Архитектурно-художественное освещение
В процессе проектирования архитектурно-художественного освещения выбор светильников и метода освещения, в первую очередь, зависит от назначения здания. При подсветке фасада жилого дома, прежде всего, стараются не допустить излишней засветки окон. Фасады зданий на главных магистральных улицах и в особенности здания, представляющие собой лицо города, освещают наиболее насыщенно. В настоящее время используют светильники белого света и светильники системы RGB, позволяющие изменять цветность излучения и создавать динамические эффекты. То есть изменять цвет излучения по заданной программе.
Освещение фасадов зданий и памятников разделяют на заливающее освещение и акцентирующее освещение. Заливающее освещение – это общее освещение фасада здания или памятника, при котором отсутствует значительное выделение светом отдельных элементов на освещаемой поверхности. Хотя за счет рельефности поверхности освещаемого объекта могут возникнуть тени, способствующие такому выделению. Заливающим освещением может быть освещена часть фасада.
Акцентирующим освещением преднамеренно выделяют светом отдельные архитектурные элементы (статуи, колонны, декоративную лепнину) на неосвещенном или менее освещенном фоне. Разновидностью акцентирующего освещения является локальная (местная) подсветка. В этом случае светом выделяют отдельные участки фасада, которые не содержат значимых архитектурных элементов, отличающих их от других частей фасада. Например, подсветку определенного количества межоконных простенков часто относят к локальной подсветке.
Архитектурно-художественное освещение фасадов зданий и памятников относится к наружному освещению и должно вносить ощутимый вклад в создание комфортной световой среды города.
На Рис.1…5 показаны освещенные фасады нескольких домов, расположенных на Тверской улице в Москве. Проектирование архитектурно-художественного освещения этих фасадов выполнено в ОАО «НИПИ ТЯЖПРОМЭЛЕКТРОПРОЕКТ». Строительно-монтажные работы и испытания систем освещения выполнены ОАО «Татэлектромонтаж» (ОАО «ТАТЭМ»).
Примеры подсветки фасадов
Подсветка фасада, Тверская, 7
Рис. 1. Тверская ул., дом 7
Здание Центрального Телеграфа, построенное в 1927 году. Для подсветки фасада использовано акцентирующее освещение межоконных простенков, и локальное освещение верхней части фасада.
Подсветка фасада, Тверская, 9
Рис. 2. Тверская ул., дом 9
Одно из красивейших зданий Тверской улицы. Этот жилой дом, построенный в 1946-1949 г. включен в категорию ценных градоформирующих объектов. Фасад здания украшен большим количеством архитектурных элементов: колоннами и пилястрами, карнизами и декоративной лепниной, эркерами и фронтоном. Для подсветки фасада использовано акцентирующее освещение архитектурных элементов и карнизов, а так же локальная подсветка межоконных простенков.
Подсветка фасада, Тверская ул., 19
Рис. 3. Тверская ул., дом 19
Жилой дом, построенный в 1949 году. Подсветка фасада включает в себя акцентирующее освещение колонн, пилястров, карнизов и некоторых архитектурных фрагментов, а так же локальную подсветку межоконных простенков.
Подсветка фасада, Тверская ул., 27с2
Рис. 4. Тверская ул., дом 27с2
Жилой дом. По краям фасада украшен большими колоннами, освещенными с двух сторон прожекторами. Для освещения фасада использованы в основном светильники системы RGB. Можно выделить акцентирующее освещение колонн и карнизов, а так же локальную подсветку межоконных простенков.
Подсветка фасада, Моховая ул., 15/1
Рис. 5. Моховая ул., дом 15/1(Гостиница «Националь», Фрагмент фасада на пересечении Тверской и Моховой улиц)
Здание заслуженно включено в перечень памятников архитектуры. Архитектурно-художественное освещение фасадов этого дома придает архитектурному облику Манежной площади значительно более привлекательный вид.
Управление освещением показанных фасадов выполняется дистанционно с Центрального диспетчерского пункта (ЦДП) ГУП «Моссвет». Для управления световыми приборами использованы контроллеры, поставляемые ООО «САНДРАКС», которые обеспечивают автоматизированное интеллектуальное управление освещением по заданной программе. Для светильников системы RGB управлению подлежит не только группа осветительных приборов, а каждый светильник в отдельности.
В настоящее время выполняется много работ по созданию в Москве единой светоцветовой среды города. Подсветка фасадов зданий выполняется на Ленинградском проспекте и Ленинградском шоссе, на Садовом кольце и Бульварном кольце. В основном на наиболее красивых улицах и площадях Москвы. В работах принимают участие десятки проектных и электромонтажных организаций, такие как ООО «Светосервис», ООО «Новая Система» и многие другие. Все работы координирует ГУП «Моссвет».
Проектирование архитектурно-художественного освещения
Проектирование архитектурно-художественной подсветки фасадов зданий в значительной степени отличается от проектирования других видов освещения. Здесь значительный объем работ связан со светотехническими расчетами, по результатам которых конструируются узлы и конструкции для крепления осветительных приборов. Кроме того, для выполнения проекта освещения необходимо с высокой точностью произвести замеры всех элементов фасада и выполнить архитектурные чертежи планов фасадов, которые являются подложками для расстановки светильников и прокладки электрических сетей. Ниже описана примерная последовательность проектирования.
— Получение технического задания. В техническом задании на проектирование указывают фасады конкретных зданий, для которых необходимо спроектировать архитектурно-художественное освещение и принятую концепцию освещения фасадов.
— Обследование здания. При обследовании здания выбирают места установки щита освещения и шкафа системы управления, места прокладки электрических кабелей и кабелей системы управления до выхода на фасад и по фасадам здания. Определяются оптимальные места установки автоподъемников для работ на фасадах.
На первых этажах освещаемых зданий часто расположены магазины, имеющие рекламные вывески с подсветкой. При обследовании фасадов необходимо выявить, насколько эти вывески освещают нижнюю часть фасада. Так же следует определить влияние светильников наружного освещения и расположенных на кровлях ближайших домов крышных рекламных установок.
— Выбор светильников. Для архитектурно-художественного освещения используют светильники наружного освещения, как правило, специально предназначенные для этих целей. Осветительные приборы должны иметь кривые силы света (КСС), позволяющие спроектировать осветительную установку с требуемыми параметрами. Для подсветки фасадов обычно используют прожектора (светодиодные и металлогалогенные (МГЛ)) с углами рассеивания от 5-10 до 60 градусов и светодиодные светильники с углами излучения 20 — 40 градусов.
Следует учитывать, что при использовании осветительных приборов европейских производителей приводимые ими значения углов рассеивания прожекторов и углов излучения светодиодных светильников могут не соответствовать углам, определяемым по стандартам России. В соответствие с отечественными стандартами угол рассеивания прожектора ограничивается областью меридианных углов, в пределах которых сила света превышает 10% от максимального значения (п.11.7 ГОСТ Р 54350-2011). При асимметричном светораспределении углы рассеивания определяют для двух плоскостей симметрии. Для светодиодных светильников используют параметр «угол излучения» (п. 3.4 ГОСТ Р 54814-2011). Его определяют по падению силы света на 50%. Поэтому всегда необходимо подбирать светильник по его КСС, а не по тому параметру, который придумали переводчики и записали его в паспорт светильника.
Осветительные приборы выбирают в зависимости от выбранной концепции освещения фасада. Для подсветки фасадов всех домов улицы или проспекта может быть принята единая концепция. Причем концепция светотехнических приемов подсветки фасадов для главных магистральных улиц города может существенно отличаться от концепции освещения улиц районного значения.
Рекомендации по цветовым температурам предпочтительно используемых осветительных приборов содержатся в п 7.95 СП 52.13330.2011.
— Расстановка светильников. Осветительные приборы расставляют так, чтобы максимально точно реализовать принятую концепцию подсветки элементов фасада. Светильники не должны оказывать слепящего воздействия на водителей транспорта, на пешеходов, на жильцов дома, как освещаемого фасада, так и живущих в домах на противоположной стороне улицы. Кроме того должен быть выполнен анализ видеообзора установленных на здании видеокамер. При необходимости должны быть спроектированы защитные экраны, предотвращающие попадание прямого излучения осветительных приборов в поле зрения видеокамер наблюдения.
На плане фасада отдельно стоящие светильники могут быть отображены в любом удобном масштабе. Светильники, устанавливаемые в линию, отображают в том же масштабе, в котором выполнен план фасада. Как правило, план расстановки светильников является строительным чертежом, по которому выполняется монтаж осветительных приборов. При использовании кронштейнов и конструкций для крепления светильников на отдельных чертежах показывают все узлы крепления. При необходимости указывают все необходимые размеры, позволяющие правильно установить светильники.
Колонны и пилястры освещают прожекторами с узким лучом рассеяния. Что бы осветить колонну по всей длине необходимо устанавливать прожектор строго на определенном расстоянии от колонны. При слишком близком расположении прожектора относительно колонны, или в случае неправильного выбора его угла нацеливания будет освещена только часть колонны. В худшем случае прожектор создаст светлое пятно на колонне (или на другой части фасада здания) с очень большой яркостью.
Карнизы и протяженные аттики освещают специальными линейными светильниками, позволяющими создать длинную светящуюся линию с однородным световым излучением.
Для освещения межоконных простенков используют прожекторы или отдельно стоящие линейные светильники.
Архитектурные ансамбли и скульптуры, в которых важным элементом являются их цвета, освещают светильниками с индексом цветопередачи не менее 80. Для этого, как правило, используют прожекторы с металлогалогенными лампами.
В соответствии с СП 52.13330.2011 средняя яркость фасадов при заливающем цвете, в зависимости от значимости здания, может находиться в пределах от 3 до 10 кд/м2. При акцентирующем освещении яркость отдельных элементов фасада может быть существенно больше.
Расстановке светильников могут мешать наружные блоки кондиционеров, водосточные трубы, крепежные элементы тросовой подвески светильников наружного освещения, размещенные на фасадах зданий рекламные баннеры. Наличие этих мешающих элементов выявляется на этапе обследования здания.
— Выполнение светотехнических расчетов. В результате выполнения данных расчетов необходимо получить информацию об оптимальном пространственном положении светильников относительно фасада здания. В результате выполнения большого количества вычислений определяют оптимальные расстояния от светильников до фасада, а также углы между оптическими осями светильников и плоскостью фасада.
Коэффициенты отражения поверхностей фасадов приближенно можно оценивать по Таблице 29 СП 52.13330.2011.
При расстановке светильников и выполнении светотехнических расчетов необходимо учитывать влияние рекламных вывесок магазинов и других источников света на общее освещение фасада. В случае, если рекламные вывески магазинов отсутствуют на фасаде освещаемого дома, но присутствуют на фасадах соседних домов, то целесообразно усилить яркость освещаемого фасада в нижней его части, что бы световую среду улицы сделать более однородной. Так же можно увеличить яркость отдельных участков нижней части фасада здания, если другие аналогичные части фасада освещены рекламными вывесками магазинов.
Для выполнения расчетов используют специальные программы, например DIALux, позволяющие сравнительно быстро выполнить расчеты. На практике в процессе светотехнических расчетов может возникнуть необходимость замены ранее выбранных светильников. То есть процессы выбора светильников и светотехнических расчетов идут параллельно.
Для утверждения выполненного проекта архитектурно-художественного освещения здания выполняют визуализации – реалистичные изображения освещаемых фасадов. Хорошую визуализацию неподготовленные люди часто путают с реальной фотографией. В визуализации показывают вклад каждого осветительного прибора в общее освещение фасада с учетом мощности, углов излучения и цветовой температуры светильника.
— Проектирование конструкций для установки светильников. По результатам проведенных светотехнических расчетов разрабатывают кронштейны для установки прожекторов и конструкции для установки линейных светильников. Эти конструкции должны обеспечить надежную фиксацию осветительных приборов. Некоторые типы светильников комплектуются кронштейнами, позволяющими крепить светильник на заданном удалении от фасада, но далеко не всегда этих конструкций бывает достаточно.
Конструкции для крепления светильников должны позволить закрепить светильники в нужных местах и осветить, например, декоративную лепнину и другие архитектурные элементы, не нарушая их целостность. Сверление отверстий в фасадах для установки крепежных узлов не должно повлечь за собой порчи архитектурных элементов. Особенно бережно относятся к декоративной лепнине.
— Проектирование электрощитов. Для питания осветительной установки необходимо спроектировать щит освещения. В зависимости от места установки щита освещения (внутри здания или на открытом воздухе) к щитам предъявляются разные требования. В случае установки щита на улице необходимо выполнить требования ГОСТ Р 51321.5-2011.
Групповые линии подключают через контакторы, позволяющие использовать дистанционное управление светильниками. Все отходящие линии должны быть защищены от сверхтока и токов утечки (Глава 6.4 ПУЭ 7 изд.).
— Проектирование системы управления светильниками. Как правило, осветительные установки всех зданий, расположенных на одной улице или в одном районе, управляются централизовано. Для этого осветительная установка комплектуется шкафом управления, обеспечивающим управление световыми приборами по радиоканалу с диспетчерского пульта. Эти шкафы управления должны обеспечивать тестовый режим для наладки осветительной установки и автономный режим, при котором светильники управляются от подключенного к шкафу управления компьютера.
В последнее время широкое использование находят светодиодные светильники систем RGB и RGBW, позволяющие изменять цветность излучения. Такой светильник может по заложенной в осветительную установку программе излучать свет любого цвета радуги, а так же обеспечивать многообразие промежуточных цветов. Для управления такими светильниками кроме электрического питания к ним прокладывают кабели управления.
— Прокладка электрических сетей и кабелей системы управления. Электропроводки для системы архитектурно-художественного освещения прокладывают по фасадам зданий с соблюдением всех требований ПУЭ для наружных электропроводок. Электрические кабели должны отвечать требованиям пожарной безопасности по ГОСТ 31565-2012 .
При установке электрического щитка освещения внутри здания до выхода на фасад кабели прокладывают соответственно и по внутренним помещениям зданий. Для защиты кабелей от внешних воздействий обычно используют стальные короба по ГОСТ Р МЭК 61084-1-2007 и ГОСТ 20803-81. Короба могут быть покрашены под цвет фасада. Сейчас появились технологии, позволяющие наносить на короба пластиковые покрытия так же под цвет фасада здания. Пластиковое покрытие намного надежнее, чем окрашивание короба краской.
Кабели управления к светильникам RGB могут быть проложены в отдельном коробе, или в одном коробе с перегородкой совместно с электрическими кабелями.
— Выполнение проектов ПОДД и ПОС. При выполнении строительно-монтажных работ по устройству осветительных установок на фасадах зданий неминуемо приходится занимать тротуары и частично проезжую часть улиц. Поэтому выполняется проект организации дорожного движения (ПОДД), в соответствии с которым представители Госавтоинспекции города на время работ вносят коррективы в движение автотранспорта по улице.
Также необходим проект организации строительства (ПОС), который должен учитывать все особенности строительных работ в условиях стесненной городской застройки. В нем разрабатываются календарный план строительства, мероприятия по охране труда и предотвращению аварийных ситуаций.
— Cогласование проектов. Процесс согласования осветительных установок занимает довольно продолжительное время. При двухстадийном проектировании в соответствие с ГОСТ Р 21.1001-2009 часть согласований выполняют на стадии проектной документации (согласования с собственниками здания, с электроснабжающей организацией и с организацией, отвечающей за наружное освещение города), и часть на стадии рабочей документации. Прежде всего, рабочая документация согласовывается в Ростехнадзоре. Наиболее сложно согласовывать памятники архитектуры, представляющие собой доминанты города.
Строительно-монтажные работы
Монтаж светильников и электрических сетей на фасаде имеет свои особенности: работы выполняются на большой высоте с автоподъемников. Здесь на первое место выходит квалификация электромонтажников. Так как даже для восстановления одного некачественно выполненного контакта между проводниками к месту ремонта необходимо вызывать автовышку.
Много проблем могут вызвать линейные светильники, образующие одну светящуюся линию. Здесь достаточно ошибки при измерении длины фасада или его частей на 10 – 20 сантиметров, что бы один светильник оказался лишним, или наоборот может не хватить осветительного прибора для завершения линии.
Пуско-наладочные работы
По завершению строительно-монтажных работ в соответствии с ГОСТ Р 50571.16-2007 осуществляются испытания всей осветительной установки. Затем выполняют юстировку осветительных приборов. Такая юстировка необходима тогда, когда несколько осветительных приборов освещают однотипные участки фасада, например колонны. При отсутствии юстировки некоторые колонны могут быть освещены неравномерно.
Далее выполняется настройка системы управления, которая позволяет в заданное время включать и отключать светильники. Системы управления могут быть автономными, либо подключенными посредством радиоканала с диспетчерским пультом, откуда производится дистанционное управление различными осветительными установками.
Завершающим этапом создания осветительной установки архитектурно-художественного освещения является ее программирование. Причем, как правило, осветительная установка программируется по-разному для повседневного режима и для праздничных дней.
Виктор Чернов
К ОГЛАВЛЕНИЮ (Все статьи сайта) 03.05.2015.
electromontaj-proekt.ru
7 советов по выбору архитектурных светильников
Содержание статьи
Художественная подсветка того или иного архитектурного сооружения – это один из лучших способов, сделать объект ярким и запоминающимся. Этот прием активно используют для придания неповторимого имиджа различным коммерческим или общественным сооружениям. С помощью подсветки можно удачно выделить, например, конкретный торговый или развлекательный центр из множества других, что однозначно привлечет большее количество посетителей. В городах, где активно развита туристическая сфера, подсветку применяют для создания эффектных световых композиций в темное время суток, подсветки памятников архитектуры и крупных сооружений. Это может быть как небольшая скульптура, так и фасад старинного дома, который относится к историческим памятникам. Однако наибольшее впечатление, конечно же, производят масштабные строения, например, мосты или небоскребы, чье величие выгодно подчеркивает особая подсветка. Чтобы создать подобную красоту необходимо быть профессионалом в сфере светового дизайна и разбираться в типах подсветки. Также нужно понимать, что под каждый конкретный проект необходимо подбирать разные виды осветительных приборов. В этой статье мы расскажем, какие бывают способы подсветки, дадим советы по выбору архитектурных светильников и рассмотрим их основные типы.

1. Направления архитектурного освещения
Современный образ жизни диктует свои правила для многих сфер нашей жизни. Это коснулось и такой, казалось бы, простой вещи, как архитектурное освещение. Нельзя не заметить, что с тех пор как в начале XIX века подсветка впервые была применена для украшения фасадов зданий, это направление стремительно росло и развивалось. На сегодняшний день это переросло в настоящее искусство, по праву занимающее отдельную нишу в сфере дизайна. На самом деле работа со светом является очень сложной и требует от специалиста высокого уровня профессионализма. Он не только должен обладать пониманием работы со светом и тенью, но и уметь создавать экономически и практически выгодные проекты. На данный момент дизайнеры по свету выделяют три основных направления художественного освещения:
- Освещение фасадов городских строений – используется для создания красивого облика города в ночное время. Если имеется ввиду подсветка различных коммерческих зданий, то помимо эффектного вида преследуется и цель привлечь как можно больше посетителей в заведение. Будь то развлекательный центр или торговая площадка;
- Освещение частных домов, коттеджей, загородных строений – используется не только в том случае, если здание имеет интересную конфигурацию и необычный фасад, чью красоту хотелось бы подчеркнуть хозяину, но и в целях безопасности. Ведь в хорошо освещенный объект злоумышленнику намного труднее проникнуть незамеченным;
- Освещение различных объектов, относящихся к культурному достоянию. Например, статуй, памятников, малых и средних архитектурных форм. Используется для привлечения интереса к тому или иному историческому памятнику и формированию у созерцателя правильного восприятия картины.
Разница между этими направлениями заключается не только в размере объекта и месте его расположения, но и в типах используемых источников света. Например, при организации системы освещения загородных коттеджей предпочтение отдается светодиодным или галогеновым светильникам небольших размеров. Да и в остальных случаях необходимо заботиться не только об эстетике, но и об экономической выгоде ввиду постоянного повышения тарифов на электроэнергию. Поэтому светодиоды постепенно вытесняют обычные лампы.
2. Основные приемы архитектурного освещения
Прежде, чем приступить к рассмотрению различных видов светильников, которые могут быть использованы для организации системы освещения, необходимо разобраться, какие бывают виды архитектурного освещения. В зависимости от типа объекта и желаемого результата, различают 7 способов подсветки:
- Общая или заливающая – используется при необходимости выделить отдельно стоящий объект или сооружение, в том числе крупные памятники культуры, церкви или соборы. Подобный тип подсветки можно реализовать, используя RGB, белые и янтарные прожекторы для художественного освещения зданий. Способ позволяет в полной мере передать значимость и масштабность объекта, а также обеспечить его целостное восприятие. Подсвечивается весь объект полностью и некоторая часть прилегающей территории. Однако необходимо понимать, что при заливающей подсветке, прожекторы устанавливаются непосредственно перед зданием, на некотором удалении от него либо же на столбах и направляются на фасад. Поэтому часть довольно яркого света будет постоянно проступать сквозь его окна, что может приносить значительный дискомфорт. Из-за этого не рекомендуется выбирать подобную систему подсветки для построек, где постоянно находятся люди, например, для гостиниц или крупных офисных центров;
- Локальная подсветка – применяется для выделения какого-либо отдельного элемента или небольшой зоны. Это может быть, например, красивый карниз или балкон, фриз, оконный проем необычной формы или свод. Такой прием призван обратить внимание на эффектные детали, которые в противном случае могут остаться незамеченными. Для реализации такого освещения чаще всего используются настенные светильники небольших размеров и малой мощности, которые крепятся непосредственно вблизи подсвечиваемого объекта. Также могут применяться линейные светодиодные светильники, которые значительно меньше по габаритам, нежели привычные люминесцентные лампы;
- Фоновая или силуэтная подсветка – реализуется с помощью мощных прожекторов заливающего типа, которые устанавливаются перед объектом под определенным углом. Их задача — создать светящийся фон, который станет выгодной основой для эффектного и четкого выделения контуров фасада. Чаще всего такой тип подсветки используется при необходимости подчеркнуть величие и красоту различных замков или театров, зданий с колоннами. Контуры становятся четкими, графичными и ярко выраженными;
- Контурная подсветка – реализуется с помощью светодиодных светильников линейного типа. Из названия ясно, что осветительные приборы устанавливаются по контурам того или иного объекта и выгодно подчеркивают нестандартные силуэты;
- Система «световой фасад» — применяется для подсветки современных многоэтажных бизнес или торговых центров. В принципе, может применяться для любых объектов, чьи фасады выполнены из пластика или стекла. Отличие данной системы заключается в том, что осветительные приборы устанавливаются за стеклом, а их световой поток направляется на оконный проем таким образом, что создается статичный или динамичный эффект. Сами светильники могут быть как монохромными, так и RGB;
- Цветодинамическая подсветка реализуется с помощью управляемых прожекторов, светодиодных линеек, точечных и других светильников. Данная система подсветки может применяться во всех вышеперечисленных типах, то есть быть как заливающей, так и контурной и т.д. Ее отличие заключается в том, что управляемые светильники могут работать на разных режимах – с плавным затуханием и возрастанием яркости, с изменением цветового спектра и синтезом цвета, что позволяет добиться потрясающих эффектов. Такая подсветка широко применяется для создания особого дизайна фонтанов;
- Подсветка в виде цветовой графики – так же создается с помощью управляемых светильников, которые могут менять цвет свечения в зависимости от применяемой яркости. Методом регулировки данного параметра на фасадах зданий создаются интересные цветовые рисунки, которые могут состоять как из сплошных светящихся линий, так и из отдельных точек.
3. Что учесть при разработке системы освещения?
Создание системы освещения того или иного объекта должно начинаться с разработки дизайн-проекта, который не только позволит иметь четкое представление о конечном результате работы, но и рассчитать необходимое количество светильников и подобрать наиболее подходящий тип оборудования. Чтобы создать подсветку, которая действительно сможет эффектно и выразительно подчеркнуть красоту объекта, необходимо учитывать следующие факторы при разработке проекта:
- Расположение объекта и его роль в общей городской картине. Подсветка жилого здания будет значительно отличаться от подсветки развлекательного центра или старинного собора;
- Его размер, фактуру, цвет облицовочных материалов и стиль исполнения. Принадлежность постройки к тому или иному архитектурному стилю по умолчанию определяет и стиль самой системы освещения, которая ни в коем случае не должна ему противоречить;
- Наличие или отсутствие подсветки соседних зданий и сооружений, которая может влиять на результат. Даже блики от самых обычных уличных фонарей могут представлять собой препятствие, которое необходимо умело сгладить;
- Расстояние, с которого предполагается наблюдать объект и углы обзора. Взяв во внимание эти факты, будет возможно создать подсветку, которая в максимально выгодном свете подчеркнет достоинство объекта со всех видимых сторон;
- Возможность установки того или иного типа светильников. Ввиду близкого расположения объекта к тротуару или проезжей части, или другому объекту, не всегда представляется возможным использовать такое оборудование, как, например, прожекторы.
Также необходимо поинтересоваться, существуют ли в вашем городе законы или правила, которые регламентируют порядок и организацию уличной подсветки. К сведению – в Москве в 2008 году был принят и утвержден закон «О концепции единой световой среды города Москвы», который имеет четкие рекомендация и ограничения не только касательно обустройства наружной подсветки, но и размещения наружной рекламы.

4. Требования к архитектурным светильникам
Так как светильники в большинстве своем расположены перед или на фасаде здания или другого объекта, к ним выдвигаются особые требования:
- Для обеспечения стабильной работы прибора и его защиты от преждевременного выхода из строя, лучше выбирать модели со степенью защиты от влаги не менее IP 65;
- Эксплуатация светильника не должна отличаться особой сложностью или требовать постоянного участия человека. Ведь иногда светильники располагаются на значительной высоте, и постоянно добираться до них, чтобы что-то подправить или отрегулировать может быть опасным;
- Светильники должны обладать достаточной мощностью и яркостью для того, чтобы реализация задуманного проекта удалась в полной мере;
- Немаловажную роль играет и экономическая сторона. Прибор должен потреблять минимальное количество электроэнергии, но при этом отвечать заявленным характеристикам мощности. Достичь такого можно только при использовании дорогостоящего оборудования, стоимость которого изначально, конечно, может оттолкнуть, но при несложных подсчетах экономический эффект станет очевидным;
- Монтаж осветительных приборов так же не должен быть слишком заумным или вызывать какие-либо сложности;
- Если проект предусматривает установку напольных светильников, выбирайте модели с противоударным стеклом;
- Все приборы должны обладать устойчивостью к резким перепадам температур и сохранять работоспособность и постоянство оттенка как при высоких, так и при низких температурах;
- Помимо этого светильники должны быть устойчивыми к механическим воздействиям;
- Долговечность приборов должна исчисляться несколькими годам;
- Возможная цветовая гамма не должна ограничиваться несколькими базовыми оттенками;
- Так же светильник в идеале должен иметь минимальные габариты, чтобы в дневное время суток, когда сам прибор будет видимым, он не портил внешний вид объекта;
- Сравнительно небольшим должен быть и вес прибора, крепление которого является настенным.
5. Параметры светильников
Определяющими параметрами при выборе осветительных приборов является угол их излучения и форма самого луча. В зависимости от значения угла, различают следующие виды светильников:
- У точечных моделей заливающего типа угол свечения достигает показателя 60-120 градусов. Наиболее часто они применяются для подсветки декоративных элементов фасадов, таких как барельефы или художественная лепнина, тумб, пилястр;
- Линейные светильники заливающего типа имеют угол излучения 45-120 градусов. Их целесообразно использовать для выделения архитектурных элементов приличной длины, например молдингов, карнизов, фронтов или контурной подсветки;
- Узконаправленными считаются светильники, имеющие угол освещения 8-45 градусов. Наиболее удачным считается их применение для локальной подсветки вытянутых объектов, не отличающихся значительной шириной. Например, для выделения узких межоконных проемов, величественных колонн или пилястр.
Еще один важным параметром является тип источника питания светильника. Различают следующие возможные варианты:
- Слаботочные или иными словами низковольтные светильники – работают при низких показателях напряжения – 12 или 24 В. Для их стабильной работы и защиты от перегрева необходимо использовать понижающий трансформатор, который будет преобразовывать напряжение от сети до заданных показателей и обеспечивать его постоянство. Слаботочные приборы имеют наибольший эксплуатационный ресурс и могут стабильно работать на протяжении десятка лет. А при постоянном режиме работы, который не превышает 8 часов в день, ресурс может и превысить отметки 10 лет. При использовании такого оборудования необходимо обеспечить особые условия для размещения блока питания, так как он является уязвимым элементом. Это является главным недостатком, так как не всегда возможно закрепить блок питания внутри здания или на его фасаде, как того требуют нормы. Также следует обращать внимание на показатели пыле и влагозащеннности корпуса оборудования;
- Более неприхотливыми и простыми в плане выполнения монтажных работ считаются сетевые светильники, способные работать напрямую от сети 220 В без необходимости преобразования или понижения напряжения. Они требуют лишь подведения источника тока непосредственно к месту своего крепления.
6. Типы архитектурных светильников
Мы уже говорили, что разработка дизайн-проекта системы освещения дает возможность подобрать оптимальные виды светильников под каждую конкретную задачу. В связи с этим существует большое количество самых разных как по способу установки, так и по используемому типу ламп светильников, которые позволят воплотить самые неординарные идеи.
- Для организации наружной подсветки фасадов различных по назначению зданий, прилегающей или отдельной территории, рекламных баннеров или щитов, объектов архитектуры в виде памятников или скульптур и даже фонтанов часто применяются светильники в виде прожекторов на солнечных аккумуляторах;
- Для создания эффектной подсветки контуров объектов сложной конфигурации, для акцентного освещения отдельных деталей фасадов или создания наружной рекламы широко применяется неоновая подсветка;
- Для подсветки высоких объектов наиболее выгодными с экономической точки зрения являются люминесцентные светильники;
- Большой популярностью пользуются светильники на основе светодиодов, которые отличаются экономичностью и разнообразием цветовой гаммы.
В зависимости от способа монтажа светильники могут быть выполнены в виде:
- Наземных столбиков – светодиодных или галогеновых;
- Подвесных светильников на основе светодиодов;
- Неподвижных настенных бра, которые используют для подсветки какой-то конкретной части фасада;
- Встраиваемых в открытый грунт;
- Встраиваемых в фасад здания или другую конструкцию;
- Настенных приборов с возможностью регулировки угла поворота и наклона светового луча.
7. Советы по выбору осветительного оборудования
Многие потребители в целях экономии стараются обойтись без помощи профессионалов и организовать систему подсветки своего объекта самостоятельно. Сразу хотелось бы отметить, что подобным образом реализовать задумку на приемлемом уровне можно лишь на небольших площадях. И то, вы рискуете столкнуться с такими распространенными ошибками, как:
- Образование световых пятен;
- Невыразительность конечной работы в связи с применением светильников с одинаковым оттенком свечения;
- Отсутствие желаемого эффекта восприятия. Ведь ключевой точкой в создании подсветки того или иного объекта, является вовсе не сам объект, а человек, который будет его созерцать.
Если все же вы решились на самостоятельный эксперимент, то советуем придерживаться следующих рекомендаций при выборе светильников:
- Определите его целевое назначение;
- Предпочитаемый тип ламп;
- Оптимальный способ установки или крепления оборудования;
- Конструкцию светильника;
- Необходима ли в данном случае возможность изменения угла наклона светильника? Если да, то выбирайте приборы с подвижным плафоном;
- В зависимости от климата, в котором будет эксплуатироваться оборудование, обращайте внимание на класс влагозащиты;
- Мощность светильника должна быть достаточной для обеспечения необходимого эффекта;
- В зависимости от типа объекта может возникнуть необходимость использования приборов минимального размера, которые не будут портить вид в дневное время суток;
- Выбор того или иного типа светильника должен быть экономически обоснованным;
- Срок службы должен быть достаточным для того, чтобы у вас была возможность на долгое время забыть о необходимости замены вышедшего из строя элемента.
И помните, что грамотно составленная и спланированная система освещения может преподнести любой объект в совершенно новом, более выгодном и интересном свете.
remstroiblog.ru
Архитектурно — художественное освещение
03 / октября / 2018

«Оперируя четырьмя измерениями света, возможно трансформировать
визуальный и эмоциональный облик любого архитектурно-пространственного решения».
Косицын А.А.
Архитектурно-художественное освещение – разновидность наружного освещения, направленная на создание определенного образа архитектурного строения и/или привлечения внимания наблюдателя к данному объекту. Архитектурное освещение способно как подчеркнуть имеющиеся архитектурные формы, так и визуально полностью трансформировать восприятие объекта. Является мощным инструментом для архитекторов и рекламных компаний.
Существует несколько основных подходов к формированию «светового образа» архитектурного строения.
Равномерное (заливающее) освещение. Наиболее распространенный подход. Предполагает равномерное освещение фасада по всему периметру здания. В некоторых случаях, применяется равномерное освещение части фасада здания. Существует правило по равномерности заливки светом. Так, перепад между средним уровнем освещенности и уровнем освещенности наиболее затененного участка, не должен превышать показатель 1/3. Физически, как правило, организуется на прожекторах заливающего света (угол раскрытия светового пучка 60-120 градусов), которые устанавливаются на опоры расположенные параллельно фасаду здания.
Комбинированным называется освещение, когда имеется равномерное освещение фасада, а отдельные элементы имеют более яркое освещение (так называемое акцентирующее освещение). В некоторых случаях, отдельные элементы наоборот затемняются.
Контурным называется освещение, когда фасад здания имеет подсветку только по контуру. Иногда применяется частичное контурное освещение, когда подсвечивается контур только одного элемента фасада. Обычно это контур крыши, но возможны и иные варианты. Возможно комбинирование контурной подсветки с другими подходами.
Внутреннее освещение (освещение на просвет). За счет специально спроектированного включения внутреннего освещения, на фасаде здания можно создавать световую графику (каждый оконный проем, как пиксель). За место основного внутреннего света, возможно, использовать дополнительную подсветку оконных проемов изнутри.
Декоративным освещением фасада здания называется такой тип освещения, при котором на фасаде изображается определенный световой орнамент.
По мимо классификации по подходам, так же архитектурно-художественное освещение делится на статическое и динамическое. Динамика может быть: по цветности и по яркости.
Динамическое освещение предполагает наличие DMX-контроллера, светильников с поддержкой управления по протоколу DMX и проводов управления (витопарный кабель).
Наиболее известные производители оборудования для архитектурного освещения с широкой линейкой светильников : IntiLED
К вопросу выбора оптики светового оборудования. На нижеприведенном рисунке линейные и точечные светильники расположены на фасаде без значимого удаления. a — линейный светильник с оптикой 15 градусов ; b — линейный светильник с оптикой 30 градусов ; c — линейный светильник с оптикой 60 градусов ; d — точечный светильник с оптикой 15 градусов ; e — линейный светильник с оптикой 30 градусов ; f — линейный светильник с оптикой 60 градусов.
Выбор оптики определяет пространственное распределение света, а соответственно «световую картину» получаемую на фасаде. К выбору оптики необходимо относиться крайне ответственно, т.к. в большей степени именно она определяет конечный результат художественного замысла.
К вопросу выбора цветовой температуры (CCT).
Цветовая температура, характеризующая цветность белого света является одним из ключевых инструментов формирования вечернего/ночного образа архитектурного объекта. Теплая цветность (2400-3000К) хорошо гармонирует с фактурой дерева, теплой палитрой цветов отделочных материалов. Теплая цветность характерна для многих строений имеющих архитектурную и историческую ценность. Холодная цветность (5000-6500К) хорошо гармонирует с бетоном, холодной и нейтральной палитрой цветов отделочных материалов. Как правило, характерна для минимализма, современных архитектурных строений и форм. Нейтральная цветность (4000К) будет уместна на любом фасаде. Ультра-холодная цветность (8000-12000К) хорошо контрастирует с теплой и нейтральной цветностью, создавая «театральный эффект» или выделяя отдельные архитектурные элементы с разной отделкой и/или покраской.
4 измерения света.
Интенсивность (световой поток) определяется мощностью и световой отдачей светового прибора.
Пространственное направление (сила света) определяется выбором оптики светового прибора.
Спектр (цветность света).
Время (статика или динамика изменения первых трех измерений).
Оперируя четырьмя измерениями света, возможно, трансформировать визуальный и эмоциональный облик любого архитектурно-пространственного решения.
svet72.com
Классическая архитектурная подсветка зданий и коттеджей
При выборе архитектурного освещения в первую очередь необходимо понять в каком стиле выполнен дом или здание. Если здание построено в классическом стиле, то тут, как правило, используется освещение в белых тонах преимущественно теплого оттенка. Очень важно понимать, что все осветительное оборудование должно быть светодиодным. Это позволит в первую очередь сэкономить приличную сумму на электроэнергии и избавит от лишних хлопот по замене ламп накаливания, срок службы которых не превышает 5000-10000 часов.Белыми направленными лучами фасадных светильников подсвечиваются выступающие фрагменты здания, колонны, карнизы, элементы лепки и конструкции крыши, а для подсветки контуров этажей возможно использование линейных светильников, дюралайта и светодиодной ленты.
Зачастую и классические здания подсвечиваются светильниками цветных оттенков, главное, чтобы они гармонировали в общем формате стилистического решения. Конечно, цвет больше будет оправдан для коммерческих целей, но света он дает меньше, постоянно находиться «в цвете» трудно, поэтому для частных коттеджей чаще выбираются классические оттенки.
Все здания в стиле модерн и более современные стили могут смелее использовать цветные RGB-светильники, здесь определяющими будут являться корпоративные цвета. Очень часто освещение фасада зданий выполняется заливным светом, причем любых оттенков и цветов. Главное здесь не перестараться с интенсивностью освещения, ведь здесь используются мощные светодиодные прожекторы (от 30 до 150 Вт).
В последнее время огромную популярность набирает архитектурная подсветка как частных, так и многоквартирных жилых домов. Если для многоквартирных домов, как правило, используются линейные светильники для архитектурной подсветки, которые подчеркивают контуры здания, то для частных домов и коттеджей мы рекомендуем устанавливать точечные лучевые светильники малой мощности, чтобы не мешали соседям, но хорошо освещали дом и участок.
ognimo.ru
Фасадное освещение: виды, принципы организации
Освещение фасадов зданий, сооружений, подсветка памятников уже давно, кроме чисто функционального назначения, играет доминирующую роль в создании художественного облика вечернего города. Архитектурное освещение зданий дает возможность выделить фасады или отдельные элементы из общей массы застройки, подчеркнуть акценты пространственного решения, привлечь внимание к декору или к отдельным оригинальным элементам отделки.
Световое оформление фасадов зданий с точки зрения внешнего восприятия экстерьера в темное время суток играет не меньшую роль, чем архитектурные решения по наружной отделке.
Виды фасадного освещения
При проектировании фасадного освещения необходимо учитывать градостроительные нормы, регламентирующие яркость и степень освещенности для городской застройки. Основные положения и рекомендации изложены в федеральном стандарте ПНСТ 2 8-2015 «Освещение архитектурное и функционально-декоративное». Согласно этому нормативному документу фасадное освещение зданий можно разделить на две большие группы, представленные несколькими направлениями.
Функционально-декоративное освещение
- Общее утилитарное освещение фасадов домов. Направлено на обеспечение безопасного передвижения людей и транспорта в ночное время. Осуществляется отдельно стоящими стационарными фонарями или светильниками с постоянно направленным потоком света, с креплением на фасадах на специальных кронштейнах. Иногда может быть совмещено с декоративной функцией, путем использования светильников в дизайнерских корпусах. Подсветка фасада дома, яркость свечения, площадь освещенности нормируются градостроительными и санитарными нормами.
- Декоративное освещение. Выделение светом архитектурных, дизайнерских и природных объектов, визуально формирующих окружающую среду.
- Световая технологическая разметка высотных габаритных размеров зданий или сооружений для обеспечения безопасности полетов согласно Приказу Федеральной аэронавигационной службы от 28.11.2007 года N 119. Выполняется прожекторами красного цвета, в случае нарушения единого архитектурного образа допускается общая заливка верхней части светом в темное время суток. Касается всех зданий высотой более 45 м, расположенных внутри застроенных микрорайонов или отдельностоящих.
Архитектурное или дизайнерское освещение
- Общая заливка фасада светом. Чаще всего используется для зданий высокой культурной или исторической ценности, памятников архитектуры, церквей, скульптурных памятников или фасадов небольшой площади. Осуществляется при помощи мощных прожекторов направленного света с применением цвета или без, с широким углом излучения, установленными на отдалении.
- Локальное освещение. Прием, применяемый с целью подчеркивания декоративно-пластических характеристик зданий при помощи осветительных приборов, закрепленных непосредственно на фасадах зданий и сооружений или участках территорий.
- Скрытая подсветка. Разновидность локального освещения, осуществляется накладными настенными светильниками, часто замаскированными элементами наружной отделки, с рассеянным световым потоком. Такая подсветка полностью преображает экстерьер в темное время суток.
- Акцентирующее освещение. Применяется для концентрации внимания на ключевых элементах отделки, уникальных, характерных именно для этого здания деталях. Часто так подсвечиваются порталы, оконные проемы, ниши с барельефами, скульптурные группы, расположенные по фасаду. Выполняется с помощью прожекторов средней мощности и различных светильников направленного света с небольшим углом рассеивания.
- Светящийся фасад. Световой поток, направленный изнутри на светопрозрачные части фасада. Такое освещение фасада дома характерно для плоских фасадов с большим количеством остекления.
- Световая графика. Светотехнический прием, создающий на фасаде здания контрастные светографические рисунки (линии, зигзаги, точки) с помощью лазера, линейных и точечных осветительных приборов, с неэкранированными источниками света. Благодаря узконаправленному концентрированному лучу позволяет создать феерические картины звездного неба, летящих снежинок на любых плоскостях, что особенно ценно для праздничного или новогоднего украшения фасадов домов. Одна установка способна захватить большую, до 150 квадратных метров, плоскость.
- Светодиодное освещение фасадов — невероятно эффектная и зрелищная разновидность световой графики, позволяющая создать самостоятельные объемы ярких цветных светящихся плоскостей с помощью светодиодных прожекторов или же интенсивного точечного свечения. С точки зрения энергозатратности — наиболее удачный метод.
- Контурное освещение фасадов. Является вариантом световой графики, используется для подчеркивания геометрических форм сооружения или для создания динамических иллюминаций, например, на праздники. Непрерывная нить свечения достигается светодиодными лентами или трубками. Объемный эффект созданный светящимся контуром способен полностью изменить или улучшить пропорции фасада.
- Световая живопись. Динамические или статические многоцветные световые образы и картины, осуществляемые с помощью лазерного или проекционного оборудования.
- Иллюминационное освещение. Автономная временная архитектурная подсветка фасадов зданий, выполненная гирляндами, светодиодными шнурами, сетками, с множеством цветных источников света малой мощности.
- Комбинированная подсветка зданий объединяет обычное фасадное освещение с элементами декоративной подсветки различных видов для создания световых плоскостей и акцентов, преображающих экстерьер.
Создание выразительного архитектурно-светового образа — творческая задача, решить которую можно заказав проект или воспользовавшись стандартными схемами установки светотехнического оборудования, рекомендуемого поставщиками.
Принципы организации архитектурного освещения фасадов
Подсветка фасадов зданий, как самостоятельное направление светового дизайна с использованием различных визуальных эффектов, способна полностью изменить экстерьер и пропорции здания. Оригинальное световое решение, кроме чисто функционального назначения и обеспечения эффектного экстерьера в темное время суток, имеет и маркетинговое значение. Архитектурное освещение фасадов — обязательная информационно-имиджевая составляющая объектов коммерческой недвижимости, многочисленных развлекательных центров, ресторанов и баров, чья деятельность приходится в основном на вечерние и ночные часы.
Для проектирования подсветки существуют специальные приемы в зависимости от типа и расположения строения. Для дома, вписанного в единый ансамбль уличной застройки, используются совершенно другие приемы, чем для загородной виллы.
Подсветка фасада коттеджа может быть решена в едином ключе с комплексным освещением участка и акцентированием наиболее эффектных частей ландшафтного дизайна.
Например, внешний вид небольшого загородного дома с простым пространственным архитектурным решением может быть серьезно улучшен локальной подсветкой входа или светодиодной лентой, размещенной по карнизу. Для более объемных зданий используются как светодиодные прожекторы, так и светодиодные линейки и ленты. Эластичность и гибкость такого способа подсветки позволяет создать объемные картины с различными визуальными эффектами.
LED освещение — лучший выбор для эффектной и экономичной подсветки
Если судить по богатству технических возможностей, вполне обосновано считается, что будущее светового дизайна — за светодиодной подсветкой за счет впечатляющих световых эффектов, удобного монтажа и очень экономного, по сравнению с другими осветительными приборами, использования электроэнергии. Пиксельный принцип организации светодиодов позволяет экспериментировать с анимационными образами, создавать зрелищные объемные картины. Кроме этого, светодиодные светильники для фасада:
- имеют продолжительный (100 тысяч часов) эксплуатационный ресурс;
- обладают ровным стабильным светом без миганий или изменения яркости в отличие от ламп накаливания;
- имеют широкий температурный режим эксплуатации от -60° до +40°С;
- обладают высокой степенью защиты от поражения электрическим током.
LED-освещение фасада пожаробезопасно, светодиодные приборы свободно переносят негативное атмосферное воздействие, сильный ветер, дождь, надежно защищены от проникновения уличной пыли.
Особенно празднично выглядят полноцветные светодиодные ленты, со встроенными светильниками, создающие атмосферу незабываемого праздника, что незаменимо, например, в новогоднем убранстве дома.
Праздничная подсветка фасадов
Новогоднее праздничное освещение фасадов пока еще чаще всего встречается в оформлении городских общественных зданий или развлекательных заведений, но становится все более популярным в новогоднем украшении частных коттеджей. Подсветка фасада загородного дома или виллы светодиодными осветительными приборами поможет создать атмосферу сказки, порадовав всех членов семьи и приглашенных на праздник гостей. Тематическая праздничная подсветка также может быть выполнена на Пасху, Рождество, другие религиозные и государственные праздники.
Заключение
Архитектурное освещение является основным фактором, формирующим выразительность облика ночного города за счет различной мощности и ширины светового потока, цветности ламп. Из всех видов освещения зданий у светового дизайна наибольший потенциал развития, особенно в крупных городах. Правильно организованное фасадное освещение — мощный инструмент в руках архитектора, позволяющий моделировать различные образы для более яркого восприятия окружающей среды.
Видео
profazu.ru
Архитектурное освещение зданий в Москве и по всей России
Архитектурная подсветка фасадов зданий
Дизайн архитектуры любого строения не ограничивается его внешним видом, который можно наблюдать днем. С наступлением темноты любой архитектурный объект преображается при помощи светодиодной подсветкой зданий. Такая иллюминация дает не только новую жизнь зданиям в ночное время, но и невероятно преображает город, делая его привлекательным, живым и светлым. Конечно, самый популярный (так как доступный) вид уличной подсветки это использование уличных фонарей, но это скорее необходимость, чем эстетическая потребность. Архитектурная подсветка фасадов зданий это мощный, современный инструмент в руках инженеров-архитекторов и дизайнеров, который способен дать новую жизнь любому коммерческому или жилому дому, раскрыв весь его внешний потенциал.
Для простого обывателя выполнение таких работ по установке ночного освещения покажется простым и мало затратным делом, но это не так. То, что обычные люди привыкли видеть вокруг – это дело рук команды профессионалов, взаимодействие новых технологий монтажа и программ моделирования подсветки, и может быть разработано только опытными проектировщиками-дизайнерами.
Архитектурная подсветка зданий выгодна фирмам для подчеркивания своего статуса и поддержания имиджа успешных и надежных партнеров. Компания, которая заботится качестве своих услуг и эстетическом виде здания, заслужит больше доверия и симпатий окружающих, и будет выглядеть на рынке более яркой и конкурентоспособной. Очень актуален такой подход к работе в такое время как Новый Год и Рождество, когда новогодняя подсветка торговых центров , а так же день Победы, города, России и т.д. уже является неотъемлемой частью праздничной жизни любого города.
Отличительная особенность компании Гарант Медиа заключается в широте спектра предлагаемых услуг по монтажу и разработки архитектурной подсветки. В зависимости от особенностей фасада, специалистами компании будет предложен самый оптимальный вариант иллюминации здания, учитывающий все пожелания и предложения заказчика, бюджета и, конечно же, архитектурную уникальность строения, которую необходимо подчеркнуть, выделить.
Контурная архитектурная подсветка дома
Светодиодные ленты или гибкий неон являются типовыми элементами для создания контурной архитектурной подсветки здания. При таком способе светового дизайна элементы здания подчеркиваются по контуру окон, крыш, перекрытий, колонн или балконов, входных ступенек, создавая уникальный и привлекательный облик дома и подчеркивая все достоинства его архитектуры, при этом необходимо учитывать что не все архитектурные решения подходят для контурной подсветки. Часто контурная подсветка используется для придания привлекательного вида строительным объектам и украшает башенные краны. Вариантами для цветового решения могут быть использованы однотонные классические цвета, разноцветные (RGB) светодиодные ленты или дюралайт со свето-динамическими эффектами, который может менять цвет по заданному алгоритму, работает система от стационарной кнопки или с пульта. Такое контурное решение по освещению позволит выгодно выделить дом на фоне остальных строений и, несомненно, обратит на себя внимание людей. Основная задача решаемая контурной подсветкой дома это создание выразительного очертания фасада, подчеркивание его граней без акцентирования отдельных архитектурных элементов. Использование дюралайта или неонового шнура (гибкий неон) создаст эффект мягкого изысканного сияния, а в сочетании с другими элементами подсветки этот эффект может быть визуально усилен, что приведет к еще более выразительному результату. Контурная подсветка может быть идеальным вариантом для новогодней подсветки здания, так как открывает большое количество возможностей для декорирования фасада и создания праздничного настроения. Контурная архитектурная подсветка жилого дома популярна по ряду причин: относительно недорогая стоимость, надежность и износостойкость материала; излучаемый свет настолько мягкий, что никаким образом не мешает сну обитателей дома, но при этом дает достаточно света для хорошего освещения прилегающей территории.
Заливающая подсветка здания
Самыми популярными направлениями архитектурной подсветки является контурная, акцентирующая и заливающая подсветка зданий. Техническая сторона последней существенно отличается от акцентирующей и контурной подсветки. Данные светильники обладают большой мощностью и имеют широкий угол рассеивания света, для того чтобы получить равномерную заливку всего фасада здания. Использование специальных светильников имеет свои правила размещения, которыми в свою очередь занимается свето-дизайнер. Светильники как правило устанавливаются не на самом строении, а на прилегающей территории дома, специальных столбах или даже соседних зданиях, при этом обладают отличительными элементами декора под окружающий стиль. Административные здания, театры, музеи, богатые особняки, частные коттеджи – все они отлично подходят для заливающей подсветки.
Точечное архитектурное освещение здания
Точечная подсветка используется для акцентирования конкретных деталей архитектуры фасада здания, колонн, статуй, необычной кирпичной кладки, значимых элементов экстерьера или малых архитектурных форм на прилегающей территории. Как правило мы используем один цвет свечения, так можно добиться естественного цвета того или иного элемента и подчеркнуть задумку архитектора. Вся суть точечной подсветки в том, что не подсвеченные элементы остаются в тени, тем самым не отвлекая на себя внимание от основных, подсвеченных элементов. Осветить можно не только интересные дизайнерские задумки фасада, такие как использование геральдических знаков, декоративных элементов или табличек, но и подчеркивание элементов окружающих строение — фонтаны, ландшафтные элементы и многое другое. Часто локальная (точечная) подсветка фасада дома выгодно смотрится в комбинации с другими видами подсветки. Так же отлично поддаётся динамике, с помощью которой можно задать ритм мерцания.
Наши специалисты профессионально подойдут к эстетической и к технической части вопроса. Немаловажную роль будет играть выбор самих светильников, которые будут отвечать всем требованиям безопасности, износостойкости, а также будут отличаться довольно небольшими размерами, чтобы быть как можно более незаметными. Сэкономьте свое время, оставив все технические вопросы нам и просто наслаждайтесь результатом.
Современные технологии свето-дизайна постоянно идут вперед, предлагая сегодня экспериментальную альтернативу освещению с использованием светодиодов – лазерную подсветку дома. Достоинство такой подсветки в количестве достигаемых эффектов при ее использовании, которые поистине безграничны. Лазерная подсветка способна воплотить любую идею заказчика. Неоспоримое достоинство архитектурной лазерной подсветки дома в ее относительной дешевизне, ведь она не требует прокладки световыми шнурами большой площади фасада или установки большого количества светильников по периметру, основную нагрузку здесь несет аппаратура. Таким образом, классический подход к иллюминации зданий является довольно затратным и хлопотным делом, в то время как использование лазера для подсветки легко решает эти проблемы, но с другой стороны совсем не похож на другие типы подсветки, и не добьется таких результатов, а выполняет по сути иную функцию. Сам прибор отличается небольшими размерами, обладает высокой защитой от влаги и пыли, прост в монтировке и способен осветить площадь до 150кв.м. Кроме этого, лазерная подсветка комплектуется пультом управления, с помощью которого можно будет выбирать режимы, а также настраивать скорость анимации, управлять цветами и эффектами, настраивать интенсивность освещения. Из-за своей красочности и многообразия уличная лазерная подсветка может стать отличным решением для новогоднего оформления фасадов зданий. Цена лазерной подсветки удовлетворит любого покупателя. Осветительные приборы варьируются по размеру, комплектации и функционалу, поэтому в зависимости от целей можно подобрать подсветку, рассчитанную на любой бюджет. Купить лазерную подсветку это значить решить вопрос с иллюминацией фасада – быстро, доступно и что самое главное – красиво!
Архитектурная подсветка
Подсветка архитектурных сооружений – распространенный сегодня дизайнерский инструмент, предназначенный для привлечения внимания и выделения объекта городской застройки на фоне их общего числа в ночное и вечернее время, а также придания зданиям и сооружениям визуальных особенностей.
Зародившееся в Америке в 1925 году, направление дизайнерских услуг, к концу века стало применяться повсеместно. Результат деятельности дизайнеров, осуществляющих архитектурную подсветку фасадов зданий виден повсеместно – начиная от ресторанов и офисных зданий и заканчивая правительственными учреждениями. Современное архитектурное освещение имеет свои особенности, которые обязательно связаны с функциональностью и эстетикой, и также с постоянным поиском наиболее энергетически эффективных способов получения света.
Эстетика и функционал
Правильное применение источников света дизайнером, может привести к потрясающему результату. Свет создаст кокон, в который укутано здание, а применение источников различной насыщенности и цвета поможет привлечь внимание потенциального покупателя. Иногда, в клиническом случае, такое освещение приобретает кричащие формы, но и оно, как правило, достигает поставленного результата. Действие архитектурного света невозможно переоценить в плане его экономической эффективности. Архитектурное освещение и подсветка зданий эстетически оправдана в том случае если не вступает в конфликт с существующим оформлением и вызывает положительные эмоции у окружающих.
Способы освещения и правила, их применения
Как в любом профессиональном деле, в освещении зданий есть масса приемов и способов их реализации. Не вдаваясь в профессиональные подробности перечислим основные типы освещения зданий.
Заливающий свет – самый простой вариант устройства освещения. Применяется для освещения памятников культуры, отдельно стоящих объектов и создает ощущение величественности.
Локально-зональное освещение – создание акцента на нескольких, небольших, участках здания и элементах его фасада: балконах, окнах, карнизах, проемах, сводах. Успешное применение зависит от умения дизайнера увязать большое число факторов в единую композицию.
Силуэтное (фоновое) – создание освещения на фоне здания, для выделения его контуров и скрытия деталей.
Световой фасад — осветительные приборы устанавливаются внутри здания и направляются на внешнее остекление. Идеально подходит для освещения зданий со сплошным остеклением.
Контурное освещение – выделение контуров здания линейными источниками света – светодиодными лентами и гибким неоном.
Цветодинамика – динамичное изменение силы света, его направления, цветовой составляющей для создания уникального стетографического контента – светящихся точек, линий, освещения зон целиком и с изменяемыми параметрами освещения.
Источники архитектурного света
Архитектурная подсветка дома и многоэтажного здания различного стиля отделки фасада, может быть организована с применением ограниченного ряда инструментов:
· прожекторов;
· архитекрурных светильников;
· гибкого неона;
· светодиодных светильников различного типа.
Профессионал, как правило, быстро найдет применение тем или иным способам получения света.
Практичность
Современные тенденции – применение светодиодной архитектурной подсветки, с использованием полупроводниковых источников света. Архитектурная подсветка c led светильниками (светодиодами) – способ минимизировать затраты на создание освещения зданий, поскольку стоимость светильника с лихвой окупается дешевизной в обслуживании и затратами на работу.
Архитектурная подсветка, заказать которую сегодня можно в большом количестве дизайнерских фирм – современное направление дизайна, которое выгодно подчеркнет особенности зданий в вечернее и ночное время и выделит на фоне городской застройки. Созданный архитектором образ приобретет новое звучание в темное время суток, особенно в случае отдельно стоящих зданий и частей их архитектурного ансамбля. Архитектурная подсветка может стать изюминкой именно вашего здания и сделать его особенным в глазах ваших клиентов, гостей, посетителей, а также простых прохожих, спешащих по своим делам.
Специалисты компании Гарант Медиа быстро и качественно произведут все расчеты по подбору необходимой световой техники для осуществления заливающей подсветки здания, рассчитают необходимую мощность и дистанцию установки прожекторов, произведут монтаж/демонтаж оборудования. Благодаря нашей компании, подсветку зданий осуществить не составит никаких проблем – мы сами произведем все замеры, предоставим дизайн-макет, в кратчайшие сроки установим всю необходимую подсветку здания и обеспечим ее гарантийное обслуживание. Все что Вам необходимо сделать, это набрать наш номер телефона.
garantmediagroup.ru
Освещение архитектурных фасадов, профессиональная подсветка: особенности и виды
Освещение даёт фантастический эффект при украшении зданий. Несмотря на основную функцию — освещать здание и защищать его от проникновения грабителя — освещение также помогает создавать особый сказочный эффект, от которого нельзя оторвать глаз. Архитектурное освещение фасадов зданий — это целое искусство, которое может лишь с помощью одного света придать зданию удивительный вид.
Профессиональная подсветка фасадов
Полутени и тени, которые ниспадают на стены, игра тонких оттенков и ослепительных огоньков, как золотые светлячки — всё это действительно создано человеком. Архитектурная подсветка — это что-то новое, то, что может подарить зданию удивительный внешний вид, подчёркивая этим все оригинальные детали. Нужно ли говорить, что именно из-за такого света и таланта светодизайнеров мы можем любоваться красивыми зданиями даже в тёмное время суток. Особенная подсветка поможет выделить дом на фоне остальных. Наружное освещение здания подразумевает под собой:
- красивый архитектурный свет и различные иллюминации;
- универсальное светодиодное освещение;
- современную подсветку из неона.
Профессионально созданная архитектурная подсветка выделяет очертания и грани здания, придаёт ему больше романтичности либо, наоборот, подчёркивает деловой вид и имидж.
Светодизайнер может улучшить здание следующим образом:
- Создать архитектурное освещение, которое придаст зданию и улице праздничную атмосферу.
- Красиво оформить любой дом.
- Выделить яркий акцент на самых красивых и достойных частях дома.
Возможное освещение зданий
Есть несколько методов подсветки фасада здания:
- Общее заливающее освещение участка — это самый популярный и востребованный метод. Он включает в себя статическое освещение плоскости либо трёхмерного объекта, что делает фасад отлично просматриваемым в вечернее и ночное время.
- Локальный метод — помогает подчеркнуть основные детали памятников и фасадов, концентрирует внимание человека на исторических и художественных деталях строения.
- Силуэтное освещение здания — помогает создать определённый контраст между затемнённой деталью сооружения и светлым фасадом с помощью проецирования пучка света с заднего плана. Также светодизайнеры используют специальный световой фон для затемнения общего силуэта строения.
- Освещение контуров — ещё один метод, с помощью которого светодизайнер может разработать красивый проект освещения фасада строения. Такой метод включает в себя создание контраста между нишами и стенами, а также гранями постройки.
- Проведение динамического освещения — помогает усиливать общий заливающий эффект с помощью разной степени освещённости на отдельных частях здания. Динамичная подсветка также может изменять свой цвет и яркость.
- Световой фасад — простой способ, который придаёт традиционную эстетику остеклённого здания с помощью оборудования, установленного внутри него. Ровное однотонное освещение используется для подсветки коммерческих и офисных зданий.
Для формирования выразительного светового облика здания следует в обязательном порядке учитывать площадь объекта, его расположение по отношению к остальным архитектурным постройкам, стиль отделки, фактуру и множество других важных параметров.
Области применения
Чаще всего архитектурная подсветка создаётся для таких построек, как:
- Загородные участки и частные дома, небольшие гостиничные домики.
- Городские здания. Это могут быть памятники архитектуры, офисы больших магазинов, административные постройки, торговые центры.
- Мосты.
Способ освещения подбирается в зависимости от назначения строения, его места расположения и архитектурных характеристик.
Особенности подсветки
Такая функциональная подсветка создана для определённых идей дизайнеров при оформлении загородных домов и художественных иллюминаций.
Последняя применяется чаще всего для создания целостного изображения городской архитектуры. Для её создания нужно учитывать многие факторы. С такими задачами могут справиться лишь профессиональные дизайнеры из организаций. Функциональное назначение такого освещения не столь важно, в отличие от эстетического эффекта. Такая подсветка не должна расходиться с общими стилистическими особенностями здания.
Функциональное освещение прежде всего используется для создания более удобных условий для передвижения человека с наступлением темноты. В этом случае очень важно подобрать правильный показатель яркости и поставить фонарь в нужное место. Осветительный прибор ни в коем случае не должен слепить глаза, в то же время освещение должно быть полностью комфортным для жизнедеятельности.
Создание красивых световых решений в частном доме должно учитывать сразу два вышеуказанных варианта размещения. Подсветка частных домов должна полностью выполнять функциональную составляющую, также не нужно забывать и о дизайнерском решении. Каждый хозяин частного дома пытается как можно лучше облагородить свой участок, сделать его более красивым. Достичь этого можно с помощью отделки общего фасада здания.
Основные виды архитектурного освещения
Сегодня современные разработки и осветительные технологии могут предложить пользователю множество возможных вариантов освещения здания. Такие конструкции обеспечивают хорошую подсветку, которая качественно выполняет все возложенные на неё функции. Конструкция осветительной системы включает в себя определённый набор устройств, которые могут обладать некоторыми отличиями в зависимости от типа декора и его назначения:
Осветительные приборы считаются главным видимым элементом при иллюминации.
- Датчики движения либо освещённости территории. Такие конструкции используются для экономии электрической энергии и оснащены автоматической системой. Они активно реагируют на передвижение человека либо на наступление темноты на улице.
- Специальные прожекторы, которые считаются главным элементом подсветки.
- Главный элемент управления.
С помощью такого набора подсветки можно сформировать особую атмосферу, которая в несколько раз повысит комфорт при наступлении темноты.
Проектирование осветительной системы
Проектирование освещения открывает большое количество возможностей перед светодизайнером. С помощью хорошей иллюминации строения можно воплощать самые разные визуальные эффекты, которые будут подчёркивать все архитектурные особенности постройки и помогать скрывать небольшие недостатки, если они имеются.
При создании такого вида освещения нужно учитывать большое число особенностей каждого конкретного здания. При разработке освещения нужно следовать всем особенностям строения, электропотребления и нужной яркости. В настоящее время в моду активно входит освещение, которое поддерживает энергосберегающие функции светильников.
Архитектурное освещение принято разделять на три технических расположения:
Заливающая подсветка. Такой тип подсветки используется для освещения фасадов по всей высоте. Пользуется особой популярностью при создании иллюминации в общественных зданиях.
- Общая фасадная подсветка. В таком случае световые изделия должны выделять главные детали строения. Такая подсветка часто используется для того, чтобы подчеркнуть дизайн и имидж строения.
- Создание скрытой подвески. Такой метод украшение включает в себя практически полное отсутствие функционального освещения. Метод необходим для создания красивого светового изображения.
Создание такого проекта потребует профессиональной подготовки в сфере светотехники. Также можно применять специальные программы, которые помогут визуально создать все эффекты РТ современного света.
Светодиодная (LED) подсветка здания
LED — освещение начинает всё больше и больше распространяться на современном рынке. Профессиональное использование светодиодной подсветки помогает подчеркнуть красивый вид и изящество любого строения. Особенностью этого освещения считается простота установки, широкое количество цветов, технологических и дизайнерских эффектов.
Пиксельная технология светодиодов помогает создавать определённую анимацию, которой можно красиво задекорировать фасад любой постройки. Этого можно достичь с помощью центрального пульта управления, который создан для регулировки объёмной системы света.
Такие световые устройства отличаются своей простотой в использовании, долговечностью и экономичностью в повседневном обслуживании. Совместно с другими функциональными решениями от дизайнера такие показатели выводят этот тип подсветки в лидеры на рынке иллюминации.
Применение декоративного света
Такой метод создания особой атмосферы придаёт строению особую атмосферу и уют. Подсветка выбранных деталей помогает подчёркивать все особенности дизайна, выделять либо скрывать некоторые недостатки, которые были созданы при строительстве.
Для создания такого типа освещения могут использоваться различные световые приборы и устройства. Бывают случаи, когда светильники заведомо удешевляют конструкцию, поэтому для формирования гармоничного и привлекательного вида нужен особый профессиональный подход к выполнению проекции. В современном дизайне распространено использование освещения светодиодами, которое может подчеркнуть все особенности и показать игру света и теней со всей неповторимостью и изысканностью.
Чтобы создать качественное декоративное освещение, также очень часто применяют специальные прожекторы и светильники LED. Создание правильной подсветки нуждается в серьёзном подходе и определённом навыке в этой области. Если вы всё-таки решили провести такую отделку самостоятельно, то вам нужно очень тщательно изучить соответствующие материалы и купить специальную программу для моделирования света.
Иллюминации к Новому году
На территории США и Европы это обязательный элемент красивой и неповторимой сказки прямо на Рождество. Все знают, как в крупных столицах загорается красивая новогодняя иллюминация. Это считается настоящим событием, которое очень часто показывают по телевидению и печатают в газетах и журналах. Многие западные страны закладывают в государственный бюджет особую графу расходов на рождественское и праздничное освещения улиц и зданий.
В нашей стране проекты по украшению новогодней подсветки зданий начали рассматриваться лишь в последние несколько лет. Это можно объяснить отсутствием красивых и качественных осветительных устройств, которым до настоящего времени очень страдала эта отрасль.
Современные разработки и технологии принесли множество привлекательных светодиодных приборов, которые могут создать праздничную и качественную подсветку постройки. Такое решение может принести праздничное настроение и атмосферу не только детям, но и взрослым людям.
Особой популярностью для создания иллюминации под новогодние праздники пользуется дюрлайт. Это шнур, внутри которого находятся светодиодные светильники. Его создают из особых полимерных материалов. Благодаря своей прочности и пластичности, он прост и надёжен при установке и эксплуатации.
Контурный тип освещения
Такой тип подсветки применяется для детального выделения архитектурной постройки. Это может быть оконный проём, украшающий фасад здания, либо входная дверь, которая украшается по особому дизайну.
С помощью такого метода можно воплотить в жизнь интересные и необычные дизайнерские решения, выделить практически любой элемент фасада, подсветив его контур. Такие решения применяются как для жилых зданий, так и для коммерческих объектов. Для создания таких проектов чаще всего используются светодиодные ленты и остальные устройства гирляндного типа как с постоянным, так и переменным освещением.
planken.guru