Архитектурно художественная подсветка зданий – виды, требования и правила установки

Содержание

Архитектурно-художественное освещение

 

    В процессе проектирования архитектурно-художественного освещения выбор светильников и метода освещения, в первую очередь, зависит от назначения здания. При подсветке фасада жилого дома, прежде всего, стараются не допустить излишней засветки окон. Фасады зданий на главных магистральных улицах и в особенности здания, представляющие собой лицо города, освещают наиболее насыщенно. В настоящее время используют светильники белого света и светильники системы RGB, позволяющие изменять цветность излучения и создавать динамические эффекты. То есть изменять цвет излучения по заданной программе.

    Освещение фасадов зданий и памятников разделяют на заливающее освещение и акцентирующее освещение. Заливающее освещение – это общее освещение фасада здания или памятника, при котором отсутствует значительное выделение светом отдельных элементов на освещаемой поверхности. Хотя за счет рельефности поверхности освещаемого объекта могут возникнуть тени, способствующие такому выделению. Заливающим освещением может быть освещена часть фасада.

    Акцентирующим освещением преднамеренно выделяют светом отдельные архитектурные элементы (статуи, колонны, декоративную лепнину) на неосвещенном или менее освещенном фоне. Разновидностью акцентирующего освещения является локальная (местная) подсветка. В этом случае светом выделяют отдельные участки фасада, которые не содержат значимых архитектурных элементов, отличающих их от других частей фасада. Например, подсветку определенного количества межоконных простенков часто относят к локальной подсветке.

     Архитектурно-художественное освещение фасадов зданий и памятников относится к наружному освещению и должно вносить ощутимый вклад в создание комфортной световой среды города.

    На Рис.1…5 показаны освещенные фасады нескольких домов, расположенных на Тверской улице в Москве. Проектирование архитектурно-художественного освещения этих фасадов выполнено в ОАО «НИПИ ТЯЖПРОМЭЛЕКТРОПРОЕКТ». Строительно-монтажные работы и испытания систем освещения выполнены ОАО «Татэлектромонтаж» (ОАО «ТАТЭМ»).

Примеры подсветки фасадов

Подсветка фасада, Тверская, 7 

Рис. 1. Тверская ул., дом 7

Здание Центрального Телеграфа, построенное в 1927 году. Для подсветки фасада использовано акцентирующее освещение межоконных простенков, и локальное освещение верхней части фасада.

 

 Подсветка фасада, Тверская, 9

Рис. 2. Тверская ул., дом 9

Одно из красивейших зданий Тверской улицы. Этот жилой дом, построенный в 1946-1949 г.  включен в категорию ценных градоформирующих объектов. Фасад здания украшен большим количеством архитектурных элементов: колоннами и пилястрами, карнизами и декоративной лепниной, эркерами и фронтоном. Для подсветки фасада использовано акцентирующее освещение архитектурных элементов и карнизов, а так же локальная подсветка межоконных простенков.

 

 Подсветка фасада, Тверская ул., 19

Рис. 3. Тверская ул., дом 19

Жилой дом, построенный в 1949 году. Подсветка фасада включает в себя акцентирующее освещение колонн, пилястров, карнизов и некоторых архитектурных фрагментов, а так же локальную подсветку межоконных простенков.

 

 Подсветка фасада, Тверская ул., 27с2

Рис. 4. Тверская ул., дом 27с2

Жилой дом. По краям фасада украшен большими колоннами, освещенными с двух сторон прожекторами. Для освещения фасада использованы в основном светильники системы RGB. Можно выделить акцентирующее освещение колонн и карнизов, а так же локальную подсветку межоконных простенков.

 

 

Подсветка фасада, Моховая ул., 15/1 

Рис. 5. Моховая ул., дом 15/1(Гостиница «Националь», Фрагмент фасада на пересечении Тверской и Моховой улиц)

Здание заслуженно включено в перечень памятников архитектуры. Архитектурно-художественное освещение фасадов этого дома придает архитектурному облику Манежной площади значительно более привлекательный вид.

    Управление освещением показанных фасадов выполняется дистанционно с Центрального диспетчерского пункта (ЦДП) ГУП «Моссвет». Для управления световыми приборами использованы контроллеры, поставляемые ООО «САНДРАКС», которые обеспечивают автоматизированное интеллектуальное управление освещением по заданной программе.  Для светильников системы RGB управлению подлежит не только группа осветительных приборов, а каждый светильник в отдельности.

    В настоящее время выполняется много работ по созданию в Москве единой светоцветовой среды города. Подсветка фасадов зданий выполняется на Ленинградском проспекте и Ленинградском шоссе, на Садовом кольце и Бульварном кольце. В основном на наиболее красивых улицах и площадях Москвы. В работах принимают участие десятки проектных и электромонтажных организаций, такие как ООО «Светосервис», ООО «Новая Система» и многие другие. Все работы координирует ГУП «Моссвет».

Проектирование архитектурно-художественного освещения

    Проектирование архитектурно-художественной подсветки фасадов зданий в значительной степени отличается от проектирования других видов освещения. Здесь значительный объем работ связан со светотехническими расчетами, по результатам которых конструируются узлы и конструкции для крепления осветительных приборов. Кроме того, для выполнения проекта освещения необходимо с высокой точностью произвести замеры всех элементов фасада и выполнить архитектурные чертежи планов фасадов, которые являются подложками для расстановки светильников и прокладки электрических сетей. Ниже описана примерная последовательность проектирования.

Получение технического задания. В техническом задании на проектирование указывают фасады конкретных зданий, для которых необходимо спроектировать архитектурно-художественное освещение и принятую концепцию освещения фасадов.

Обследование здания. При обследовании здания выбирают места установки щита освещения и шкафа системы управления, места прокладки электрических кабелей и кабелей системы управления до выхода на фасад и по фасадам здания. Определяются оптимальные места установки автоподъемников для работ на фасадах.

     На первых этажах освещаемых зданий часто расположены магазины, имеющие рекламные вывески с подсветкой. При обследовании фасадов необходимо выявить, насколько эти вывески освещают нижнюю часть фасада.  Так же следует определить влияние светильников наружного освещения и расположенных на кровлях ближайших домов крышных рекламных установок.

Выбор светильников. Для архитектурно-художественного освещения используют светильники наружного освещения, как правило, специально предназначенные для этих целей. Осветительные приборы должны иметь кривые силы света (КСС), позволяющие спроектировать осветительную установку с требуемыми параметрами. Для подсветки фасадов обычно используют прожектора (светодиодные и металлогалогенные (МГЛ)) с углами рассеивания от 5-10 до 60 градусов и светодиодные светильники с углами излучения 20 — 40 градусов.

    Следует учитывать, что при использовании осветительных приборов европейских производителей приводимые ими значения углов рассеивания прожекторов и углов излучения светодиодных светильников могут не соответствовать углам, определяемым по стандартам России. В соответствие с отечественными стандартами угол рассеивания прожектора ограничивается областью меридианных углов, в пределах которых сила света превышает 10% от максимального значения (п.11.7 ГОСТ Р 54350-2011). При асимметричном светораспределении углы рассеивания определяют для двух плоскостей симметрии. Для светодиодных светильников используют параметр «угол излучения» (п. 3.4 ГОСТ Р 54814-2011). Его определяют по падению силы света на 50%. Поэтому всегда необходимо подбирать светильник по его КСС, а не по тому параметру, который придумали переводчики и записали его в паспорт светильника.

    Осветительные приборы выбирают в зависимости от выбранной концепции освещения фасада. Для подсветки фасадов всех домов улицы или проспекта может быть принята единая концепция. Причем концепция светотехнических приемов подсветки фасадов для главных магистральных улиц города может существенно отличаться от концепции освещения улиц районного значения.

    Рекомендации по цветовым температурам предпочтительно используемых осветительных приборов содержатся в п 7.95 СП 52.13330.2011.

Расстановка светильников. Осветительные приборы расставляют так, чтобы максимально точно реализовать принятую концепцию подсветки элементов фасада. Светильники не должны оказывать слепящего воздействия на водителей транспорта, на пешеходов, на жильцов дома, как освещаемого фасада, так и живущих в домах на противоположной стороне улицы. Кроме того должен быть выполнен анализ видеообзора установленных на здании видеокамер. При необходимости должны быть спроектированы защитные экраны, предотвращающие попадание прямого излучения осветительных приборов в поле зрения видеокамер наблюдения.

    На плане фасада отдельно стоящие светильники могут быть отображены в любом удобном масштабе. Светильники, устанавливаемые в линию, отображают в том же масштабе, в котором выполнен план фасада. Как правило, план расстановки светильников является строительным чертежом, по которому выполняется монтаж осветительных приборов. При использовании кронштейнов и конструкций для крепления светильников на отдельных чертежах показывают все узлы крепления. При необходимости указывают все необходимые размеры, позволяющие правильно установить светильники. 

    Колонны и пилястры освещают прожекторами с узким лучом рассеяния. Что бы осветить колонну по всей длине необходимо устанавливать прожектор строго на определенном расстоянии от колонны. При слишком близком расположении прожектора относительно колонны, или в случае неправильного выбора его угла  нацеливания будет освещена только часть колонны. В худшем случае прожектор создаст светлое пятно на колонне (или на другой части фасада здания) с очень большой яркостью.

    Карнизы и протяженные аттики освещают специальными линейными светильниками, позволяющими создать длинную светящуюся линию с однородным световым излучением.

    Для освещения межоконных простенков используют прожекторы или отдельно стоящие линейные светильники.

    Архитектурные ансамбли и скульптуры, в которых важным элементом являются их цвета, освещают светильниками с индексом цветопередачи не менее 80. Для этого, как правило, используют прожекторы с металлогалогенными лампами.

    В соответствии с СП 52.13330.2011 средняя яркость фасадов при заливающем цвете, в зависимости от значимости здания, может находиться в пределах от 3 до 10 кд/м2. При акцентирующем освещении яркость отдельных элементов фасада может быть существенно больше.

     Расстановке светильников могут мешать наружные блоки кондиционеров, водосточные трубы, крепежные элементы тросовой подвески светильников наружного освещения, размещенные на фасадах зданий рекламные баннеры. Наличие этих мешающих элементов выявляется на этапе обследования здания.

Выполнение светотехнических расчетов. В результате выполнения данных расчетов необходимо получить информацию об оптимальном пространственном положении светильников относительно фасада здания. В результате выполнения большого количества вычислений определяют оптимальные расстояния от светильников до фасада, а также углы между оптическими осями светильников и плоскостью фасада.

    Коэффициенты отражения поверхностей фасадов приближенно можно оценивать по Таблице 29 СП 52.13330.2011.

     При расстановке светильников и выполнении светотехнических расчетов необходимо учитывать влияние рекламных вывесок магазинов и других источников света на общее освещение фасада. В случае, если рекламные вывески магазинов отсутствуют на фасаде освещаемого дома, но присутствуют на фасадах соседних домов, то целесообразно усилить яркость освещаемого фасада в нижней его части, что бы световую среду улицы сделать более однородной. Так же можно увеличить яркость отдельных участков нижней части фасада здания, если другие аналогичные части фасада освещены рекламными вывесками магазинов.

    Для выполнения расчетов используют специальные программы, например DIALux, позволяющие сравнительно быстро выполнить расчеты. На практике в процессе светотехнических расчетов может возникнуть необходимость замены ранее выбранных светильников. То есть процессы выбора светильников и светотехнических расчетов идут параллельно.

     Для утверждения выполненного проекта архитектурно-художественного освещения здания выполняют визуализации – реалистичные изображения освещаемых фасадов. Хорошую визуализацию неподготовленные люди часто путают с реальной фотографией. В визуализации показывают вклад каждого осветительного прибора в общее освещение фасада с учетом мощности, углов излучения и цветовой температуры светильника.

Проектирование конструкций для установки светильников. По результатам проведенных светотехнических расчетов разрабатывают кронштейны для установки прожекторов и конструкции для установки линейных светильников. Эти конструкции должны обеспечить надежную фиксацию осветительных приборов. Некоторые типы светильников комплектуются кронштейнами, позволяющими крепить светильник на заданном удалении от фасада, но далеко не всегда этих конструкций бывает достаточно.

     Конструкции для крепления светильников должны позволить закрепить светильники в нужных местах и осветить, например, декоративную лепнину и другие архитектурные элементы, не нарушая их целостность. Сверление отверстий в фасадах для установки крепежных узлов не должно повлечь за собой порчи архитектурных элементов. Особенно бережно относятся к декоративной лепнине.

Проектирование электрощитов. Для питания осветительной установки необходимо спроектировать щит освещения. В зависимости от места установки щита освещения (внутри здания или на открытом воздухе) к щитам предъявляются разные требования. В случае установки щита на улице необходимо выполнить требования ГОСТ Р 51321.5-2011.

    Групповые линии подключают через контакторы, позволяющие использовать дистанционное управление светильниками. Все отходящие линии должны быть защищены от сверхтока и токов утечки (Глава 6.4 ПУЭ 7 изд.).

Проектирование системы управления светильниками. Как правило, осветительные установки всех зданий, расположенных на одной улице или в одном районе, управляются централизовано. Для этого осветительная установка комплектуется шкафом управления, обеспечивающим управление световыми приборами по радиоканалу с диспетчерского пульта. Эти шкафы управления должны обеспечивать тестовый режим для наладки осветительной установки и автономный режим, при котором светильники управляются от подключенного к шкафу управления компьютера.

    В последнее время широкое использование находят светодиодные светильники систем RGB и RGBW, позволяющие изменять цветность излучения. Такой светильник может по заложенной в осветительную установку программе излучать свет любого цвета радуги, а так же обеспечивать многообразие промежуточных цветов. Для управления такими светильниками кроме электрического питания к ним прокладывают кабели управления.

Прокладка электрических сетей и кабелей системы управления. Электропроводки для системы архитектурно-художественного освещения прокладывают по фасадам зданий с соблюдением всех требований ПУЭ для наружных электропроводок. Электрические кабели должны отвечать требованиям пожарной безопасности по ГОСТ 31565-2012 .

    При установке электрического щитка освещения внутри здания до выхода на фасад кабели прокладывают соответственно и по внутренним помещениям зданий. Для защиты кабелей от внешних воздействий обычно используют стальные короба по ГОСТ Р МЭК 61084-1-2007 и ГОСТ 20803-81. Короба могут быть покрашены под цвет фасада. Сейчас появились технологии, позволяющие наносить на короба пластиковые покрытия так же под цвет фасада здания. Пластиковое покрытие намного надежнее, чем окрашивание короба краской.

    Кабели управления к светильникам RGB могут быть проложены в отдельном коробе, или в одном коробе с перегородкой совместно с электрическими кабелями. 

Выполнение проектов ПОДД и ПОС. При выполнении строительно-монтажных работ по устройству осветительных установок на фасадах зданий неминуемо приходится занимать тротуары и частично проезжую часть улиц. Поэтому выполняется проект организации дорожного движения (ПОДД), в соответствии с которым представители Госавтоинспекции города на время работ вносят коррективы в движение автотранспорта по улице.

    Также необходим проект организации строительства (ПОС), который должен учитывать все особенности строительных работ в условиях стесненной городской застройки. В нем разрабатываются календарный план строительства, мероприятия по охране труда и предотвращению аварийных ситуаций.

Cогласование проектов. Процесс согласования осветительных установок занимает довольно продолжительное время. При двухстадийном проектировании в соответствие с ГОСТ Р 21.1001-2009 часть согласований выполняют на стадии проектной документации (согласования с собственниками здания, с электроснабжающей организацией и с организацией, отвечающей за наружное освещение города), и часть на стадии рабочей документации. Прежде всего, рабочая документация согласовывается в Ростехнадзоре. Наиболее сложно согласовывать памятники архитектуры, представляющие собой доминанты города.

Строительно-монтажные работы

    Монтаж светильников и электрических сетей на фасаде имеет свои особенности: работы выполняются на большой высоте с автоподъемников. Здесь на первое место выходит квалификация электромонтажников. Так как даже для восстановления одного некачественно выполненного контакта между проводниками к месту ремонта необходимо вызывать автовышку.

    Много проблем могут вызвать линейные светильники, образующие одну светящуюся линию. Здесь достаточно ошибки при измерении длины фасада или его частей на 10 – 20 сантиметров, что бы один светильник оказался лишним, или наоборот может не хватить осветительного прибора для завершения линии.

Пуско-наладочные работы

    По завершению строительно-монтажных работ в соответствии с ГОСТ Р 50571.16-2007 осуществляются испытания всей осветительной установки. Затем выполняют юстировку осветительных приборов. Такая юстировка необходима тогда, когда несколько осветительных приборов освещают однотипные участки фасада, например колонны. При отсутствии юстировки некоторые колонны могут быть освещены неравномерно.

    Далее выполняется настройка системы управления, которая позволяет в заданное время включать и отключать светильники. Системы управления могут быть автономными, либо подключенными посредством радиоканала с диспетчерским пультом, откуда производится дистанционное управление различными осветительными установками.

    Завершающим этапом создания осветительной установки архитектурно-художественного освещения является ее программирование. Причем, как правило, осветительная установка программируется по-разному для повседневного режима и для праздничных дней.

                                                                                                                                                   Виктор Чернов

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ (Все статьи сайта)                                                                                            03.05.2015.

electromontaj-proekt.ru

Архитектурное освещение зданий в Москве и по всей России

Архитектурная подсветка фасадов зданий


Дизайн архитектуры любого строения не ограничивается его внешним видом, который можно наблюдать днем. С наступлением темноты любой архитектурный объект преображается при помощи светодиодной подсветкой зданий. Такая иллюминация дает не только новую жизнь зданиям в ночное время, но и невероятно преображает город, делая его привлекательным, живым и светлым. Конечно, самый популярный (так как доступный) вид уличной подсветки это использование уличных фонарей, но это скорее необходимость, чем эстетическая потребность. Архитектурная подсветка фасадов зданий это мощный, современный инструмент в руках   инженеров-архитекторов и дизайнеров, который способен дать новую жизнь любому коммерческому или жилому дому, раскрыв весь его внешний потенциал.

Для простого обывателя выполнение таких работ по установке ночного освещения покажется простым и мало затратным делом, но это не так. То, что обычные люди привыкли видеть вокруг – это дело рук команды профессионалов, взаимодействие новых технологий монтажа и программ моделирования подсветки, и может быть разработано только опытными проектировщиками-дизайнерами. 

Архитектурная подсветка зданий выгодна фирмам для подчеркивания своего статуса и поддержания имиджа успешных и надежных партнеров. Компания, которая заботится качестве своих услуг и эстетическом виде здания, заслужит больше доверия и симпатий окружающих, и будет выглядеть на рынке более яркой и конкурентоспособной.  Очень актуален такой подход к работе в такое время как Новый Год и Рождество, когда новогодняя подсветка торговых центров , а так же день Победы, города, России и т.д. уже является неотъемлемой частью праздничной жизни любого города.

Отличительная особенность компании Гарант Медиа заключается в широте спектра предлагаемых услуг по монтажу и разработки архитектурной подсветки. В зависимости от особенностей фасада, специалистами компании будет предложен самый оптимальный вариант иллюминации здания, учитывающий все пожелания и предложения заказчика, бюджета и, конечно же, архитектурную уникальность строения, которую необходимо подчеркнуть, выделить.

Контурная архитектурная подсветка дома 

Светодиодные ленты или гибкий неон являются типовыми элементами для создания контурной архитектурной подсветки здания. При таком способе светового дизайна элементы здания подчеркиваются по контуру окон, крыш, перекрытий, колонн или балконов, входных ступенек, создавая уникальный и привлекательный облик дома и подчеркивая все достоинства его архитектуры, при этом необходимо учитывать что не все архитектурные решения подходят для контурной подсветки. Часто контурная подсветка используется для придания привлекательного вида строительным объектам и украшает башенные краны. Вариантами для цветового решения могут быть использованы однотонные классические цвета, разноцветные (RGB) светодиодные ленты или дюралайт со свето-динамическими эффектами,  который может менять цвет по заданному алгоритму, работает система от стационарной кнопки или с пульта. Такое контурное решение по освещению позволит выгодно выделить дом на фоне остальных строений и, несомненно, обратит на себя внимание людей. Основная задача решаемая контурной подсветкой дома это создание выразительного очертания фасада, подчеркивание его граней без акцентирования отдельных архитектурных элементов. Использование дюралайта или неонового шнура (гибкий неон) создаст эффект мягкого изысканного сияния, а в сочетании с другими элементами подсветки этот эффект может быть визуально усилен, что приведет к еще более выразительному результату. Контурная подсветка может быть идеальным вариантом для новогодней подсветки здания, так как открывает большое количество возможностей для декорирования фасада и создания праздничного настроения.  Контурная архитектурная подсветка жилого дома  популярна по ряду причин: относительно недорогая стоимость, надежность и износостойкость материала; излучаемый свет настолько мягкий, что никаким образом не мешает сну обитателей дома, но при этом дает достаточно света для хорошего освещения прилегающей территории.

Заливающая подсветка здания 

Самыми популярными направлениями архитектурной подсветки является контурная, акцентирующая и заливающая подсветка зданий. Техническая сторона последней существенно отличается от акцентирующей и контурной подсветки. Данные светильники обладают большой мощностью и имеют широкий угол рассеивания света, для того чтобы получить равномерную заливку всего фасада здания. Использование специальных светильников имеет свои правила размещения, которыми в свою очередь занимается свето-дизайнер. Светильники как правило устанавливаются не на самом строении, а на прилегающей территории дома, специальных столбах или даже соседних зданиях, при этом обладают отличительными элементами декора под окружающий стиль. Административные здания, театры, музеи, богатые особняки, частные коттеджи – все они отлично подходят для заливающей подсветки.

Точечное архитектурное освещение здания 

Точечная подсветка используется для акцентирования конкретных деталей архитектуры фасада здания, колонн, статуй, необычной кирпичной кладки, значимых элементов экстерьера или малых архитектурных форм на прилегающей территории. Как правило мы используем один цвет свечения, так можно добиться естественного цвета того или иного элемента и подчеркнуть задумку архитектора. Вся суть точечной подсветки в том, что не подсвеченные элементы остаются в тени, тем самым не отвлекая на себя внимание от основных, подсвеченных элементов. Осветить можно не только интересные дизайнерские задумки фасада, такие как использование геральдических знаков, декоративных элементов или табличек, но и подчеркивание элементов окружающих строение — фонтаны, ландшафтные элементы и многое другое.  Часто локальная (точечная) подсветка фасада дома выгодно смотрится в комбинации с другими видами подсветки. Так же отлично поддаётся динамике, с помощью которой можно задать ритм мерцания.

Наши специалисты профессионально подойдут к эстетической и к технической части вопроса. Немаловажную роль будет играть выбор самих светильников, которые будут отвечать всем требованиям безопасности, износостойкости, а также будут отличаться довольно небольшими размерами, чтобы быть как можно более незаметными. Сэкономьте свое время, оставив все технические вопросы нам и просто наслаждайтесь результатом.

Современные технологии свето-дизайна постоянно идут вперед, предлагая сегодня экспериментальную альтернативу освещению с использованием светодиодов – лазерную подсветку дома. Достоинство такой подсветки в количестве достигаемых эффектов при ее использовании, которые поистине безграничны. Лазерная подсветка способна воплотить любую идею заказчика. Неоспоримое достоинство архитектурной лазерной подсветки дома в ее относительной дешевизне, ведь она не требует прокладки световыми шнурами большой площади фасада или установки большого количества светильников по периметру, основную нагрузку здесь несет аппаратура. Таким образом, классический подход к иллюминации зданий является довольно затратным и хлопотным делом, в то время как использование лазера для подсветки легко решает эти проблемы, но с другой стороны совсем не похож на другие типы подсветки, и не добьется таких результатов, а выполняет по сути иную функцию. Сам прибор отличается небольшими размерами, обладает высокой защитой от влаги и пыли, прост в монтировке и способен осветить площадь до 150кв.м. Кроме этого, лазерная подсветка комплектуется пультом управления, с помощью которого можно будет выбирать режимы, а также настраивать скорость анимации, управлять цветами и эффектами, настраивать интенсивность освещения. Из-за своей красочности и многообразия уличная лазерная подсветка может стать отличным решением для новогоднего оформления фасадов зданий. Цена лазерной подсветки удовлетворит любого покупателя. Осветительные приборы варьируются по размеру, комплектации и функционалу, поэтому в зависимости от целей можно подобрать подсветку, рассчитанную на любой бюджет. Купить лазерную подсветку это значить решить вопрос с иллюминацией фасада – быстро, доступно и что самое главное – красиво!

Архитектурная подсветка

Подсветка архитектурных сооружений – распространенный сегодня дизайнерский инструмент, предназначенный для привлечения внимания и выделения объекта городской застройки на фоне их общего числа в ночное и вечернее время, а также придания зданиям и сооружениям визуальных особенностей.

Зародившееся в Америке в 1925 году, направление дизайнерских услуг, к концу века стало применяться повсеместно. Результат деятельности дизайнеров, осуществляющих архитектурную подсветку фасадов зданий виден повсеместно – начиная от ресторанов и офисных зданий и заканчивая правительственными учреждениями. Современное архитектурное освещение имеет свои особенности, которые обязательно связаны с функциональностью и эстетикой, и также с постоянным поиском наиболее энергетически эффективных способов получения света. 

Эстетика и функционал

Правильное применение источников света дизайнером, может привести к потрясающему результату. Свет создаст кокон, в который укутано здание, а применение источников различной насыщенности и цвета поможет привлечь внимание потенциального покупателя. Иногда, в клиническом случае, такое освещение приобретает кричащие формы, но и оно, как правило, достигает поставленного результата. Действие архитектурного света невозможно переоценить в плане его экономической эффективности. Архитектурное освещение и подсветка зданий эстетически оправдана в том случае если не вступает в конфликт с существующим оформлением и вызывает положительные эмоции у окружающих. 

Способы освещения и правила, их применения

Как в любом профессиональном деле, в освещении зданий есть масса приемов и способов их реализации. Не вдаваясь в профессиональные подробности перечислим основные типы освещения зданий.

Заливающий свет – самый простой вариант устройства освещения. Применяется для освещения памятников культуры, отдельно стоящих объектов и создает ощущение величественности.

Локально-зональное освещение – создание акцента на нескольких, небольших, участках здания и элементах его фасада: балконах, окнах, карнизах, проемах, сводах. Успешное применение зависит от умения дизайнера увязать большое число факторов в единую композицию.

Силуэтное (фоновое) – создание освещения на фоне здания, для выделения его контуров и скрытия деталей.

Световой фасад — осветительные приборы устанавливаются внутри здания и направляются на внешнее остекление. Идеально подходит для освещения зданий со сплошным остеклением.

Контурное освещение – выделение контуров здания линейными источниками света – светодиодными лентами и гибким неоном.

Цветодинамика – динамичное изменение силы света, его направления, цветовой составляющей для создания уникального стетографического контента – светящихся точек, линий, освещения зон целиком и с изменяемыми параметрами освещения. 

Источники архитектурного света

Архитектурная подсветка дома и многоэтажного здания различного стиля отделки фасада, может быть организована с применением ограниченного ряда инструментов:

·        прожекторов;

·        архитекрурных светильников;

·        гибкого неона;

·        светодиодных светильников различного типа.

Профессионал, как правило, быстро найдет применение тем или иным способам получения света. 

Практичность

Современные тенденции – применение светодиодной архитектурной подсветки, с использованием полупроводниковых источников света. Архитектурная подсветка c led светильниками (светодиодами) – способ минимизировать затраты на создание освещения зданий, поскольку стоимость светильника с лихвой окупается дешевизной в обслуживании и затратами на работу.

Архитектурная подсветка, заказать которую сегодня можно в большом количестве дизайнерских фирм – современное направление дизайна, которое выгодно подчеркнет особенности зданий в вечернее и ночное время и выделит на фоне городской застройки. Созданный архитектором образ приобретет новое звучание в темное время суток, особенно в случае отдельно стоящих зданий и частей их архитектурного ансамбля. Архитектурная подсветка может стать изюминкой именно вашего здания и сделать его особенным в глазах ваших клиентов, гостей, посетителей, а также простых прохожих, спешащих по своим делам.

Специалисты компании Гарант Медиа быстро и качественно произведут все расчеты по подбору необходимой световой техники для осуществления заливающей подсветки здания, рассчитают необходимую мощность и дистанцию установки  прожекторов, произведут монтаж/демонтаж оборудования. Благодаря нашей компании, подсветку зданий осуществить не составит никаких проблем – мы сами произведем все замеры, предоставим дизайн-макет, в кратчайшие сроки установим всю необходимую подсветку здания и обеспечим ее гарантийное обслуживание. Все что Вам необходимо сделать, это набрать наш номер телефона.

garantmediagroup.ru

Освещение архитектурных фасадов, профессиональная подсветка: особенности и виды

Освещение даёт фантастический эффект при украшении зданий. Несмотря на основную функцию — освещать здание и защищать его от проникновения грабителя — освещение также помогает создавать особый сказочный эффект, от которого нельзя оторвать глаз. Архитектурное освещение фасадов зданий — это целое искусство, которое может лишь с помощью одного света придать зданию удивительный вид.

Профессиональная подсветка фасадов

Полутени и тени, которые ниспадают на стены, игра тонких оттенков и ослепительных огоньков, как золотые светлячки — всё это действительно создано человеком. Архитектурная подсветка — это что-то новое, то, что может подарить зданию удивительный внешний вид, подчёркивая этим все оригинальные детали. Нужно ли говорить, что именно из-за такого света и таланта светодизайнеров мы можем любоваться красивыми зданиями даже в тёмное время суток. Особенная подсветка поможет выделить дом на фоне остальных. Наружное освещение здания подразумевает под собой:

  • красивый архитектурный свет и различные иллюминации;
  • универсальное светодиодное освещение;
  • современную подсветку из неона.

Профессионально созданная архитектурная подсветка выделяет очертания и грани здания, придаёт ему больше романтичности либо, наоборот, подчёркивает деловой вид и имидж.

Светодизайнер может улучшить здание следующим образом:

  1. Создать архитектурное освещение, которое придаст зданию и улице праздничную атмосферу.
  2. Красиво оформить любой дом.
  3. Выделить яркий акцент на самых красивых и достойных частях дома.

Возможное освещение зданий

Есть несколько методов подсветки фасада здания:

  1. Общее заливающее освещение участка — это самый популярный и востребованный метод. Он включает в себя статическое освещение плоскости либо трёхмерного объекта, что делает фасад отлично просматриваемым в вечернее и ночное время.
  2. Локальный метод — помогает подчеркнуть основные детали памятников и фасадов, концентрирует внимание человека на исторических и художественных деталях строения.
  3. Силуэтное освещение здания — помогает создать определённый контраст между затемнённой деталью сооружения и светлым фасадом с помощью проецирования пучка света с заднего плана. Также светодизайнеры используют специальный световой фон для затемнения общего силуэта строения.
  4. Освещение контуров — ещё один метод, с помощью которого светодизайнер может разработать красивый проект освещения фасада строения. Такой метод включает в себя создание контраста между нишами и стенами, а также гранями постройки.
  5. Проведение динамического освещения — помогает усиливать общий заливающий эффект с помощью разной степени освещённости на отдельных частях здания. Динамичная подсветка также может изменять свой цвет и яркость.
  6. Световой фасад — простой способ, который придаёт традиционную эстетику остеклённого здания с помощью оборудования, установленного внутри него. Ровное однотонное освещение используется для подсветки коммерческих и офисных зданий.

Для формирования выразительного светового облика здания следует в обязательном порядке учитывать площадь объекта, его расположение по отношению к остальным архитектурным постройкам, стиль отделки, фактуру и множество других важных параметров.

Области применения

Чаще всего архитектурная подсветка создаётся для таких построек, как:

  • Загородные участки и частные дома, небольшие гостиничные домики.
  • Городские здания. Это могут быть памятники архитектуры, офисы больших магазинов, административные постройки, торговые центры.
  • Мосты.

Способ освещения подбирается в зависимости от назначения строения, его места расположения и архитектурных характеристик.

Особенности подсветки

Такая функциональная подсветка создана для определённых идей дизайнеров при оформлении загородных домов и художественных иллюминаций.

Последняя применяется чаще всего для создания целостного изображения городской архитектуры. Для её создания нужно учитывать многие факторы. С такими задачами могут справиться лишь профессиональные дизайнеры из организаций. Функциональное назначение такого освещения не столь важно, в отличие от эстетического эффекта. Такая подсветка не должна расходиться с общими стилистическими особенностями здания.

Функциональное освещение прежде всего используется для создания более удобных условий для передвижения человека с наступлением темноты. В этом случае очень важно подобрать правильный показатель яркости и поставить фонарь в нужное место. Осветительный прибор ни в коем случае не должен слепить глаза, в то же время освещение должно быть полностью комфортным для жизнедеятельности.

Создание красивых световых решений в частном доме должно учитывать сразу два вышеуказанных варианта размещения. Подсветка частных домов должна полностью выполнять функциональную составляющую, также не нужно забывать и о дизайнерском решении. Каждый хозяин частного дома пытается как можно лучше облагородить свой участок, сделать его более красивым. Достичь этого можно с помощью отделки общего фасада здания.

Основные виды архитектурного освещения

Сегодня современные разработки и осветительные технологии могут предложить пользователю множество возможных вариантов освещения здания. Такие конструкции обеспечивают хорошую подсветку, которая качественно выполняет все возложенные на неё функции. Конструкция осветительной системы включает в себя определённый набор устройств, которые могут обладать некоторыми отличиями в зависимости от типа декора и его назначения:

  1. Осветительные приборы считаются главным видимым элементом при иллюминации.
  2. Датчики движения либо освещённости территории. Такие конструкции используются для экономии электрической энергии и оснащены автоматической системой. Они активно реагируют на передвижение человека либо на наступление темноты на улице.
  3. Специальные прожекторы, которые считаются главным элементом подсветки.
  4. Главный элемент управления.

С помощью такого набора подсветки можно сформировать особую атмосферу, которая в несколько раз повысит комфорт при наступлении темноты.

Проектирование осветительной системы

Проектирование освещения открывает большое количество возможностей перед светодизайнером. С помощью хорошей иллюминации строения можно воплощать самые разные визуальные эффекты, которые будут подчёркивать все архитектурные особенности постройки и помогать скрывать небольшие недостатки, если они имеются.

При создании такого вида освещения нужно учитывать большое число особенностей каждого конкретного здания. При разработке освещения нужно следовать всем особенностям строения, электропотребления и нужной яркости. В настоящее время в моду активно входит освещение, которое поддерживает энергосберегающие функции светильников.

Архитектурное освещение принято разделять на три технических расположения:

  1. Заливающая подсветка. Такой тип подсветки используется для освещения фасадов по всей высоте. Пользуется особой популярностью при создании иллюминации в общественных зданиях.
  2. Общая фасадная подсветка. В таком случае световые изделия должны выделять главные детали строения. Такая подсветка часто используется для того, чтобы подчеркнуть дизайн и имидж строения.
  3. Создание скрытой подвески. Такой метод украшение включает в себя практически полное отсутствие функционального освещения. Метод необходим для создания красивого светового изображения.

Создание такого проекта потребует профессиональной подготовки в сфере светотехники. Также можно применять специальные программы, которые помогут визуально создать все эффекты РТ современного света.

Светодиодная (LED) подсветка здания

LED — освещение начинает всё больше и больше распространяться на современном рынке. Профессиональное использование светодиодной подсветки помогает подчеркнуть красивый вид и изящество любого строения. Особенностью этого освещения считается простота установки, широкое количество цветов, технологических и дизайнерских эффектов.

Пиксельная технология светодиодов помогает создавать определённую анимацию, которой можно красиво задекорировать фасад любой постройки. Этого можно достичь с помощью центрального пульта управления, который создан для регулировки объёмной системы света.

Такие световые устройства отличаются своей простотой в использовании, долговечностью и экономичностью в повседневном обслуживании. Совместно с другими функциональными решениями от дизайнера такие показатели выводят этот тип подсветки в лидеры на рынке иллюминации.

Применение декоративного света

Такой метод создания особой атмосферы придаёт строению особую атмосферу и уют. Подсветка выбранных деталей помогает подчёркивать все особенности дизайна, выделять либо скрывать некоторые недостатки, которые были созданы при строительстве.

Для создания такого типа освещения могут использоваться различные световые приборы и устройства. Бывают случаи, когда светильники заведомо удешевляют конструкцию, поэтому для формирования гармоничного и привлекательного вида нужен особый профессиональный подход к выполнению проекции. В современном дизайне распространено использование освещения светодиодами, которое может подчеркнуть все особенности и показать игру света и теней со всей неповторимостью и изысканностью.

Чтобы создать качественное декоративное освещение, также очень часто применяют специальные прожекторы и светильники LED. Создание правильной подсветки нуждается в серьёзном подходе и определённом навыке в этой области. Если вы всё-таки решили провести такую отделку самостоятельно, то вам нужно очень тщательно изучить соответствующие материалы и купить специальную программу для моделирования света.

Иллюминации к Новому году

На территории США и Европы это обязательный элемент красивой и неповторимой сказки прямо на Рождество. Все знают, как в крупных столицах загорается красивая новогодняя иллюминация. Это считается настоящим событием, которое очень часто показывают по телевидению и печатают в газетах и журналах. Многие западные страны закладывают в государственный бюджет особую графу расходов на рождественское и праздничное освещения улиц и зданий.

В нашей стране проекты по украшению новогодней подсветки зданий начали рассматриваться лишь в последние несколько лет. Это можно объяснить отсутствием красивых и качественных осветительных устройств, которым до настоящего времени очень страдала эта отрасль.

Современные разработки и технологии принесли множество привлекательных светодиодных приборов, которые могут создать праздничную и качественную подсветку постройки. Такое решение может принести праздничное настроение и атмосферу не только детям, но и взрослым людям.

Особой популярностью для создания иллюминации под новогодние праздники пользуется дюрлайт. Это шнур, внутри которого находятся светодиодные светильники. Его создают из особых полимерных материалов. Благодаря своей прочности и пластичности, он прост и надёжен при установке и эксплуатации.

Контурный тип освещения

Такой тип подсветки применяется для детального выделения архитектурной постройки. Это может быть оконный проём, украшающий фасад здания, либо входная дверь, которая украшается по особому дизайну.

С помощью такого метода можно воплотить в жизнь интересные и необычные дизайнерские решения, выделить практически любой элемент фасада, подсветив его контур. Такие решения применяются как для жилых зданий, так и для коммерческих объектов. Для создания таких проектов чаще всего используются светодиодные ленты и остальные устройства гирляндного типа как с постоянным, так и переменным освещением.

planken.guru

Архитектурное освещение: особенности монтажа

Освещение фасадов зданий

Архитектурно-художественное освещение, в последнее время приобретает все большую популярность. Его используют для подсветки не только исторических и культурных зданий, но и для офисных и торговых центров, жилых домов, садовых и парковых зон — и даже производственных зданий.

Такой тип освещения способен преобразить самое унитарное здание. Здесь, главное, правильно его смонтировать и настроить.

И вот с этим аспектом, у наших доморощенных светоинженеров далеко не все так хорошо. Поэтому в нашей статье мы постараемся раскрыть основные нормы и правила создания качественного архитектурного освещения.

Требования, предъявляемые к архитектурному освещению

Прежде чем разбираться, как правильно организовать архитектурное художественное освещение давайте, разберемся с теми аспектами, от которых мы будем отталкиваться при его проектировании. Ведь правильное определение условий — это уже половина победы.

Зависимость освещения фасада от места расположения здания

Одним из самых важных параметров при выборе освещения, является расположение дома. А также, имеет значение  расположение смежных зданий, наличие габаритных зеленых насаждений, интенсивность движения транспорта в прилегающей зоне. Почему нам это важно?

Например: рядом с нашим зданием расположено однотипное или отличное здание, уже оборудованное системой подсветки. Значит, нам необходимо будет подстраиваться под его цветовую гамму, стилистику оформления освещения, и учитывать его отраженное освещение.

В противном случае, наша подсветка дома просто выбьется из архитектурного ансамбля, и будет выглядеть бельмом. Если же соседнее здание не имеет подсветки, то нам все равно следует учитывать его цветовое оформление, затеняющее воздействие — и, возможно, отражающее влияние.

Зависимость архитектурного освещения от зеленых насаждений

Наличие габаритных зеленых насаждений, несколько ограничивает нас в геометрии расположения светильников. А в некоторых случаях, для создания целостного ансамбля, требует и их светового оформления.

Наличие транспорта и пешеходных зон вблизи дома, накладывает на нас определенные обязательства. В частности, ослепляющего эффекта от нашего освещения не должно быть. И это касается не только подсветки фасада, но и любого другого декоративного освещения нашего ансамбля.

Выбор места преимущественного обзора здания

Очень важным аспектом является угол и зона обзора нашего здания. Для этого вычисляется линия наиболее вероятного угла зрения человека при осмотре данного здания. Ведь согласитесь, дом, который будут осматривать с расстояния в 100 – 300 метров, требует совершенного другого подхода, чем здание, на которое будут смотреть с расстояния в километр и более.

При этом, если у нашего здания есть участки фасада, не просматриваемые зрителем, то их можно и вовсе не освещать — либо снизить интенсивность их освещения. Между прочим, цена такой экономии для отдельных зданий, может быть весьма и весьма существенной.

Очень важным аспектом является материал и цвет отделки фасада здания. Различные материалы обладают неодинаковым коэффициентом отражения. Поэтому требуется соблюдать правильный угол падения света, что в свою очередь отражается на общей структуре светового оформления.

Нормы и правила архитектурного освещения зданий

Теперь, давайте рассмотрим каждый из этих аспектов более подробно, с указанием норм и правил, предъявляемых к каждому из них. Кроме того, изучим рекомендации, которые дают нормативные документы к различным объектам.

Классификация улиц и дорог

Прежде всего, рассмотрим вопрос: «Почему нормы архитектурного освещения так требовательно относятся к расположению здания?».

Допустим, есть два здания: одно из них располагается на центральной улице крупного города, второе — в загородном дачном поселке. Интенсивность освещения для этих зданий должна быть разная. Ведь в загородном населённом пункте, фоновая освещенность на порядок ниже.

Фоновая освещенность улиц городов

Исходя из этого, в СНиП 23-05-95 была разработана классификация улиц и площадей по фоновой освещенности. Данная классификация сведена в табл.37 нормативного документа.

Согласно нее, освещенность фасада дома в крупном городе должна быть 10 кд/м2. Освещение же фасада загородного дома может быть всего 4 кд/м2.

Если не придерживаться этих норм, здание в центре города будет слишком блеклым, а дом в загородном поселке, будет иметь слишком яркое освещение.

Еще один аспект, на который мы бы советовали обратить внимание — это окружающее пространство. Если рядом с нашим домом расположено здание со значительными площадями остекления, из которого струится освещение, то это следует учесть при расчетах.

В этом случае, независимо от категории улицы, яркость фона следует принимать более 5 кд/м2. Соответственно, средняя освещённость нашего фасада должна быть не меньше 10 кд/м2.

На фото таблица 37 СНиП 23-05-95

Обратите внимание! На освещение витрин магазинов не распространяются нормы по освещению фасадов. Для них действуют другие нормативы по максимальной освещенности, которые, кстати, тоже зависят от категории места расположения.

Так же мы рассматривали случай, когда наше здание затенено растительностью. Она значительно снижает яркость фона. Поэтому, независимо от расположения здания, нам в этом случае нужно будет достичь средней освещенности в 4 кд/м2.

Еще один вопрос, на котором следует заострить внимание — это точка обозрения здания. Согласно СНиП 23-05-95, если она расположена на расстоянии в 1км и более, то допускается увеличивать среднюю освещенность здания до необходимой величины.

Теперь, что касается угла падения света. Практически все поверхности зданий относятся к так называемым, диффузным поверхностям (с рассеянным отражением света). При угле падения света в 45о, они по-разному отражают свет — и это следует учитывать при проектировании.

Фасад при диффузном отражении света

Если у нас имеется гладкая поверхность фасада, покрытая полимерными красками, то мы имеем диффузное отражение света.

В этом случае, свет отражается равномерно во всех направлениях.

Мраморный фасад здания

Для гладких матовых поверхностей – таких, как шлифованный гранит, мрамор, травертин, неглазурованная плитка, гладкий бетон и тому подобное, отраженность будет направленно-рассеянной.

То есть, в данном случае большая часть отраженного света, будет распределяться по направлению зеркальной отраженности. Меньшая часть света, будет отражаться под другими углами.

Фасад с шероховатой поверхностью

Если имеется фасад с матовой офактуренной или шероховатой поверхностью, например: оштукатуренный полимерцементным составом с мелкозернистым наполнителем, то такая поверхность так же даёт направленно-рассеянное отражение света.

Только в этом случае, большая часть отраженного света направлена к источнику.

 

Фасад с шероховатой блестящей поверхностью

Если фасад имеет шероховато-блестящую поверхность, например: облицован тесанным гранитом, кварцевым песком или стеклом, то он дает направленно-рассеянное отражение.

Но в этом случае, инструкция говорит нам о том, что отражение будет распределяться примерно поровну между направлением к источнику света и его зеркальным отражением.

 

Фасад с гладкой блестящей поверхностью

Последним вариантом, является фасад с гладкой блестящей поверхностью.

Она может быть получена при использовании шлифованного мрамора, гранита или глазурованной облицовочной плитки.

В этом случае, отражение света будет смешанным со значительными бликами по направлению к зеркальной отлаженности.

Но это еще не все. Как известно, отраженность зависит еще и от цвета облицовки. Так, согласно таблице 38 СНиП 23-05-95, белый цвет дает коэффициент отражения равный 0,6. А черный цвет имеет коэффициент отражения менее 0,15.

Таблица 38 СНиП 23-05-95

Виды и секреты архитектурного освещения

Ну вот, мы и определились с основными нормами и аспектами фасадного освещения. Но это ни на йоту не приблизило нас к ответу на вопрос, как его правильно организовать. Поэтому давайте рассмотрим его основные виды, и раскроем небольшие секреты его монтажа.

Виды архитектурного освещения

Освещение архитектурное может быть нескольких видов: равномерное, комбинированное, контурное, внутреннее и декоративное.

Равномерное освещение фасада дома

Некоторые из этих видов, в различных источниках имеют различные названия, но это не меняет их сути:

  • Наиболее распространенным, является так называемое равномерное, или как его еще называют: заливное освещение. Оно предполагает равномерное освещение всего фасада дома по всему периметру. В некоторых случаях, применяется равномерное освещение части фасада дома.

Обратите внимание! Для данного типа освещения, существует норма по равномерности освещения. Так, перепад между средним уровнем и уровнем освещенности наиболее затененного участка, не должен превышать показатель 1/3.

Комбинированное освещение фасада

  • Комбинированным называется освещение, когда имеется равномерное освещение фасада, а отдельные элементы имеют более яркое освещение. В некоторых случаях, отдельные элементы наоборот затемняются.

Контурное освещение фасада

  • Контурным называется освещение, когда фасад дома имеет подсветку только по контуру. Иногда применяется частичное контурное освещение, когда подсвечивается контур только одного элемента дома. Обычно это контур крыши, но здесь возможны варианты. Кстати, контурное освещение иногда используют в комплексе с системой охранного освещения.

Визуальный рисунок на фасады за счет внутреннего освещения

  • Иногда применяется внутреннее освещение фасада. Казалось бы, это не совместимые понятия. Но за счет специально спроектированного включения внутреннего освещения, на фасаде дома можно создавать световые рисунки.

Внимание! При наличии определенных средств автоматизации управления внутренним освещением, можно добиваться изменения светового рисунка в течение определённого времени. Такое решение имеет смысл только для многоэтажных зданий с большим количеством световых проемов, и обычно используется только как временное решение.

Декоративное освещение фасада здания

  • Декоративным освещением фасада дома называется такой тип освещения, когда при помощи специальных наружных светильников или других световых устройств, на фасаде изображается определенный орнамент. Данный тип освещения достаточно сложно организовать своими руками, и для получения качественного результата требует специального оборудования. Поэтому в большинстве случаев так же является временным.

Секреты архитектурного освещения

А вот теперь пришло время поговорить о том, как правильно выполнять монтаж архитектурного освещения. Ведь дело это достаточно непростое, и требует знания многих нюансов, которые мы и попробуем раскрыть в нашей статье.

Прежде всего, давайте остановимся на местах расположения светильников. Это могут быть специальные ниши ниже уровня земли. В этом случае, следует побеспокоиться о качественном водоотведении, и соответствующем уровне влагозащищенности светильников.

Могут быть светильники, установленные на уровне земли. Обычно их монтируют на специальные бетонные или железные пьедесталы. Можно установить светильники непосредственно на самом здании. Для обеспечения требуемого угла падения света, при этом следует использовать специальные держатели.

Светильники для установки ниже уровня земли

В некоторых случаях, для освещения фасада дома используют светильники, установленные на крышах соседних зданий. Если такой возможности нет, то можно устанавливать светильники на специальных мачтах или столбах.

Выбор места установки светильников осуществляется, исходя из конструкции здания, его отделочных материалов и окружающего пространства.

Давайте рассмотрим некоторые варианты:

  • Когда здание имеет форму башни, то светильники следует располагать на уровне земли. Если это невозможно, то следует использовать два или три светильника, расположенные в диаметрально противоположных участках здания, и равноудаленные от ее основания.
  • Если у здания имеются вертикальные выступы. Это могут быть элементы конструкции, пилястры и другие подобные элементы. В этом случае, следует выбрать основное направление наблюдения, и разместить светильники справа и слева от мест наблюдения. Для освещения затененных участков, следует применить дополнительные светильники. Причем, их яркость может отличаться от яркости основного заливного освещения.

Варианты архитектурного освещения различных зданий

  • Если на нашем здании присутствуют небольшие горизонтальные выступающие поверхности – балки, пояса и тому подобное. Светильники следует располагать на уровне земли, но на некотором удалении от здания.

Обратите внимание! Если наше здание имеет ширину больше чем высоту, то имеет смысл применять светильники с высокими углами горизонтального рассеяния. Если же здание напротив, в высоту намного больше чем в ширину, то следует применять прожекторы с высокими углами вертикального рассеяния.

  • При наличии балконов, лоджий и других габаритных горизонтальных выступающих частей,  светильники следует располагать на земле, но на значительном удалении от здания. Размещать светильники выше уровня земли не рекомендуется из-за попадания света внутрь помещения.

Правильная установка светильников архитектурного освещения

Теперь давайте обсудим зависимость угла установки светильников от облицовки здания. Здесь то же есть определенные требования.

Если для отделки фасада применяется материал с диффузным отражением света, то угол падения света на фасад и взгляда наблюдателя, должен быть в пределах 30 – 45о. Для зданий, отделанных материалами с направленно-рассеянным отражением, светильники следует размещать так, чтобы угол между углом падения света и взглядом наблюдателя, был в пределах 45-60о.

Если же это материалы с шероховатой блестящей поверхностью, то светильники следует располагать таким образом, чтобы свет падал снизу-вверх. При этом угол падения света не должен быть больше чем 45о.

Это же правило касается и освещения зданий с отделкой из гладких блестящих материалов. Только в этом случае, угол падения не нормируется. При этом следует полностью исключить попадание бликов в поле зрения человека, как на видео.

Давайте остановимся и на требованиях установки, предъявляемых к светильникам исходя из окружающей обстановки. В первую очередь, это касается зеленых насаждений.

Если таковые есть перед зданием, то светильники следует располагать между деревьями и зданием. В некоторых случаях допускается их скрывать в зеленых насаждениях, но при этом следует исключить попадание в луч света отдельных веток.

Освещение здания около водоема

Если здание расположено на берегу водоема или бассейна, то светильники для подсветки следует расположить на уровне или ниже уровня земли. Это необходимо для отсутствия бликов на воде, и красивого отражения силуэта здания в водоеме.

Обратите внимание! В этом случае не допускается установка светильников с направлением света вниз. А при установке светильников для подсветки отдельных элементов, их следует делать максимально направленными.

Последним важным аспектом, является цветовая гамма архитектурного освещения. Если вы хотите обеспечить качественную цветопередачу, то не стоит пользоваться лампами накаливания и лампами НЛВД.

Ими можно освещать только серо-бежевые и темно-зеленые поверхности. Для остальных поверхностей лучше использовать лампы ДРЛ, ДРИ, диодные. Но тут, тоже не без оговорок, касающихся цветопередачи отдельных диодных ламп.

Вывод

Освещение архитектурно художественное — это целый раздел в осветительных системах. Здесь следует правильно выбрать не только технические параметры, системы управления, выполнить монтаж, но и обладать определенным талантом. Поэтому для создания действительно качественного фасадного освещения, советуем не заниматься самодеятельностью, а обратиться к профессионалам.

elektrik-a.su

Архитектурное освещение зданий.

Доступно о светотехнике

Понятие «архитектурное освещение» прежде всего, включает в себя архитектурное освещение зданий. Под архитектурным освещением зданий подразумевается художественная подсветка фасадов, т.к. фасады здания являются выразителями его архитектурных особенностей.
Архитектурное освещение может быть выполнено светильниками, закрепленными непосредственно на фасад (читайте статью «Светильники для фасадов») или светотехническим оборудованием, установленным на опорах освещения. В последнем случае мощные осветительные приборы со специальными цветными фильтрами позволяют создавать интенсивное освещение всей площади фасада.
Еще один вариант архитектурного освещения фасадов зданий – установка светильников встраиваемых в грунт вблизи стен здания. Светильники могут быть направлены на фасад здания, иметь ассиметричный отражатель или вверх, и результатом применения такого светотехнического оборудования обычно является мягкая заливающая подсветка всего фасада здания, без каких либо акцентов.
Проекты архитектурного освещения обычно предусматривают использование одного способа художественной подсветки фасадов зданий. Однако, в некоторых проектах фасадной подсветки, где используется освещение мощными световыми приборами, установленными не на фасаде здания, могут применяться и светильники для фасадов. Например, для создания акцентов на отдельных элементах фасада.
Подсветка фасадов, реализованная при помощи светильников, смонтированных на фасаде зданий боле сложна и многогранна. Расположение световых приборов на фасаде, их мощность и направленность световых лучей должны быть увязаны с архитектурой здания, его пропорциями, стилем постройки, особенностями его использования и требованиями заказчика. К последним, в частности, могут относиться требования городских властей, задачей которых является недопущение сильных отличий в подсветке фасадов зданий на одной улице или даже в целом в центре города.
Архитектурно художественное освещение фасада обычно подчеркивает горизонтальные линии фасадов зданий, например, верхний горизонт или линию, отделяющую цоколь здания от верхних этажей. Архитектурные элементы здания, такие как колонны, портики, барельефы, наличники окон и пр. выделяются вертикально направленными световыми приборами. Также, прожектора могут быть установлены в простенках между окнами и быть направлены вверх и вниз. Для зданий современной архитектуры возможно использование светильников с возможностью направления светового луча в 4 стороны. В результате применения таких световых приборов на фасаде здания получается «световой крест». Такой прием, довольно популярен в подсветке фасадов в последнее время. Практически все известные производители светотехники для архитектурного освещения зданий в последние год-полтора ввели в свой ассортимент светильники такого типа, а значит это уже тенденция.
Архитектурно художественное освещение зданий, если говорить о его проектировании, представляет собой визуализацию в трехмерных компьютерных программах предлагаемой концепции освещения. Исходя из архитектурных требований и технических параметров подходящего для этих целей светотехнического оборудования, проектировщик освещения создает компьютерную модель (эскиз, изображение) подсветки фасада здания в темное время суток. Фактически созданное изображение является всего лишь выражением желаемого заказчиком и представляемого проектировщиком. Поэтому, чем профессиональнее и опытнее специалист по архитектурному освещению, тем выше вероятность, что конечный результат будет в полной мере соответствовать нарисованной картинке.
Архитектурное освещение зданий тесно связано с понятием «светодизайн». Именно архитектурно художественное освещение требует не только технических знаний, но в большей мере ставит перед специалистом по освещению творческую задачу. Решением этой задачи будет выразительный запоминающийся образ здания в темное время суток, созданный при помощи архитектурного освещения.
С.Исполатов
Компания СТК Системы освещения.

www.svetstk.ru

Архитектурное освещение и подсветка фасадов зданий в Москве

Впервые подсветка фасадов домов стала осуществляться около ста лет назад американскими проектировщиками, которые начинали оформлять такой дизайн домов в престижных районах. Современное архитектурное освещение является неотъемлемой частью архитектурных решений, которые принимают при разработке проектов капитальных объектов. Оно предназначается для оптимальной подсветки строений в вечернее и ночное время. Используется также как декор здания, который позволяет выделить его художественной игрой света, подчеркнуть красоту подсветкой определённых элементов или скрыть недостатки архитектуры. 

Задачи, решаемые подсветкой зданий

Основная цель подсветки —  подать здание в выгодном виде. Ранее это использовалось в качестве дополнительного светового источника, а сейчас —  больше для выполнения декоративных функций. Такое решение принимается дизайнерами, чтобы сделать городские здания, пригородные коттеджи более яркими и динамичными. Улицы городов и посёлков во всех странах по вечерам становятся оптимально освещёнными благодаря не только обычным фонарям и светильникам, но и потокам света от таких зданий.

Чаще всего подсвечивают нежилые объекты (административные, развлекательные, торговые здания, рестораны, отели и т.п.), чтобы привлечь к ним внимание посетителей. Архитектурная подсветка позволяет повысить рыночную стоимость строений, даёт им маркетинговые преимущества. Она также подчёркивает статусность строения.

В загородных коттеджах и дачах иллюминация используется в целях превращения обычных домов в произведения искусства, имеющие высокие декоративные качества, с выделенными в них различными формами (колонны, арки, ниши и др.). Большое значение имеет и функциональная роль подсветки. С её помощью улучшается визуализация всех объектов на участке, повышается безопасность нахождения людей в домах.   

 

Типы архитектурного освещения

Способ освещения строений зависит от их предназначения, конструктивных особенностей, стиля, размеров. При его выборе учитывают такие факторы, как вид и цветовое решение материала фасадной облицовки, световое оформление зданий, расположенных поблизости. 

Архитектурное освещение фасадов зданий бывает функциональным или декоративным. Основная задача функциональной — обеспечение безопасного и удобного пребывания людей на улицах города вечером и ночью. Особенно оно важно зимой, когда световой день в России наиболее короткий. Функциональная подсветка осуществляется с тщательным выбором источников света, которые должны быть эффективными, не доставлять дискомфорта глазам, освещать большие пространства.

Декоративная подсветка применяется при организации разных торжественных мероприятий — праздников, спортивных игр, фестивалей и других. С её помощью преображаются улицы городов, что делает их запоминающимися.    

Архитектурная подсветка зданий осуществляется с использованием следующих основных приёмов (или их комбинаций):

 1.     Локальное (акцентное).

Используется при необходимости усиления эстетики отдельных частей дома (колонны, лепнина, балконы, карнизы, окна и т. д.). Для акцентной иллюминации участков фасадов используются светодиодные прожекторы, не яркие настенные светильники, закрепляемые в необходимых местах на фасаде. Этот экономичный метод часто применяется для зданий, облицованных деревом, керамогранитом или панелями. Минус метода: визуальная перегруженность фасада в дневное время.

 2.      Фоновое.

Подобное решение позволяет сделать основной акцент на конкретных элементах домов, но скрыть детали. Его задача — создать светящийся фон на тёмном здании. Воплощается в жизнь с помощью специальных металлогалогенных ламп (они создают рассеянное подсвечивание фасадов). Применяется для освещения театров, дворцов. 

 3.      Контурное.

Этот приём появился недавно. Он заключается в подсветке контуров капитального объекта с использованием светодиодных лент, гибких неонов, гирлянд. Таким образом осуществляется подсветка линий крыш, арок, эркеров, окон, балконов.

 

 4.      Заливающее.

Самый простой метод, состоящий в равномерной подсветке всей поверхности фасадов с удалённого расстояния. Чаще всего используется, чтобы выделить культурные объекты, церкви, памятники, отдельные небольшие сооружения. Не годится для подсветки зданий с дефектами, недостатки которых станут явными. Организуется с помощью мощных прожекторов, стоящих на земле (столбиках), подающих свет направленно на объект. Не применяется, если нет возможности расположить на необходимом расстоянии от объекта.  

 5.      Динамичное.

Этот метод подачи света особенно востребован дизайнерами и заказчиками в силу своих достоинств. Для его организации используются программируемые RGB светильники, что позволяет подсвечивать фасады различным цветом. Они программируются в зависимости от времени года, погоды, музыки, присутствия людей. Монтаж систем осуществляется с помощью прожекторов, точечных источников света, лент, диодов.   

 

 6.      Художественное.

Для подобной подсветки строений задействуются все вышеперечисленные приёмы.

 7.      Световое.

Используются, когда возникает необходимость подсветить дома, где предусмотрено сплошное остекление. Оборудование устанавливается внутри помещений, направляется на стёкла. Световой дизайн создаётся неподвижным либо динамичным. Актуально для светового обустройства торговых, развлекательных центров.   

Все эти способы сейчас применяются и за пределами городов. Пригородные коттеджи, капитальные дачные дома часто оснащаются осветительными системами, которые собственники выбирают, ориентируясь на свои желания и финансовые возможности. Такое решение позволяет сделать более комфортным передвижение по посёлку в ночной период времени, показать художественный вкус хозяев, выделить дом из окружения. Идеальной признаётся работа светодизайнера, если зритель не видит, откуда загородный дом освещается, так как светильники надёжно спрятаны от глаз посторонних.

Виды используемых светильников

Осветительные приборы для размещения на внешних частях капитального объекта могут быть практически любого вида. Главное, чтобы они соответствовали всем требованиям безопасности, предъявляемым к ним.

Светильник, предназначенный для наружной установки, обязан обладать такими характеристиками:

  • повышенной пожаробезопасностью;
  • экономичностью энергопотребления;
  • способностью функционировать в местах с любыми климатическими условиями;
  • герметичностью корпусов, отсутствием дополнительных швов;
  • высоким уровнем пылезащиты, влагостойкостью;
  • устойчивостью к механическим воздействиям.  

Также их корпуса должны выполняться из надёжных материалов (алюминий, нержавеющая и листовая сталь, имеющая антикоррозийное покрытие). 

Уделяется внимание и внешнему виду используемых светильников. Основные требования к ним: незаметность для глаз, отсутствие излишних деталей, нейтральные или в тон фасаду цвета. Главное, чтобы они не вносили диссонанс в общее восприятие здания, были максимально незаметными на нём в дневное время.    

Осветительные устройства, предлагаемые для установки на фасадах, бывают линейными, грунтовыми, точечными и акцентными. В них предусмотрены разные виды ламп: металлогалогенные, люминисцентные, светодиодные.

Большей популярностью пользуются лампы на светодиодах, обладающие значимыми преимуществами по сравнению с остальными:

  • длительным сроком эксплуатации;
  • максимальной яркостью при малой мощности;
  • эффективной работой диодов в температурном диапазоне -40° C — + 40° C, с быстрым запуском, отсутствием мигания;
  • возможностью выбора формы диодов, выпускаемых в виде шнуров, линеек, лент с круглым, прямоугольным сечением.       

Если проектировщик соблюдает все требования безопасности, учитывает архитектурные особенности зданий, правильно выбирает комплектующие для их светового оформления, то клиент получит оптимальный результат от его работы.    

 

Правила подсветки объектов и требования к её установке

Светодизайн зданий проектируется на основе тщательных расчётов, точных измерений всех его фасадных элементов, рельефных изгибов. Затем выбираются места установки осветительных устройств, прокладки кабеля, системы управления. Согласно нормативным документам, подходящими для этих целей считаются наружные приборы с углом рассеивания от 10 до 60 градусов. Их расстановка должна соответствовать решениям дизайнера и не создавать слепящего действия на жителей зданий, находящихся напротив этого дома.

Проектирование освещения разных участков здания осуществляется определёнными типами светильников с учётом следующих правил:

  • для колонн используют специальные прожекторы при наличии у них узких лучей рассеивания;
  • простенки между окон на первых этажах требуют подсвечивания от источников света или торшеров, отдельно стоящих;
  • для карнизов необходимы специальные светильники, дающие линию света большой длины.

В зависимости от назначения объектов яркость фасадов варьируется в районе от 3 до 10 кандела на м2. При подсветке памятников задействуются металлогалогенные лампы с индексом цветопередачи выше значения 80.  

Требования к монтажу

К установке приборов тоже предъявляются определённые требования. Это необходимость учёта стиля, геометрии элементов объекта, схемы его расположения. Важен правильный подбор всех осветительных устройств, расчёт их нужного числа.

Например, развлекательные центры оформляются ярко, исторические объекты —  так, чтобы не нарушать замысел зодчих, офисам же не требуется много света.

Имеет значение и материал фасадной облицовки. Если она из металла, стекла, то выбирается верхнее расположение приборов во избежание уменьшения освещённости, возникновения слепящих пятен. Есть требования и к монтажу оборудования. Оно должно размещаться в местах, доступных для обслуживания (ремонт, замена ламп).

Правильное управление световой системой позволяет сэкономить на обслуживании объекта, снизить потребление электрической энергии. Светодизайнеры подбирают комплект устройств, который в будущем можно модифицировать. Базовая система усложняется установкой в системе датчиков освещённости и присутствия. Первый из них включает свет, когда становится темно, а второй —  при появлении людей в пределах источника. 

Где заказать архитектурное освещение в Москве?

В современных городах, посёлках умная подсветка сооружений смотрится вполне органично, придаёт им особый вид. Она уже стала частью городской архитектуры, которая развивается и в этом направлении, привлекая сюда всё больше туристов. Для работы над световым дизайном общественных и частных строений привлекают профессионалов, способных учесть все нюансы строения, которое будет становиться более презентабельным. 

Наша компания предлагает проектирование освещения на зданиях разного типа. Мы пользуемся всеми приёмами и их комбинациями, чтобы получить требуемый результат. Данная услугаоказывается специалистами юридическим и физическим лицам. Цена разработки определяется её сложностью, видом используемого оборудования, объёмом монтажных работ.

Мы проектируем быстро, интересно с учётом особенностей и расположения объектов, окружающего ландшафта. Выбор эффективных источников (прожекторы, торшеры, светильники) поможет рационально составить схему, не требующую лишних трат на монтаж и будущую эксплуатацию. При этом мы пользуемся только передовыми решениями в светотехнике.  

 Проект выполняется с помощью определённых компьютерных программ, а установка светильников начинается только после согласования готовой документации в контролирующих органах. После установки заказчик получит качественно выполненную световую систему, которая прослужит длительный срок!

Оформить заявку

zodiak-svet.ru

БЛОГ | Архитектурное освещение

Специалисты по светотехнике стремятся изменить привычный вид городов в темное время суток — они создают проекты, которые не оставляют здания и объекты незамеченными. Такое решение приветствуется в городах с историческими памятниками и большим потоком туристов. Также современное архитектурное освещение — это действенное рекламное средство. Архитектурное освещение — неотъемлемая часть ночного городского пейзажа.

Архитектурное освещение – это умело созданная игра света, которая позволяет расширить оригинальные дизайнерские задумки в темное время суток. Специалисты по светотехнике стремятся изменить привычный вид городов в темное время суток — они создают проекты, которые не оставляют здания и объекты незамеченными. Такое решение приветствуется в городах с историческими памятниками и большим потоком туристов. Также современное архитектурное освещение — это действенное рекламное средство.

Содержание:
— Применение архитектурного освещения
— Основные типы архитектурного освещения зданий
— Какие светильники применяются для архитектурного освещения?
— Архитектурная подсветка — имидж любого здания

Идея наружного освещения фасадов зданий и архитектурных объектов появилась в США после того, как была окончена Первая мировая война — в этот период Манхэттен, самый популярный район Нью-Йорка, был превращен в нереальный по светоизлучению остров. Для Европы эта тенденция пришла в параллели со стремлением эстетично оформить современные города, которым архитекторы стремились придать утонченность и изысканность. Европейская сдержанность не приняла «кричащие» американские традиции — Старый Свет последовательно придерживался традиций, которые формировались столетиями, и во всем демонстрировал чувство меры. Вплоть до начала 60-х годов прошлого века архитектурное наружное освещение было на втором месте. Но тенденция все же набирала обороты и у специалистов появлялись новые идеи, воплощение которых требовало знаний и определенного уровня мастерства.

Если говорить о России, то самые массовые электрические зрелища пришлись на коронацию Александра III в 1883 году. Тогда лампочки Эдисона (которые большевики переименовали в лампочки Ильича) зажглись на высокой колокольне храма Ивана Великого в количестве трех с половиной тысяч. Только выстроенный храм Христа Спасителя осветили лучи прожекторов и дуговых ламп, которые били с башен Кремля. Художники, жившие в то время, запечатлели невиданное по красоте событие во многих картинах. Уже во времена Советского Союза архитектурная подсветка пользовалась успехом у приверженцев сталинского неоклассицима, которому были характерны монументальность и ансамблевость. А на фасадах «сталинок» часто располагали скульптуры, требующие локальной подсветки. Сейчас эти высотки выглядят, как современные архитектурные объекты, благодаря грамотной и яркой подсветке.
Архитектурное освещение — неотъемлемая часть ночного городского пейзажа

Архитектурное освещение – это умело созданная игра света, которая позволяет расширить оригинальные дизайнерские задумки в темное время суток. Специалисты по светотехнике стремятся изменить привычный вид городов в темное время суток — они создают проекты, которые не оставляют здания и объекты незамеченными. Такое решение приветствуется в городах с историческими памятниками и большим потоком туристов. Также современное архитектурное освещение — это действенное рекламное средство.

Идея наружного освещения фасадов зданий и архитектурных объектов появилась в США после того, как была окончена Первая мировая война — в этот период Манхэттен, самый популярный район Нью-Йорка, был превращен в нереальный по светоизлучению остров. Для Европы эта тенденция пришла в параллели со стремлением эстетично оформить современные города, которым архитекторы стремились придать утонченность и изысканность. Европейская сдержанность не приняла «кричащие» американские традиции — Старый Свет последовательно придерживался традиций, которые формировались столетиями, и во всем демонстрировал чувство меры. Вплоть до начала 60-х годов прошлого века архитектурное наружное освещение было на втором месте. Но тенденция все же набирала обороты и у специалистов появлялись новые идеи, воплощение которых требовало знаний и определенного уровня мастерства.

Если говорить о России, то самые массовые электрические зрелища пришлись на коронацию Александра III в 1883 году. Тогда лампочки Эдисона (которые большевики переименовали в лампочки Ильича) зажглись на высокой колокольне храма Ивана Великого в количестве трех с половиноq тысяч. Только выстроенный храм Христа Спасителя осветили лучи прожекторов и дуговых ламп, которые били с башен Кремля. Художники, жившие в то время, запечатлели невиданное по красоте событие во многих картинах. Уже во времена Советского Союза архитектурная подсветка пользовалась успехом у приверженцев сталинского неоклассицима, которому были характерны монументальность и ансамблевость. А на фасадах «сталинок» часто располагали скульптуры, требующие локальной подсветки. Сейчас эти высотки выглядят, как современные архитектурные объекты, благодаря грамотной и яркой подсветке.

arh-svet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *