможном разрушении лампы. Важной гигиенической характеристикой арматуры является светораспределение, т.е. распределение света в пространстве. Однако еще учитывают степень защиты источника света от воздействия окружающей среды. Загрязненная арматура снижает освещенность рабочих мест на 30%, поэтому необходимо ее своевременная очистка.

Требования к естественному и искусственному освещению в ДОУ и ОУ

Введение

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека приняла постановление  Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

С момента вступления в силу СанПиН 2.4.1.3049-13 считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:

— СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические  требования к устройству, содержанию  и организации режима работы  в дошкольных организациях», утвержденные  постановлением Главного государственного  санитарного врача Российской  Федерации от 22.07.2010 № 91 (зарегистрированы в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный номер 18267).

Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях, а также при осуществлении услуг по развитию детей (развивающие центры) в дошкольных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:

— условиям размещения дошкольных  образовательных организаций,

— оборудованию и содержанию  территории,

— помещениям, их оборудованию и  содержанию,

— естественному и искусственному  освещению помещений,

— отоплению и вентиляции,

— водоснабжению и канализации,

— организации питания,

— приему детей в дошкольные  образовательные организации,

— организации режима дня,

— организации физического воспитания,

— личной гигиене персонала.

Наряду с обязательными для исполнения требованиями, санитарные правила содержат рекомендации  по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий содержания и воспитания детей, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к естественному и искусственному освещению в ДОУ и ОУ

 

В благоустройстве детских дошкольных учреждений огромное значение имеет освещение – как естественное, так и искусственное. Естественное освещение – необходимое условие для нормальной жизнедеятельности организма. Если человека на долгое время лишить естественного освещения, то ослабляются жизненные силы организма, нарушается минеральный обмен, наблюдаются функциональные расстройства нервной системы. 

Вместе с тем солнечные лучи, проникая в помещение через окно, дают хотя и незначительный, но бактерицидный эффект.

Правильный световой режим способствует лучшему зрительному восприятию, предупреждает развитие у детей близорукости.

В дошкольных учреждениях проводятся систематические занятия, дети играют с крупными и мелкими игрушками, рассматривают картинки, рисуют – все это вызывает зрительное напряжение и тесно связана с общим утомлением организма.

Хорошее освещение вызывает у детей деятельное состояние, жизнерадостное настроение. В светлом помещении заметнее беспорядок и загрязнение комнаты. 

Большое значение для здоровья детей, имеет солнечный свет: он оказывает благотворное влияние на нервную систему, на усиление роста, на улучшение состава крови и обмена веществ. Под его воздействием у детей улучшаются самочувствие, аппетит, сон.

Не одного темного, недостаточно освещенного угла, не должно быть в детском учреждении.

Хорошее естественное освещение достигается прежде всего благодаря достаточному количеству окон. Нормальным считается, если площадь застекленной поверхности окон равна 1/5—1/6 площади пола (световой коэффициент 1:5 или 1:6). Это значит, что при площади групповой комнаты в 50 , площадь всех окон должна быть равной 8—10 м2.

Необходимо постоянно следить за чистотой оконных стекол; их следует протирать не реже одного раза в неделю (зимой с внутренней стороны, а в теплое время года — с внутренней и наружной). Загрязненные стекла задерживают 40—70% световых лучей.

В групповой комнате недопустимы занавески, загораживающие оконные стекла, тем более их верхнюю часть, так как в этом случае нарушается нормальная освещенность помещения, особенно в той части комнаты, которая удалена от окон. В случае необходимости (при слишком ярком солнечном освещении, вечером) окна закрывают легкими, свободно передвигающимися на кольцах занавесками из светлой хлопчатобумажной ткани. Не рекомендуется ставить на подоконники высокие растения, наклеивать на стекла аппликации. При соблюдении этих условий можно добиться наилучшей естественной освещенности комнат.

Искусственное освещение оказывает большое влияние на состояние зрения детей. Оно должно отвечать гигиеническим нормам. В групповых комнатах норма искусственного освещения составляет 100 люкс при использовании ламп накаливания и 200 люкс — при люминесцентном освещении. Иными словами, в групповых комнатах детей дошкольного возраста должно быть 8 светильников с лампами по 200 ватт каждая, а в групповых комнатах детей раннего возраста — 6 светильников по 200 ватт.

Для детского сада рекомендуются светильники типа СК-300 «Электросвет» или Яблочкова, КСО-1, ШОД (школьного освещения диффузный). Нельзя использовать открытые снизу люцетты и лампы, не защищенные арматурой, так как они приводят к утомлению глаз. В крайних случаях при отсутствии необходимой арматуры обычные электролампы заменяются матовыми (но матовые шары диаметром 250 мм также не подходят, поскольку габариты ламп 200 и 300 ватт не соответствуют их размерам).

Люминесцентные лампы располагают в два ряда по всей длине комнаты или в виде буквы П, что позволяет создать равномерное освещение. Сохранить постоянное освещение можно лишь в том случае, если каждая перегоревшая лампа будет своевременно заменяться лампой такой же мощности.

Источники искусственного  освещения должны обеспечивать достаточное и равномерное освещение всех помещений. Уровни искусственной освещенности приведены в таблице

Нормативы искусственной освещенности в основных помещениях (при использовании люминисцентных ламп)

Наименование помещения

Освещенность не мене (вкл)

Поверхности к которым относятся нормы освещенности

1

Раздевалка

200

На полу

2

Игровая, компьютерный класс

300

Горизонтальные поверхности находящиеся на уровне 0,5 от пола

3

Спальная, зал для музыкальных и физкультурных занятий

75

4

Туалетная

75

На полу

5

Буфетная

200

Горизонтальные поверхности находящиеся на уровне 0,8 от пола

6

Кабинет врача

300

Горизонтальные поверхности находящиеся на уровне 0,8 от пола

7

Изолятор

200

Горизонтальные поверхности находящиеся на уровне 0,5 от пола

При использовании ламп накаливания нормы освещенности уменьшаются вдвое.

Штепсельные розетки и выключатели располагают на расстоянии 1,8 м от пола, не ниже.

Большое значение для нормального освещения комнат имеет окраска стен, потолков и мебели. Освещенность помещения тем выше, чем больше световых лучей отражается от стен и потолков. Белая стена отражает 60% падающих на нее световых лучей, светло-желтая — до 40%, синяя и голубая — 25%, коричневая — 13%, черная всего лишь 1—2%. Поэтому внутренняя окраска стен, потолков и мебели должна быть выдержана в светлых тонах.

Основные помещения ДОУ должны иметь естественное освещение.

Величина коэффициента естественной освещенности (КЕО) в групповых, спальнях, медицинской комнате, палатах изолятора, помещениях для музыкальных и физкультурных занятий, в компьютерном классе — не менее 1,5%, в раздевальной — не ниже 1,0%.

Светопроемы в групповых, игровых и спальнях оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами. В качестве солнцезащитных устройств (СЗУ) используются жалюзи внутренние, межстекольные и наружные только вертикально направленные. Конструкция регулируемых СЗУ в исходном положении не должна уменьшать светоактивную площадь оконного проема и снижать нормируемую величину КЕО. Материал, используемый для жалюзи, должен быть стойким к воде, моющим и дезинфицирующим средствам. В качестве СЗУ используют и тканевые шторы светлых тонов, сочетающихся с цветом стен. Допускается использовать шторы из хлопчатобумажных тканей (поплин, штапельное полотно, репс и полотно), обладающих достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами.

Шторы на окнах в групповых помещениях не должны снижать уровень естественного освещения. Зашторивание окон в спальных помещениях допускается лишь во время сна детей, в остальное время шторы раздвигают, обеспечивая инсоляцию помещения.

При одностороннем освещении глубина групповых помещений — не более 6 м. При большей глубине помещений необходимо двустороннее параллельное или угловое расположение окон (обеспечивающее и сквозное проветривание). Переплеты окон не должны иметь мелких решеток.

На подоконниках не следует размещать широколистные цветы, снижающие уровень естественного освещения. Высота цветов не должна превышать 15 см (от подоконника). Цветы рекомендуется размещать в подвесных (на стене) или напольных цветочницах высотой 65-70 см от пола и в уголках природы.

При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения необходимо дополнительное искусственное освещение.

Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное и равномерное освещение всех помещений. Преимущество имеет люминесцентное освещение.

При использовании ламп накаливания нормы освещенности уменьшаются вдвое.

Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания одновременно.

Чистку оконных стекол следует производить не реже 2 раз в год, осветительной арматуры и светильников — не реже 2 раз в год.

В производственных помещениях пищеблока светильники не размещают над плитами, технологическим оборудованием, разделочными столами. Осветительные приборы должны иметь защитную арматуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Световой фактор имеет высокое биологическое значение, играет первостепенную роль в регуляции важнейших функций организма. Инсоляция – прямым солнечным светом; норма для жилых зданий – 3 часа /сутки.

Под влиянием света в организме уменьшение газообмена, усиливается белковый обмен, нормализуется минеральный обмен. По влиянием УФ – лучей образуются биологически активные вещества и витамин Д, что укрепляет скелет организма. Солнечные лучи бактерицидны: убивают микроорганизмы, дезифинцируют помещение, уменьшают сырость, предотвращая образование плесени.

Поэтому правильная организация  освещения в ДОУ очень важна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН» 2.4.1.3049-13// Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013 г. Регистрационный N 28564//http://www.rg.ru/2013/07/19/sanpin-dok.html
  2. «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»// http://www.rg.ru/2013/07/19/sanpin-dok.html
  3. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. — М., 2001. (Стр. 344-356). Материалы лекций. Учебно-методическое пособие кафедры;
  4. Суханова Н.И. Физическое развитие детей и подростков, связь с биологическими и социально – гигиеническими факторами: Автореф. Дис. … д-ра мед. наук – М., 1996 – 48 с.
  5. Баранов А.А. медицинские и социальные аспекты адаптации современных детей к условиям воспитания, обучения к трудовой деятельности., М. – Просвещение, 2006, 176 с.

 

 


7. Требования к искусственному освещению [«Санитарные правила для механических цехов (обработка металлов резанием)» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 07.12.1989 N 5160-89)] — последняя редакция

7. Требования к искусственному освещению

7.1. Проектирование, устройство и эксплуатация осветительных установок производится в соответствии с требованиями СНиП «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования» с изменениями, утвержденными Госстроем СССР и действующими санитарными нормами.

7.2. Общее искусственное освещение помещений, предназначенных для постоянного пребывания людей, исполняется газоразрядными источниками света. Выбор источников света производить с учетом рекомендаций, приведенных в СНиП II-4-79 (Прил. 3).

7.3. При выполнении работ на металлорежущих станках необходимо применять систему комбинированного освещения.

7.4. Для местного освещения при точных работах с блестящими металлическими поверхностями необходимо использовать светильники, снабженные светорассеивателями, люминесцентные лампы типа ЛД и ЛХБ. Расположение источника света должно соответствовать Прил. 7 СНиП.

7.5. Освещенность на рабочих поверхностях в производственных помещениях предприятий должна быть не менее величин, приведенных в Прил. 3.

7.6. Мостовые краны должны быть оборудованы установками подкранового освещения с использованием ламп накаливания и обеспечивающими освещенность в зоне затенения не менее нормируемой по помещению от общего освещения, в зонах, затеняемых кранами, — не менее 150 лк.

7.7. Для ограничения слепящего действия светильников общего освещения в производственных помещениях (независимо от принятой системы освещения) показатель ослепленности P не должен быть более приведенного в Приложении 3.

7.8. При выполнении в одном помещении работ разной точности, для которых регламентируются различные значения коэффициента пульсации и показателя ослепленности, причем наиболее точные работы выполняются не менее чем на 25% всей площади помещения, принимаются минимальные регламентируемые значения этих показателей.

7.9. В помещениях, где выполняются работы на металлорежущих станках, световые проемы и светильники необходимо чистить соответственно не менее 2-х и 4-х раз в год согласно СНиП.

Требования к освещению в школе

Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Часть 4

2.6. Требования к естественному и искусственному освещению

2.6.1. Естественное освещение. Учебные помещения должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей), радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезсредств.

В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направление основного светового потока впереди и сзади от обучающихся.

В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах также может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое). В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.

В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО должен быть 1,5% (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам). Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий обучающихся, не должна превышать 3:1. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни, ориентация кабинета информатики — на север, северо-восток.

Светопроемы учебных помещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка — 0,7 — 0,8; для стен — 0,5 — 0,6; для пола — 0,3 — 0,5.

Следует использовать следующие цвета красок:

  • для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
  • для мебели (парты, столы, шкафы) — цвета натурального дерева или светло-зеленый;
  • для классных досок — темно-зеленый, темно-коричневый;
  • для дверей, оконных рам — белый.

Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

  • сажать деревья не ближе 15 м, кустарник — не ближе 5 м от здания;
  • не закрашивать оконные стекла;
  • не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
  • очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).

2.6.2. Искусственное освещение. В учебных помещениях обеспечиваются нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению. В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности). Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Использование новых типов ламп и светильников согласовывается с территориальными центрами госсанэпиднадзора.

В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Для общего освещения учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует применять люминесцентные светильники следующих типов: ЛС002-2х40, ЛП028-2х40, ЛП0022х40, ЛП034-4×36, ЦСП-5-2х40. Могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением. Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах — 300 лк, на классной доске — 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования — 500 лк, в кабинетах информатики на столах — 300 — 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) — 200 лк, в рекреациях (на полу) — 150 лк. При использовании ТСО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради — освещенность на столах обучающихся должна быть 300 лк.

При использовании диа- и кинопроекторов освещенность на столах обучающихся должна быть 500 лк. При этом следует использовать либо только одно местное освещение, либо создавать систему «функционального» искусственного освещения с «темным коридором» перед экраном.

Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Привлекать к этой работе обучающихся не следует. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются и вывозятся из здания общеобразовательного учреждения. В целях предупреждения возникновения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) хранение их в неприспособленных помещениях общеобразовательных учреждений запрещается (ст. 29, п. 1 Федерального закона «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).

Профилактическое ультрафиолетовое облучение детей следует проводить в районах севернее 57,5 градуса с.ш. и в районах с загрязненной атмосферой. Для этого рекомендуется использовать облучательные установки длительного действия или кратковременного (фотарии) в соответствии с рекомендациями по проведению профилактического ультрафиолетового облучения людей с применением источников ультрафиолетового излучения.

Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Часть 6

Очень вольное переложение СанПиНа и СНиПа, которое может ввести в заблуждение, а местами привести к грубым ошибкам: высота правостороннего подсвета в кабинетах более 6 м в глубину — 2,2м от пола, а не от потолка. В статье нет ни слова о продолжительности инсоляции в кабинетах, нет перечня кабинетов, в которых инсоляция не нормируется, ведь ориентация кабинетов еще не гарант инсоляции

2015-03-25, Алина Чебоксары

Всего 1 отзыв Прочитать все отзывы.

25.09.2007

Обновлено 02.09.2020

Основные нормативные документы определяющие требования к искусственному освещению зданий и территорий

Нормативные документы

Государственные программы, проекты, федеральные законы

Градостроительный кодекс Российской Федерации

Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17.11.1995 № 169-ФЗ

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” от 25.06.2002 № 73-ФЗ

Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-Ф

Постановления Правительства РФ

№ 1521 от 26 декабря 2014 года «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

СНиПы и СП по освещению

СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95»

СП 323.1325800.2017 «Территории селитебные. Правила проектирования наружного освещения»

СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 05.02-85»

СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*

ГОСТ Р 55706-2013 «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы»

ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования»

ГОСТ Р 52765-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация»

ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»

ГОСТ Р 54350-2015 «Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний»

ГОСТ Р 55705-2013 «Приборы осветительные со светодиодными источниками света. Общие технические условия»

ГОСТ Р 55707-2013 «Освещение наружное утилитарное. Методы измерений нормируемых параметров»

ГОСТ Р 55708-2013 «Освещение наружное утилитарное. Методы расчета нормируемых параметров»

ГОСТ Р 55839-2013 «Источники света и приборы осветительные. Методы светотехнических измерений и формат представления данных»

ГОСТ Р 55840-2013 «Источники света и приборы осветительные. Представление данных для расчета освещения»

ГОСТ Р 55841-2013 (МЭК/ТR 62696:2011) «Светильники. Определение кодов IК по МЭК 62262»

ГОСТ Р 55844-2013 «Освещение наружное утилитарное дорог и пешеходных зон. Нормы»

ГОСТ Р 56228-2014 «Освещение искусственное. Термины и определения»

ГОСТ Р МЭК 60598-1-2011 «Светильники. Часть 1. Общие требования и методы испытаний»

ГОСТ IEC 60598-2-3-2012 «Светильники. Часть 2. Частные требования. Раздел 3. Светильники для освещения улиц и дорог»

ГОСТ 33176-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность

Гигиенические требования к естественному освещению в школе

Вопрос: «Подскажите, пожалуйста, предъявляются ли какие-то требования для естественного освещения в школе? Недавно была проверка, проверяющий сделал замечание по поводу расположения комнатных цветов на подоконниках. Какое освещение отвечает гигиеническим требованиям в школе?»


Ответ на Ваш вопрос:
Все учебные помещения в школе должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями. Проверяющий сделал Вам обоснованное замечание. Существует ряд требований к естественному освещению школ, которых следует придерживаться. Эти требования изложены в разделе VII «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 г.).

Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

  • не закрашивать оконные стекла;
  • не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;
  • очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).

В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении коэффициент естественной освещенности на рабочей поверхности парт в наиболее удаленной от окон точке помещения должен быть не менее 1,5%. При двухстороннем боковом естественном освещении показатель коэффициент естественной освещенности вычисляется на средних рядах и должен составлять 1,5%.

Световые проемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.

Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.
В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.

Так же во всех помещениях общеобразовательной организации обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями.
В учебных помещениях для искусственного освещения используются потолочные светильники с люминисцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Типы и дизайн искусственного освещения ~ Электрическое ноу-хау



В предыдущем разделе, Классификация и типы электрических нагрузок — Часть четвертая, я указал, что основными источниками света будут дневной свет и источники искусственного света, и объяснил источник дневного света и его влияние на дизайн электрического освещения.

И сегодня я объясню второй источник света; Искусственный свет и показать его виды и требования к конструкции.

Вы можете просмотреть следующие предыдущие темы для получения дополнительной информации и хорошей подписки.

Искусственное освещение




Источники искусственного света — это другие источники света, разработанные для компенсации или поддержки естественного света. Он будет иметь разные частоты и длины волн, которые определяют цвет света.
Первое: Источники искусственного света


Источники искусственного света классифицируются по технологии, используемой для получения света.Существуют десятки источников, некоторые из которых используются в быту, а другие более подходят для промышленного использования. Вот пять наиболее распространенных источников света:

  1. Лампа накаливания.
  2. Компактная люминесцентная лампа.
  3. Люминесцентная лампа.
  4. Газоразрядные лампы.
  5. Светоизлучающий диод (LED).

1- Лампа накаливания:




Лампа накаливания

До недавнего времени наиболее распространенным источником электрического света была лампа накаливания.Он по-прежнему широко используется, хотя его относительно низкая энергоэффективность приводит к его замене другими более эффективными лампами, такими как КЛЛ.

Присоединение к осветительной арматуре — с помощью винтовой резьбы или байонетного соединения.

Доступно большое разнообразие форм, размеров и мощности, а также различных цветовых диапазонов. Типичные лампы для домашнего использования имеют мощность примерно от 40 до 100 Вт, обеспечивая световой поток от 420 до 1360 лм при типичном КПД лампы около 12%.

2- Компактная люминесцентная лампа:




Компактная люминесцентная лампа

Компактная люминесцентная лампа (КЛЛ) была разработана как более эффективная замена лампам накаливания.Он поставляется с такой же системой крепления (винт или байонет) и может использоваться во многих осветительных приборах, предназначенных для ламп накаливания.

Номинальные значения мощности КЛЛ, которые могут обеспечивать примерно такой же световой поток, как лампы накаливания, показаны в таблице ниже вместе с их показателями эффективности.

3- Люминесцентная лампа:




Люминесцентная лампа

Люминесцентные лампы являются основным видом освещения для офисов и коммерческих зданий.

Они представляют собой газоразрядную лампу и представляют собой длинный тонкий стеклянный цилиндр с контактами на обоих концах, которые крепят их к арматуре (или светильнику) и обеспечивают электрическое соединение.

Трубка содержит пары ртути под низким давлением, а внутренняя стенка стекла покрыта люминофором, который реагирует на ультрафиолетовое излучение. Когда электричество проходит через пар, он испускает УФ-излучение, которое люминофор преобразует в видимый свет.

Самыми эффективными люминесцентными лампами являются Т5.Благодаря меньшему диаметру (16 мм), чем предыдущие лампы, они могут достигать световой отдачи до 104 лм / Вт

4- Газоразрядные лампы:




Газоразрядные лампы

Разрядные лампы работают, зажигая электрическую дугу между двумя электродами, в результате чего газ-наполнитель испускает свет.

Можно использовать различные металлы и присадочные газы для получения различных цветов и яркости.

Газоразрядные лампы обеспечивают высокую светоотдачу в сочетании с длительным сроком службы, что обеспечивает наиболее экономичный доступный источник света

Типы газоразрядных ламп:
Газоразрядные лампы делятся на три типа:

A — Низкое давление газоразрядные лампы:

Лампы низкого давления имеют рабочее давление намного меньше атмосферного. Например, обычные люминесцентные лампы работают при давлении около 0,3% от атмосферного.

Компактная люминесцентная лампа ,

Люминесцентные лампы ,

Натриевые лампы низкого давления : самый эффективный тип газоразрядных ламп, производящий до 200 люмен на ватт, но за счет очень плохая цветопередача. Почти монохроматический желтый свет приемлем только для уличного освещения и других подобных применений.

B- Газоразрядные лампы высокого давления:




Лампы высокого давления имеют разряд, который происходит в газе при давлении от немного меньшего до более высокого, чем атмосферное.Например, натриевая лампа высокого давления имеет дуговую трубку под давлением от 100 до 200 торр, примерно от 14 до 28% от атмосферного давления; Некоторые автомобильные фары HID имеют давление до 50 бар или в пятьдесят раз больше атмосферного.

— Металлогалогенные лампы : Эти лампы излучают почти белый свет и имеют светоотдачу 100 люмен на ватт. Применяется для внутреннего освещения высотных зданий, парковок, магазинов, спортивных площадок.

— Натриевые лампы высокого давления : мощность до 150 люмен на ватт.Эти лампы производят более широкий световой спектр, чем натриевые лампы низкого давления. Также используется для уличного освещения и для искусственной фотоассимиляции при выращивании растений.

— Ртутные лампы высокого давления. : Этот тип лампы является старейшим типом ламп высокого давления, в большинстве случаев заменяемый металлогалогенными лампами и лампами высокого давления. натриевая лампа.

C- Газоразрядные лампы высокой интенсивности:




Разрядные лампы высокой интенсивности (HID) — это тип электрических ламп, которые излучают свет посредством электрической дуги между вольфрамовыми электродами, расположенными внутри полупрозрачного или прозрачная дуговая трубка из плавленого кварца или плавленого оксида алюминия.По сравнению с другими типами ламп для длины дуги существует относительно высокая мощность дуги. Примеры HID-ламп:
  • Ртутные лампы.
  • Металлогалогенные лампы.
  • Керамические газоразрядные металлогалогенные лампы.
  • Натриевые лампы.
  • Ксеноновые дуговые лампы.
  • Сверхвысокая производительность (UHP).

Лампы HID обычно используются, когда требуется высокий уровень света и энергоэффективность.

5- Светоизлучающий диод (светодиод):




Светоизлучающий диод (светодиод)

В светодиодах используются полупроводники для преобразования электрической энергии непосредственно в свет.Они только недавно стали доступны в качестве источников света для освещения, отличаются высокой эффективностью и долговечностью. Светодиодные фонари

становятся очень популярными, поскольку они обеспечивают гораздо более длительный срок службы батареи, чем другие типы источников света.

Секунда: Формы искусственного освещения:




Существуют две формы искусственного освещения:

  1. Внутреннее освещение
  2. Наружное освещение

1- Внутреннее освещение:


Внутреннее освещение обычно достигается с помощью осветительных приборов и является ключевой частью дизайна интерьера, эти осветительные приборы или светильники можно определить следующим образом:

Светильник представляет собой устройство, которое распределяет фильтры или преобразует свет, излучаемый одной или несколькими лампами.Светильник включает в себя все детали, необходимые для крепления и защиты ламп, кроме самих ламп. В некоторых случаях светильники также включают в себя необходимые вспомогательные цепи вместе со средствами для их подключения к электросети. Основными физическими принципами, используемыми в оптическом светильнике, являются отражение, поглощение, пропускание и преломление.

Типы светильников / светильников для внутреннего освещения:




Светильники / светильники классифицируются следующим образом:

  1. Функция освещения.
  2. Тип лампы.
  3. Способ установки.
  4. Процент светового потока выше и ниже горизонтали.

1- Типы осветительных приборов в зависимости от функции освещения:
Существует пять основных типов осветительных приборов в зависимости от функции или цели использования, а именно:

  • Окружающее (общее освещение).
  • Задача.
  • Акцент.
  • Информационное освещение / Навигационное освещение.
  • Освещение декоративное.

A- Окружающее освещение




Окружающее освещение обеспечивает общую освещенность области. Также известное как общее освещение, оно излучает комфортный уровень яркости без бликов и позволяет вам безопасно видеть и ходить. Окружающее освещение часто обеспечивается традиционными подвесными светильниками, светильниками вниз, люстрами или потолочными светильниками и т. Д. Общий декор и внешний вид комнаты будут влиять на количество необходимого общего освещения.Наличие центрального источника окружающего света во всех комнатах — основа хорошего плана освещения

B- Рабочее освещение






Рабочее освещение, или направленное освещение, предназначено для решения конкретной задачи; Это способ обеспечить больше света определенной области для выполнения задачи, требующей большего количества света, чем может дать окружающее оборудование. Это может быть встроенное и направляющее освещение, подвесное освещение и освещение под шкафом, а также переносные торшеры и настольные лампы.

Рабочее освещение должно быть без отвлекающих бликов и теней и должно быть достаточно ярким, чтобы не утомлять глаза.

C- Акцентное освещение






Акцентное освещение — это тоже своего рода направленное освещение, которое добавляет драматичности месту, создавая визуальный интерес. Как часть схемы дизайна интерьера, он используется, чтобы привлечь внимание к комнатным растениям, картинам, скульптурам и другим ценным вещам. Его также можно использовать для выделения текстуры кирпичной или каменной стены, оконных работ или ландшафтного дизайна на открытом воздухе.

Чтобы акцентное освещение было эффективным, необходимо как минимум в три раза больше света в фокусе, чем от общего освещения вокруг него.

Акцентное освещение обычно обеспечивается встроенным и направляющим освещением или настенными светильниками для картин

D- Информационное освещение (навигационное освещение)






Он разработан, чтобы помочь нам безопасно видеть свой путь. Свет в вашем шкафу, свет у дверного звонка и ночное освещение, а также освещение дорожек и движения — все это хорошие примеры информационного освещения.На фото справа типичный ночник с фотодатчиком. Информационное освещение может быть как красивым, так и функциональным, и может создавать драматические образы. Световые вставки на лестницах могут создавать дорожки, которые улучшают архитектуру, в то время как наружное информационное освещение может создавать

E- Декоративное освещение






Световые полосы, подвески, люстры и бра — все это примеры светильников, которые привлекают к себе внимание и добавляют характер освещаемому месту.Многие также используются для общего освещения.




В следующем разделе я объясню другие типы осветительных приборов в зависимости от типа лампы, метода установки и процента светоотдачи выше и ниже горизонтали. Итак, продолжайте следить.



% PDF-1.4 % 1 0 объект > поток iText 4.2.0 от 1T3XTMicrosoft® Word 20162018-05-21T09: 43: 28-04: 002021-10-19T14: 25: 01-07: 002021-10-19T14: 25: 01-07: 00uuid: C9D0F88F-AFB6- 4FD4-9990-38D17A29781Euuid: b1132a39-2761-4641-bbe6-a6ee13b09746uuid: C9D0F88F-AFB6-4FD4-9990-38D17A29781E

  • сохранено xmp.iid: E8EA0458D55FE81194F79EDACFFB74802018-05-25T10: 07: 34 + 05: 30 Adobe Bridge CS6 (Windows) / метаданные
  • application / pdf
  • Yuhan Hou
  • конечный поток эндобдж 2 0 obj > эндобдж 3 0 obj > поток xXˎ6 ߯ đH = «} Yl: (& ~ Ie [& 1C; ~ χIe? ZrDx˳.~ E ء ,. L2U; 3ʠ (3т? A_q6q `sBn0x} 3ǂ> yfUnquk? | hC! *} O,> {ԋg> ٨; Du ܉ RR | & Bi # di6d37̅! a4drKo% P% 2 BqS? qmMNw

    Как искусственное освещение может улучшить (или ухудшить) архитектуру

    Как искусственное освещение может улучшить (или ухудшить) архитектуру

    ShareShare
    • Facebook

    • Twitter

    • Pinterest

    • Whatsapp

    • 436

      436

      https: // www.archdaily.com/928658/how-artificial-lighting-can-improve-or-worsen-architecture

      Из различных аспектов архитектурного и интерьерного дизайна освещение — это один из элементов, который может визуально улучшить или разрушить пространство. Это влияние проистекает из широкого спектра искусственного освещения, разработанного для самых разных задач, сред и целей, включая внутренние и даже внешние пространства, такие как фасады и ландшафтные проекты. Подумайте о двух средах с одинаковыми размерами и компоновкой.Предположим, что в первом случае была применена только одна точка света — в данном случае общая, неопределенная точка света — а во втором был выполнен проект освещения с учетом использования пространства и оценки определенных аспектов архитектурного дизайна. Несомненно, второй вариант — более приятное пространство. Точно так же плохой дизайн освещения может испортить окружающую среду. Но как можно добиться таких разных результатов?

      В предыдущей статье мы уже показали, как рассчитать правильную интенсивность света, необходимую для каждой среды.Здесь мы составляем список некоторых основных типов систем освещения.

      Прямое освещение

      Прямое освещение. Image © Matheus Pereira

      Прямое освещение — это метод освещения, при котором световой поток напрямую попадает на поверхность, не допуская потери яркости света из-за поглощения стенами или потолком. Практически его следует использовать для рабочих или рабочих зон, таких как кухонные столешницы, рабочие зоны, офисные столы и т. Д.

      Прямое освещение следует использовать с осторожностью, поскольку оно может стать визуально утомительным из-за создания «жестких» теней.Также стоит отметить, что его не следует размещать на поверхностях, которые светятся или отражают, например, зеркалах или стекле.

      © Tinnaphop Chawatin

      Скрытое освещение

      Скрытое освещение. Image © Matheus Pereira

      В отличие от предыдущего метода, эта система освещения направляет источник света на другую поверхность, так что часть света поглощается, а другая отражается в противоположном направлении, создавая мягкий свет без направления больших объемов света на поверхность. одинарная поверхность.Короче говоря, можно сказать, что свет отражается от поверхности и только потом распространяется по окружающей среде.

      © Джонатан Фридман

      В целом эта система обеспечивает комфорт и визуальное благополучие и часто применяется в помещениях для отдыха, таких как гостиные, общежития, больницы и спа.

      Рассеянное освещение

      Рассеянное освещение. Image © Matheus Pereira

      В этой системе световой поток источника света проходит через рассеивающий элемент (например, из молочного стекла или акриловой пластины) и направляется во всех направлениях без световых лучей.Эта система создает несколько вариаций в тенях, и большая часть света достигает намеченной поверхности, отражаясь от потолков и стен, делая окружающее освещение довольно однородным.

      © Фернандо Лазло

      Эффектное освещение

      Эффектное освещение. Image © Matheus Pereira

      В этом методе источник света остается встроенным в потолок или какой-либо архитектурный элемент и служит для выделения только самого света, создавая драматический эффект. Он часто используется внутри помещений в карнизах и на открытом воздухе в ландшафтном дизайне или на фасадах.

      © Atelier XYZ

      Акцентное освещение

      Акцентное освещение. Image © Matheus Pereira

      Эта система освещения предназначена для освещения точек или зон, представляющих интерес. Источник света расположен непосредственно над выдающимся объектом, например, картиной или скульптурой. Его часто используют в жилых и коммерческих помещениях, а также в музейных помещениях. Крайне важно, чтобы в каждой ситуации использовались правильные лампы, потому что при таком прямом проецировании света некоторые лампы имеют тенденцию повышать температуру освещаемого объекта, вызывая ухудшение состояния.

      © Нельсон Кон

      Мойка стен Мойка стен. Image © Matheus Pereira

      Для создания эффекта живописного освещения, мойка стен использует серию световых точек последовательно или с помощью светодиодной ленты, создавая так называемые «световые пятна» на поверхности. Идеально подходит для выделения фасадов и улучшения архитектуры.

      Cortesia de Studio MK27

      Оценка EN15193-1 по требованиям к энергии для искусственного освещения в сравнении с DAYSIM

      на основе Radiance https: // doi.org / 10.1016 / j.jobe.2021.102698Получить права и контент

      Основные моменты

      Расчетный расчет требований к энергии для искусственного освещения в соответствии с EN15193-1: 2017.

      Стандартное занижение числового показателя энергии освещения в среднем на 10%.

      Заниженная оценка LENI для пространств с множеством окон, расположенных близко друг к другу.

      Неточный LENI для помещений с низким соотношением окна к фасаду и окна к стене (WWR).

      LENI завышено для широт ниже 45 ° и занижено для широт выше 60 °.

      Реферат

      В этом исследовании оценивается подход к расчету требований к энергии для искусственного освещения внутри зданий различного назначения в соответствии с EN15193-1: 2017, определяется основная область применения стандарта, выделяются его ограничения и предлагаются улучшения. Оценка проводилась с помощью параметрического анализа, чтобы определить влияние соотношения окна к стене, распределения окон, наличия бокового проема, пропускания видимого света и длины выступа на расчет числового индикатора энергии освещения (LENI) для гостиная и офис в четырех представительских местах (Братислава, Стокгольм, Лондон, Афины).Стандарт был протестирован против DAYSIM, инструмента моделирования на основе излучения для расчета доступности дневного света, результаты которого были подвергнуты последующей обработке для получения требований к энергии для искусственного освещения. Для многих окон, расположенных близко друг к другу, стандартный подход к наложению коэффициентов дневного света (DF) для перекрытия областей с дневным освещением привел к завышению общего DF и, следовательно, к заниженному LENI. Для помещений с низким соотношением окна к фасаду и окна к стене расчет стандарта был неточным.Фактор дневного света, приведенный в стандарте, был слишком низким для широт ниже 45 °, что привело к завышению LENI. Для широт выше 60 ° наблюдался обратный эффект. Подводя итог, стандарт занижал LENI в среднем примерно на 10%.

      Ключевые слова

      DAYSIM

      Radiance

      EN15193-1: 2017

      Искусственное освещение

      Дневной свет

      LENI

      Рекомендуемые статьи Цитирующие статьи (0)

      © 2021 Авторы.Опубликовано Elsevier Ltd.

      Рекомендуемые статьи

      Ссылки на статьи

      Естественное освещение | Технологический центр Green Home

      Естественное освещение, также известное как дневное освещение, — это метод, который эффективно приносит естественный свет в ваш дом с помощью внешнего остекления (окна, световые люки и т. Д.), Тем самым снижая потребность в искусственном освещении и экономя энергию. Доказано, что естественное освещение улучшает здоровье и повышает комфорт жителей здания.

      Эффективное естественное освещение пропускает естественный свет, но не допускает попадания прямых солнечных лучей на рабочие поверхности или в глаза пассажиров.Дневной свет в доме может исходить от трех источников:

      Прямой солнечный свет

      прямой свет от Солнца.

      Внешнее отражение

      света, отражающегося от поверхностей земли, прилегающих зданий, световых полок и широких подоконников. Чрезмерная отражательная способность нежелательна, так как вызывает блики.

      Внутреннее отражение

      света, отражающегося от внутренних стен, потолка и пола вашего дома.Сюда также входят поверхности с высокой отражающей способностью, такие как гладкие или глянцевые поверхности, светлая отделка и зеркала вокруг комнаты.

      Большинство компонентов дневного света интегрированы в первоначальный план строительства, однако такие технологии, как трубчатые устройства дневного света, световые люки, элементы управления электрическим освещением и оптимизированный дизайн интерьера, могут быть рассмотрены в проектах модернизации.

      Наука о дизайне дневного света сложнее, чем просто привнести свет в дом.При добавлении светильника дневного света вы должны учитывать баланс притока и потери тепла, контроль бликов и вариации доступности дневного света. Кроме того, необходимо учитывать размер окон и расстояние между ними, выбор стекла, отражающую способность внутренней отделки и расположение внутренних перегородок. Кроме того, существует множество различных типов светильников дневного света, и каждый имеет свой уникальный набор дизайнерских решений.

      Окна

      — безусловно, самый распространенный источник дневного света.Окна, специально используемые для дневного света, обычно реализуются на этапе проектирования, поскольку в это время легче справиться с высотой оконной головки и контролем бликов.

      Мансардные окна

      являются обычным верхним источником освещения и реализуются на этапе проектирования. Мансардные окна могут быть пассивными или активными, хотя большинство мансардных окон пассивны. Активные световые люки — это окна, которые имеют систему зеркал внутри светового люка, отслеживающую Солнце, и предназначены для пропускания большего количества солнечного света, направляя свет в дом.

      Трубчатые светильники

      , также известные как солнечные трубки, представляют собой световые каналы, которые позволяют свету проникать с крыши и отражаться через зеркала в дом. В последние годы они стали более популярными для верхнего освещения. Во многом это связано с тем, что их легче установить в проектах модернизации, чем световые люки, и они дешевле для домовладельца.

      Устройства перенаправления

      принимает падающий солнечный свет и направляет его на потолочное пространство. Они призваны уменьшить блики и увеличить проникновение дневного света. Эти устройства обычно бывают двух видов: жалюзийные системы или большой горизонтальный элемент.Горизонтальные элементы принято называть световыми полками.

      Солнцезащитные устройства

      часто используются для управления усилением солнечного излучения и потенциальным ослеплением из окон. К этим затеняющим устройствам относятся навесы и жалюзи.

      Элементы управления электрическим освещением, реагирующие на дневной свет

      включает фотоэлементы, которые воспринимают доступный свет и действуют соответствующим образом, приглушая или выключая электрическую систему освещения в ответ.

      Солнечные трубки могут стоить всего 500 долларов (этот старый дом), в то время как большинство домовладельцев тратят около 600-1000 долларов на окно, добавленное к дому (советник по дому).Проектирование нового здания с использованием эффективных естественных осветительных приборов может незначительно или бесплатно добавить к общим затратам на строительство дома.

      В зависимости от того, насколько компенсировано искусственное освещение, окупаемость реконструкции естественного освещения может составлять от 5 до 50 лет (с учетом только использования освещения). Общая окупаемость может быть значительно снижена, если светильники естественного освещения будут установлены на южной стороне вашего дома, так как вы получите преимущества пассивного солнечного обогрева от светильника. В Огайо потери энергии из окон на северной, восточной и западной стороне дома всегда являются чистыми потерями из-за кондуктивных потерь, в то время как окна в пределах 30 градусов от истинного юга представляют собой выигрыш энергии (из-за увеличения солнечной радиации зимой).


      Ресурсы

      1. «Расположение под солнцем: пассивное отопление и дневной свет» от greenbuildingadvisor.com — Как создать дизайн вокруг солнца, чтобы снизить потребности в отоплении и освещении.
      2. «Стратегии пассивного проектирования солнечных батарей» от Национальной лаборатории возобновляемых источников энергии — большой документ с подробным обсуждением стратегий пассивного проектирования жилых домов в Колумбусе, штат Огайо.
      3. «Дневное освещение» по уровням, веб-сайт экологичного дизайна зданий — статья, в которой обсуждаются источники дневного света, как максимизировать проникновение дневного света и как пассивно улучшать уровни внутреннего освещения.
      4. «Дневной свет» Грегга Д. Андера из FAIA Southern California Edison; обновлено Федеральной программой управления энергопотреблением (FEMP) Министерства энергетики США — подробный обзор применения этих устройств и технологий естественного освещения.
      5. Трубчатый световой люк Фирма
      6. «Привнесите естественный свет, не добавляя окон» от This Old House — короткая статья, в которой обсуждается стоимость световой трубки для естественного освещения по сравнению с обычной оконной установкой.
      7. «Сколько стоит установка окон» от homeadvisor.com — Анализ затрат на добавление 1-10+ новых окон в доме.
      8. «Эффективность освещения» Центра климатических и энергетических решений — Обсуждение всех аспектов эффективности освещения, включая краткое обсуждение соображений об источниках естественного освещения.

      Искусственное освещение и поведение детенышей морских черепах

      Рядом с моим пляжем есть и другие огни, которые видны с пляжа. Зачем мне модифицировать фары?
      Любое уменьшение количества искусственного света, попадающего на пляж для гнездования, помогает морским черепахам.По мере уменьшения освещения у птенцов, появляющихся в лунные ночи и в местах, удаленных от освещенной территории, будет больше шансов найти море.

      Можно ли защитить птенцов, увеличив количество огней на пляже для гнездования, чтобы предотвратить гнездование черепах?
      Хотя искусственное освещение обычно препятствует гнездованию морских черепах, многие из них гнездятся на освещенных пляжах. Очевидно, уровень искусственного освещения, необходимого для неправильного направления вылупившихся птенцов, намного ниже уровня, необходимого для предотвращения гнездования.Но даже если бы пляжи были освещены до такой степени, что не было бы гнездования, вылупившиеся на соседних пляжах птенцы пострадали. Тем не менее, изгнание морских черепах с пляжей для гнездования означает, что для них потеряна важная среда обитания; следовательно, это невыгодная стратегия сохранения.

      Насколько ярким может быть свет, не затрагивая детенышей или взрослых морских черепах на пляже?
      К сожалению, никакие простые измерения интенсивности света не могут определить, будет ли источник света проблемой.Влияние искусственного освещения на морских черепах может даже усилиться по мере уменьшения уровня окружающего освещения в темные безлунные ночи. Поскольку любой видимый свет от искусственного источника может вызвать проблемы, наиболее надежными «инструментами», которые можно использовать при принятии решения о проблемном освещении, могут быть глаза человека-наблюдателя на пляже для гнездования. Любой источник света, излучающий свет, который виден с пляжа, может создать проблемы для гнездования морских черепах и их вылупившихся птенцов.

      Что нужно делать с детенышами, обнаруженными на пляже, неправильно направленными?
      Детенышей морских черепах, обнаруженных блуждающими вдали от океана, следует отвести в затемненную часть пляжа и позволить им самостоятельно выйти в прибой.Те, кто не ползет энергично, могут быть помещены в воду и позволены уплыть. Во всех случаях следует уведомлять местные агентства по природным ресурсам или охране окружающей среды. (Звоните 1-888-404-FWCC)

      Кого я должен уведомить о свете, который виден с пляжа, где гнездятся морские черепахи?
      Необходимо связаться с владельцем или жителем собственности, где расположен источник света. В большинстве случаев люди просто не осознают, а не равнодушны. Также следует уведомить местные органы власти по охране природы.Все большее число прибрежных общин принимает постановления, запрещающие освещение пляжа в период гнездования. Офисы по обеспечению соблюдения Кодекса часто контролируют исполнение этих постановлений. Если в вашем районе неадекватно регулируется пляжное освещение или проблемы с освещением сохраняются, частные природоохранные организации могут помочь. В Приложении I приведен список государственных и негосударственных природоохранных организаций.

      У меня нет возможности выключить проблемный свет, который находится на моем участке.Что может быть сделано?
      Светильники, не имеющие удобных двухпозиционных выключателей, чаще всего контролируются коммунальным предприятием. Владельцы собственности должны связаться с организацией, которой оплачиваются счета за электроэнергию или кому производятся платежи по аренде освещения.

      Повлияет ли освещение на пирсе на морских черепах на соседнем пляже?
      Да. Освещение на опорах очень сложно заслонить от пляжа. Детеныши на соседних участках пляжа могут расползаться на большие расстояния в направлении освещенного пирса.Птенцы, попадающие в воду возле пирса, могут задерживаться в лучах света под освещенной конструкцией и становиться добычей рыбы, также привлеченной светом, вместо того, чтобы рассеиваться вдали от берега.

      Будет ли размещение ярких огней на морских платформах направлять детенышей в воду с освещенных пляжей?
      Освещение океана для вывода детенышей в море не только является слишком дорогим и сложным решением, но, вероятно, создаст дополнительные проблемы. Освещение на воде может помешать рассредоточению птенцов и увеличить смертность от хищничества рыб.

      Стандарты внешнего искусственного освещения

      Чтобы предотвратить освещение границ юрисдикции или прилегающих водоемов внешним искусственным освещением во время сезона гнездования, должны быть приняты следующие меры для уменьшения или устранения негативного воздействия нового или существующего искусственного освещения:

      (a) Внешние светильники искусственного освещения в пределах прямой линия прямой видимости пляжа должна быть спроектирована, размещена, изменена или удалена таким образом, чтобы:

      • Точечный источник света или любая отражающая поверхность осветительной арматуры не была видна непосредственно с пляжа.
      • Территория в пределах юрисдикции прямо или косвенно не освещается.
      • Территория в пределах юрисдикции не освещена кумулятивно.
      (b) Для уменьшения или устранения негативного воздействия нового или существующего искусственного освещения береговой линии посредством соответствующей конструкции должны быть приняты такие меры, как, но не ограничиваясь ими: поверхность светильника исчезла или больше не видна с пляжа.
    • Замена светильников с открытым источником света на светильники, содержащие утопленные источники света или экраны.
    • Замена традиционных лампочек на лампы типа «жучок желтого цвета» мощностью не более двадцати пяти (25) Вт или натриевые лампы низкого давления.
    • Замена ненаправленных светильников полностью экранированными направленными светильниками, направленными вниз и в сторону от пляжа.
    • Замена светильника с прозрачным или полупрозрачным покрытием на светильники с непрозрачными экранами, покрывающими дугу не менее ста восьмидесяти (180) градусов и проходящими на соответствующее расстояние ниже нижнего края светильника со стороны моря, так что источник света или любая отражающая поверхность светильника не видна с пляжа.
    • Замена полюсных фонарей на низкопрофильные светильники низкого уровня на высоте не более 48 дюймов над землей, такие как настенные светильники, невысокие тумбы и светильники, расположенные на уровне земли, чтобы источник света или любая отражающая поверхность светильника не видна с пляжа.
    • Замена лампы накаливания, люминесцентного и высокоинтенсивного освещения на натриевое освещение низкого давления с наименьшей мощностью, возможное для конкретного применения.
    • Посадка или улучшение ландшафтной растительности в соответствии с правилами землеустройства (глава 9.5-345 критериев экологического проектирования) между источником света и пляжем для защиты от солнечного света.
    • Строительство барьеров на уровне земли в соответствии с правилами землеустройства (глава 9.5-345 Критерии экологического проектирования) для защиты источников света от пляжа.
    • Ограничение внешнего освещения, используемого исключительно в целях безопасности. Любое такое разрешенное освещение должно соответствовать мерам, изложенным в этом разделе, чтобы уменьшить или устранить негативное воздействие на морских черепах.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *