Ремонт электросхем – Ремонтируем электронику сами.

Ремонтируем электронику сами.

Непридуманная практика ремонта электроники

Раздел Мастерская составлен для начинающих радиолюбителей, которые хотят не только собирать и мастерить самоделки, но и самостоятельно производить ремонт бытовой электроники.

Здесь Вы найдёте статьи по ремонту, начиная с таких аппаратов как CD/MP3-проигрыватели и заканчивая бытовыми компактными люминесцентными лампами. Узнаете, как правильно разобрать/собрать CD деку автомобильного проигрывателя и как восстановить работоспособность портативной звуковой колонки. Также рассматриваются основные моменты ремонта и приводятся качественные фотографии для наглядности.

На страницах этого раздела найдётся информация о том, как отремонтировать DVD – плеер и музыкальный центр. Рассказано о таких типичных неисправностях современных цветных телевизоров, как, например, появление цветных пятен на экране кинескопа. Есть статьи и о современной портативной технике – MP3 плеерах, переносных звуковых колонках и малогабаритных LCD-телевизорах.

Для более полного освоения информации приводятся качественные фотографии ремонтируемых аппаратов и их узлов. В некоторых случаях приводятся принципиальные схемы, фотографии радиодеталей и их цоколёвка. Вся предоставленная информация основывается исключительно на личном опыте ремонта бытовой электроники.

Для перехода на интересующую статью кликните ссылку или миниатюрную картинку-иконку, расположенную рядом с кратким описанием материала.

Удачного ремонта!

Ремонт телевизионной техники

«Баг» в системе кадровой развёртки телевизоров Erisson

В телевизорах Erisson распространена неисправность транзистора 2SB764 в цепях кадровой развёртки. Однако неисправность проявляется повторно даже после замены неисправного транзистора на новый. Причина неисправности — «баг», ошибка при проектировании аппарата. В статье подробно рассмотрен пример устранения данного дефекта при ремонте телевизоров Erisson моделей 1401 и 2102.

Ремонт портативного LCD-телевизора Prology HDTV-909S

В статье рассмотрен ремонт переносного LCD-телевизора Prology HDTV-909S. Неисправность — телевизор не включается. В процессе ремонта портативного телевизора был заменён отечественным аналогом транзистор 2SA2039, что никак не сказалось на работоспособности LCD-телевизора Prology.

Ремонт аппаратуры с лазерным оптическим приводом

Типичные неисправности лазерных приводов

Главная часть любого дискового устройства — лазерный привод. Немного знаний о ремонте и устранении причин сбоев этих устройств не помешает, особенно начинающим радиомеханикам!

Ремонт DVD проигрывателей

Основные неисправности DVD плееров и методы их устранения (No disk и Error). Наиболее уязвимые детали DVD плееров — лазерный считыватель, привод шпинделя, драйвер и главный процессор. Рекомендации по ремонту и замене неисправных деталей и узлов DVD проигрывателей.

Как быстро заменить лазер в DVD?

Как быстро заменить оптический лазерный блок в DVD? Простая пошаговая методика избавит начинающих радиомехаников от кропотливой работы по разборке DVD-привода и замены в нем лазера.

Как правильно разобрать CD-привод автомагнитолы?

При ремонте автомобильных CD/MP3-проигрывателей иногда необходимо произвести чистку линзы оптического лазерного блока, заменить двигатель шпинделя в CD-приводе. Как правильно и быстро разобрать/собрать CD-привод? В статье рассмотрена пошаговая методика разборки CD-привода, для наглядности приводится много фотографий.

Ремонт CD/MP3-проигрывателя. Останавливается воспроизведение с диска.

Переносной CD/MP3-проигрыватель плохо воспроизводит запись с диска? Узнайте о том, как устранить сбой в CD/MP3-проигрывателе при воспроизведении записи с диска. Пример из реальной практики ремонта, плюс несколько советов о том, как устранить неисправность переносного CD/MP3-проигрывателя.

Ремонт звуковоспроизводящей аппаратуры

Устройство автомобильного усилителя. Часть1. Преобразователь напряжения.

С данной статьи мы начнём знакомство с устройством, схемотехникой, а также «комплектухой» автомобильного усилителя. Несмотря на кажущиеся различия, все автомобильные усилители имеют схожую конструкцию и схемотехнику. Материал, изложенный в статье, поможет начинающим радиомеханикам разобраться в устройстве любого автоусилителя.

Ремонт акустической системы

В этой статье рассказывается об устройстве и ремонте акустической системы SVEN IHOO MT5.1R. Информация будет интересна всем тем, кто интересуется самостоятельным ремонтом звукоусилительной аппаратуры. Пример реальной неисправности и методики ремонта. Прилагается архив с принципиальной схемой аппарата.

Реанимируем MP-3 плеер X-Cube X-305 (Extreme)

Простой ремонт плеера Xcube. Наиболее распространённые неисправности миниатюрных MP-3 плееров, это механические поломки, связанные с интенсивной эксплуатацией этих популярных устройств.

Ремонт блютуз-колонки JBL Charge 3 (реплики).

Как-то раз мне на ремонт принесли Bluetooth-колонку JBL Charge 3, но это оказалось не она… Пример ремонта дешёвой копии одной из популярных беспроводных акустических систем.

Что внутри дешёвых переносных акустических систем?

В последнее время широкое распространение получили переносные акустические системы, по английской терминологии — Portable Speakers (Портативные громкоговорители). Особенно востребованы портативные акустические системы в молодёжной среде. Переносные акустические системы имеют малые габариты, хорошее качество звуковоспроизведения, автономное питание. Какова «электронная начинка» этих устройств?

Ремонт портативной акустической системы SP-2.

В практике ремонта нередки случаи, когда ремонт прибора невозможен по причине невозможности замены какого-либо электронного компонента. В таких случаях приходится искать наиболее подходящую замену неисправной детали. В статье рассмотрен ремонт портативной акустической системы. Вместо неисправной микросхемы PAM8403 была довольно успешно встроена микросхема TDA2822.

Ремонт автомагнитолы Mystery MCD-795MPU. Сгорел предохранитель. Не включается.

По статистике неисправностей автомагнитол на первом месте идут поломки связаные с цепями питания этих приборов. Рассмотрен простой ремонт автомагнитолы Mystery MCD-795MPU — выгорел защитный предохранитель, магнитола не включается. Данная методика ремонта пригодится при ремонте любых автомагнитол: кассетных, дисковых, бездисковых (с USB).

Ремонт различной бытовой радиоэлектроники

Устройство микроволновки.

Из данной статьи вы узнаете об устройстве микроволновой печи. Рассмотрена электрическая схема СВЧ-печи, её основные элементы и их особенности.

Несколько статей на тему ремонта чайников — термосов. Иначе этот бытовой прибор ещё называют термопотом, потером. Материал поможет начинающим радиолюбителям научиться ремонтировать термопоты различных производителей, а также усовершенствовать уже имеющийся.

  • Часть 1. Устройство и ремонт чайника-термоса (термопота).

    В этой статье рассказывается об устройстве и ремонте электрического чайника-термоса. Подробно рассмотрена конструкция и назначение конкретных деталей и электронных узлов.

  • Часть 2. Схема термопота.

    В данной статье рассматривается принципиальная схема термопота. Подробно рассмотрены основные электрические узлы, а также электронные компоненты, которые применяются в термопотах разных фирм. Информация будет непременно полезна всем тем, кто хочет самостоятельно починить неисправный чайник-термос.

Устройство и ремонт энергосберегающих люминесцентных ламп

Взамен обычных бытовых ламп накаливания приходят компактные энергосберегающие лампы, которые можно установить в стандартный цоколь Е27(Е14). Несмотря на то, что энергосберегающие лампы долговечнее обычных ламп накаливания, они также выходят из строя. Стоимость энергосберегающих ламп довольно высока и их ремонт оправдан хотя бы в личных целях. Особенно, если учесть тот факт, что в большинстве случаев сама лампа исправна, а из строя выходит высокочастотный преобразователь, который несложно починить.

Ремонт люстры с пультом управления.

Здесь вы познакомитесь с устройством и ремонтом радиоуправляемых люстр со светодиодными и галогенными источниками света. Приводится схема радиоуправляемого реле и светодиодной части светильника. Много фоток.

Переделка китайской люстры с пультом ДУ.

Здесь вы узнаете, как переделать китайскую люстру с пультом. Реальный пример доработки люстры Sneha 85653/9+45A с целью сделать её более надёжной и безопасной. Схемы и фото прилагаются.

Что делать, если нужной детали нет под рукой?

SMD монтаж — один из самых сложных в плане ремонта, особенно при отсутствии спецоборудования и необходимых запчастей. Проблему замены SMD компонентов каждый радиомеханик решает для себя сам. Вот один из примеров…

Электробезопасность при обслуживании и ремонте радиоэлектронной аппаратуры

Электрооборудование транспортных средств

Электрическая схема скутера.

Данная статья посвящена электрике и электрооборудованию рядового китайского скутера. Рассказывается практически обо всех элементах электрической схемы скутера, их назначении и особенностях. Информация будет интересна всем владельцам китайских скутеров, которые не знакомы с электрооборудованием скутера, но желают узнать об этом больше.

Как проверить реле-регулятор скутера?

Неисправность реле-регулятора скутера приводит к нежелательным последствиям: выгорают лампы освещения, выходит из строя аккумуляторная батарея, со временем заряд аккумулятора снижается и приходится заводить скутер кикстартером. Проверить реле-регулятор на скутере можно с помощью мультиметра. О том, как это сделать читайте здесь.

Ремонт источников питания

Устройство и ремонт сварочного инвертора

Вниманию читателя предлагается цикл статей, посвящённых устройству и ремонту сварочных инверторов марки TELWIN. Первые две части — теоритические. В них с использованием принципиальной схемы сварочных инверторов TELWIN Tecnica 144-164 рассказывается об основных электронных узлах схемы, назначении и работе электронных компонентов, схемах защиты и контроля сварочного инвертора.

Рассказ ведётся без отрыва от практики. Его дополняют фотографии электронной «начинки» сварочного инвертора TELWIN Force 165, схемотехника которого мало чем отличается от сварочных инверторов TELWIN Tecnica 144-164. В третьей части рассказывается о ремонте сварочного инвертора TELWIN Force 165. Материал будет интересен всем начинающим любителям электроники, которые хотели бы самостоятельно разобраться в устройстве сварочного аппарата инверторного типа.

Ремонт сварочного инвертора.

Это третья часть цикла «Устройство и ремонт сварочного инвертора». Показан реальный пример ремонта сварочного инвертора TELWIN Force 165.

Схемотехника блоков питания персональных компьютеров.

Схемотехнике блоков питания ПК посвящены 5 частей. В каждой из них рассказывается об одном из электронных узлов импульсного блока питания (ИБП). Приводятся принципиальные схемы, а также рассказывается о схемотехнических решениях, применяемых в конкретной схеме и возможных неисправностях.

Цикл статей поможет тем начинающим радиолюбителям, которые хотят научиться ремонтировать, модернизировать и самостоятельно анализировать схемотехнику реальных блоков питания. И хотя в качестве примеров приводятся схемы электронных узлов ИБП форм-фактора AT, предоставленная информация поможет понять принцип работы компьютерного ИБП и в дальнейшем разобраться в устройстве более сложных ИБП формата ATX.

Конструкция зарядного устройства от шуруповёрта.

Сейчас в быту широко распространён электроинструмент с автономным питанием, например, шуруповёрты. В данной статье будет рассказано о конструкции и работе зарядного устройства для шуруповёрта. Приведена принципиальная схема реального зарядного устройства от шуруповёрта «Интерскол».

Как восстановить литиевый аккумулятор от шуруповёрта DeWalt?

Литиевые аккумуляторы для шуруповёртов весьма мощны и обладают хорошей ёмкостью. Но и они иногда подводят. В данной статье рассказывается об устройстве литиевого аккумулятора для шуруповёрта на конкретном примере. Также здесь описана методика восстановления литиевых аккумуляторов от шуруповёрта DeWalt, которые спустя полтора года использования перестали заряжаться и «потеряли ёмкость».

Ремонт смартфонов и планшетов, портативной электроники

Вопросы обслуживания и ремонта компьютерной техники

Устройство планшета

Что внутри планшета? В небольшой статье рассказано об устройстве рядового планшета, а также о том, какие электронные компоненты в нём используются. Материал понравится всем тем, кто тяготеет к электронике, а так же поможет начинающим радиомеханикам познакомиться с элементами схемы планшетного ПК.

Устройство и ремонт компьютерного ЖК монитора

Прежде чем приступить к ремонту ЖК монитора, необходимо изучить устройство электронных блоков и назначение радиоэлементов ЖК монитора. Информация будет полезна начинающим радиомеханикам и всем тем начинающим радиолюбителям, которые ремонтируют радиоэлектронику своими руками и хотят больше узнать об устройстве современного компьютерного LCD-монитора.

Ремонт блока питания ноутбука.

Реальный пример ремонта AC/DC адаптера питания от ноутбука ASUS. Описание типовых поломок и методики разборки рядового блока питания ноутбука.

Ремонт кулера ноутбука Acer Aspire 5512WLMi

Спустя 3 — 4 года эксплуатации ноутбуков шумность их резко возрастает, что наводит на мысль неизбежного похода в сервисный центр. Но так ли тяжело самостоятельно устранить неисправность кулера?

«Реальное железо!». Электроника, ставшая легендой

Старый добрый… Walkman!

Анатомия кассетного плеера Walkman WM-FX453. Какая электронная начинка скрывается под крышкой популярной марки кассетного плеера Walkman?

 

 

 

go-radio.ru

Ремонт электроники: схемы, service manuals, статьи

Ремонт электроники

Главная  Ремонт электроники

«Ремонт электронной техники» — статьи и обзоры по ремонту, сервису и обслуживанию различной электронной техники: аудио— и видеоаппаратуры, телефонов, компьютерной техники, бытовой техники, измерительной техники. Здесь Вы найдете описаниями схем электронной аппаратуры, основных неисправностей, алгоритмы выявления неполадок, советы по ремонту электронной аппаратуры, настройке основных узлов.


Новинки

  • Стиральная машина Samsung: ошибка ЕС
    15.11.2019 — Бытовая техника
    Все современные стиральные машины Samsung оснащаются системой самодиагностики, которая позволяет намного быстрее и точнее обнаружить неисправность и упростить процедуру ремонта в сервисном центре. Для обычного пользователя код ошибки должен означать только одно – необходимость обращения к специалистам, так как вмешательство во внутренне…
  • Ремонт мобильного телефона Nokia Asha 200
    11.11.2019 — Телефония
    В статье рассмотриваются вопросы, связанные с ремонтом мобильного телефона «Nokia Asha 200». Общие моменты могут быть полезны и при ремонте других мобильных телефонов серии Asha, собранных на аналогичной аппаратной платформе. Мобильный телефон «Nokia Asha 200» был анонсирован в конце 2011 года и стал самым доступным аппара…
  • Стиральная машина Electrolux: ошибка E10
    08.11.2019 — Бытовая техника
    Современные стиральные машины Electrolux оборудуются системой автоматической диагностики неполадок. Однако, пользователям следует понимать, что сигнализация об имеющейся ошибке в работе агрегата производится в первую очередь для специалистов сервисных центров для того, чтобы они могли обнаружить и устранить проблему как можно быстрее. И тольк…
  • Дисбаланс стиральной машины при отжиме
    03.11.2019 — Бытовая техника
    Сильно вибрирующая при отжиме (а в особо «тяжелых» случаях даже перемещающаяся по комнате и слегка подпрыгивающая) стиральная машинка – не такое редкое явление, как можно было бы подумать.  Причина может крыться как в изначальном нарушении правил установки, так и в разбалансировке со временем.   Чем опасен дисбала…
  • Ремонт электронной книги TeXet TB-840HD
    02.11.2019 — Компьютерная техника
    Общие сведения и характеристики Ориентируясь на все более возрастающий рынок электронных книг, компания TeXet решила не отставать и выпустила первую электронную книгу TB-840HD с сенсорным TFT-дисплеем размером 8 дюймов (внешний вид — на рис. 1). Рис. 1. Внешний вид электронной книги TeXet TB-840HD   Устройство выполнено…

РАЗДЕЛЫ:

  • Автотехника / Компоненты для ремонта электроники автотехники
  • Аудио и видеотехника / Аудио и видеотехника ремонт и диагностика неисправностей
  • Измерительная техника / Ремонт, схемотехника измерительной аппаратуры
  • Компьютерная техника / Ремонт компьютерной техники
  • Телефония / Ремонт, схемотехника сотовых, мобильных телефонов
  • Бытовая техника / Компоненты для ремонта бытовой техники


Страницы:   1  2  3  Страницы:   1  2  3  4  5  6  7  8  Страницы:   1  2  3  4  5  Страницы:   1  2  3  4  Страницы:   1  2  3  4  5  6 

www.radioradar.net

Рекомендации по поиску неисправности и ремонту электрических схем и узлов.

Проводя работы по поиску неисправности и ремонту, специалист получает ничем неограниченный доступ к электрическим схемам и узлам аппарата. Часто возникает необходимость работы с ними при включенном электропитании, причем его действия в это время определяются только собственными соображениями и планами, а не жестко расписанной производителем аппаратуры технологией и правилами. При отсутствии необходимой подготовки и квалификации, но при наличии определенной решительности и самоуверенности у сотрудника, он во время проведения ремонтных работ, может внести гораздо более серьезные неисправности в аппаратуру, чем были в ней до начала ремонта. Для восстановления устройства после такого «ремонта» может потребоваться значительно больше средств и усилий или придется вовсе отказаться от ремонта из-за экономической нецелесообразности. Поэтому главным правилом у ремонтного персонала (как и у медицинского персонала) при выполнении ремонтных работ является соблюдение требования — не навреди!

Проведение поиска и локализации неисправности во многом напоминает и работу сотрудников розыскных спецслужб: собирается исходная информация об объекте и проявлении неисправности, проводится ее анализ и сравнение с имеющейся информацией об аналогичных отказах; выдвигаются версии и составляются планы поиска неисправности; последовательно отрабатываются все версии и планы. Часто поиски приводят в «тупик», что требует выдвижения новых версий и составления новых планов поиска. Поиск неисправности требует активной, внимательной, интеллектуальной работы специалиста и его терпения. Мозг человека функционирует оптимально и его движения корректны только в состоянии «активного спокойствия» — все «аварии», некорректные двигательные действия, и мыслительные промахи происходят в состоянии повышенной нервозности и возбуждения (так что сначала перед работой необходимо создать творческую рабочую обстановку, успокоить свои нервы и сосредоточиться на объекте ремонта).

При проведении ремонтных работ наиболее опасным в силу своей незаметности и большой вероятности является статическое электричество. Рабочее напряжение современных микросхем и чипов составляет 1,5; 2; 2,7; 3,0; 3,3; 5,0; 12 вольт и т. п. Предельно допустимое напряжение для подавляющего большинства микросхем составляет 6,5 вольт (а то и менее). Человек, в силу своих физиологических возможностей, не может почувствовать статическое напряжение менее 30 вольт. Но зато сам он, не соблюдая правил предосторожности, может незаметно для себя сгенерировать статическое напряжение до нескольких тысяч вольт, и вывести из строя микропроцессор, сверхбольшой чип, микросхему памяти и т.д. Поэтому необходимо соблюдать ряд несложных правил и требований снижающих риск появления статического электричества:

— необходимо работать в одежде, не генерирующей и не накапливающей статического электричества(работайте в проводящем рабочем халате). Поверхность рабочего стола должна быть из проводящего антистатического материала. Избегайте присутствия в зоне ремонта материалов генерирующих и накапливающих статические заряды (нейлон, полиэтилен, целлофан, клейкая лента, ковровые покрытия, паркет и т. п.).

— инструмент и детали необходимо хранить в пакетах и футлярах, сделанных из антистатических материалов, не накапливающих статического электричества. Всегда перед прикосновением к электронным компонентам системной платы руками, «разрядите» свои руки прикосновением к металлическому корпусу блока питания, поддерживайте нормальную влажность в рабочем помещении. Нормальное содержание влаги в воздухе способствует «стеканию» статических зарядов и уменьшает вероятность их накопления.

— по ряду соображений техники безопасности в реальных условиях ремонта от рекомендации заземления «браслетами» своих рук и ног при работе с микросхемами мы все-таки воздержимся. Безопасным расстоянием для сотрудников, наблюдающих за ремонтом (для обеспечения защиты от воздействия статического заряда) считается расстояние не менее метра от рабочего стола с ремонтируемым оборудованием. Конечно, можно работать и в менее защищенных от статического заряда условиях, но это повышает вероятность повреждения ремонтируемого изделия статическим электричеством.

С чего же начать работу по ремонту электрических схем и узлов устройств? Прежде всего, внимательно осмотрите плату, обращая внимание на внешние повреждения, расположение перемычек и джамперов, микропереключателей, кабелей, установленные на плате блоки. Зафиксируйте исходную ситуацию, чтобы при необходимости к ней можно было вернуться. Оцените условия в которых эксплуатировалась плата, выясните, были ли попытки отремонтировать ее и, что для этого предпринималось. После включения электропитания оцените и зафиксируйте сообщения выдаваемые на экран панели устройства и т. д.).

Не позволяйте себе поспешных, непродуманных действий. Не зная причины неисправности, не вносите изменения наугад в надежде на то, что устройство или плата заработают само собой. Только действуя осторожно, по детально продуманному плану можно обнаружить неисправный элемент. Никогда не вносите более двух изменений одновременно, так как будет практически невозможно определить источник неисправности. Желательно вести протокол своих действий и записывать результаты поиска по каждой версии (в произвольной форме). Впоследствии внимательный анализ записей может вывести Вас на неисправность или на новую продуктивную версию поиска и определить Ваши дальнейшие действия.

Большое значение имеет Ваше правильно организованное рабочее место. Ремонтируемую на рабочем столе плату необходимо разместить на изолирующей подставке, которая должна обеспечить устойчивое положение платы, возможность установки внешних компонентов, соединительных кабелей, подключение блока электропитания, доступ к компонентам платы при их контроле измерительной аппаратурой.

При исследованиях схем с помощью осциллографа необходимо обеспечить надежное соединение корпуса осциллографа с корпусом блока электропитания. При использовании высокочастотного осциллографа во избежание повреждения входных цепей осциллографа необходимо правильно выбирать внешний или внутренний делитель, используйте рекомендуемые инструкцией по эксплуатации активные пробники осциллографа. Подготовьте щупы осциллографа для работы со сверхминиатюрными элементами системной платы, заточите существующие наконечники щупов или используйте специальные наконечники. Для работы со сверхминиатюрными элементами платы используйте в работе специальные очки, оптические линзы с подсветкой или другие приспособления с необходимым коэффициентом увеличения.

Типичные действия при поиске и локализации неисправности сводятся к выдвижению версий поиска, планированию конкретных действий, выполнению запланированных работ, получению диагностической информации, ее анализу и планированию последующих действий, результатом которых является получение дополнительной диагностической информации. Используя эту диагностическую информацию можно уточнить и скорректировать план следующего этапа поиска неисправности. Последовательность этих действий должна вести к сужению области, в которой ведется поиск, и, в конечном счете, к обнаружению места и причины дефекта. Такой алгоритм действий позволяет на каждом витке поиска, за счет анализа, определять дальнейшее направление поиска и непрерывно, целенаправленно вести поиск до желаемого результата.

al-tm.ru

Ремонт электроники. Как найти неисправность, с чего начать? | RUQRZ.COM


Электроника сопровождает современного человека повсеместно: на работе, дома, в автомобиле. Работая на производстве, и неважно, в какой конкретно сфере, часто приходится ремонтировать что-то электронное. Условимся это «что-то» называть «прибор». Это такой абстрактный собирательный образ. Сегодня поговорим о всевозможных премудростях ремонта, освоив которые, вы сможете починить практически любой электронный «прибор», вне зависимости от его конструкции, принципа работы и области применения.

С чего начать

Невелика премудрость перепаять детальку, а вот найти дефектный элемент и есть главная задача в ремонте. Начинать следует с определения типа неисправности, так как от этого зависит, с чего начинать ремонт.

Типов таких три:
1. прибор не работает вообще — не светятся индикаторы, ничто не движется, ничто не гудит, нет никаких откликов на управление;
2. не работает какая-либо часть прибора, то есть не выполняется часть его функций, но хотя проблески жизни в нём всё же видны;
3. прибор в основном работает исправно, но иногда делает так называемые сбои. Назвать такой прибор сломанным пока нельзя, но всё же что-то ему мешает работать нормально. Ремонт в этом случае как раз и заключается в поиске этой помехи. Считается, что это самый сложный ремонт.
Разберём примеры ремонта каждого из трёх типов неисправностей.

Ремонт первой категории
Начнём с самой простой — поломка первого типа, это когда прибор совсем мёртвый. Любой догадается, что начинать нужно с питания. Все приборы, живущие в своём мире машин, обязательно потребляют энергию в том или ином виде. И если прибор наш совсем не шевелится, то вероятность отсутствия этой самой энергии весьма высока. Небольшое отступление. При поиске неисправности в нашем приборе речь часто будет идти именно о «вероятности». Ремонт всегда начинается с процесса определения возможных точек влияния на неисправность прибора и оценки величины вероятности причастности каждой такой точки к данному конкретному дефекту, с последующим превращением этой вероятности в факт. При этом сделать правильную, то есть с самой высокой степенью вероятности оценку влияния какого-либо блока или узла на проблемы прибора поможет самое полное знание устройства прибора, алгоритма его работы, физических законов, на которых основана работа прибора, умение логически мыслить и, конечно же, его величество опыт. Одним из самых эффективных методов ведения ремонта является так называемый метод исключения. Из всего списка всех подозреваемых в причастности к дефекту прибора блоков и узлов, с той или иной степенью вероятности, необходимо последовательно исключать невиновных.

Начинать поиск надо соответственно с тех блоков, вероятность которых может быть виновниками этой неисправности самая высокая. Отсюда и выходит, что чем точнее определена эта самая степень вероятности, тем меньше времени будет затрачено на ремонт. В современных «приборах» внутренние узлы сильно интегрированы между собой, и связей очень много. Поэтому количество точек влияния зачастую бывает чрезвычайно велико. Но и ваш опыт растёт, и со временем вы будете выявлять «вредителя» максимум с двух-трёх попыток.

Например, есть предположение, что с высокой вероятностью виноват в болезни прибора блок «X». Тогда нужно провести ряд проверок, замеров, экспериментов, которые бы подтвердили либо опровергли это предположение. Если после таких экспериментов останутся хоть самые малые сомнения в непричастности блока к «преступному» влиянию на прибор, то исключать полностью этот блок из числа подозреваемых нельзя. Нужно искать такой способ проверки алиби подозреваемого, чтобы на все 100% быть уверенным в его невиновности. Это очень важно в методе исключения. А самый надёжный способ такой проверки подозреваемого — это замена блока на заведомо исправный.

Вернёмся всё же к нашему «больному», у которого мы предположили неисправность питания. С чего начать в этом случае? А как и во всех других случаях — с полного внешнего и внутреннего осмотра «больного». Никогда не пренебрегайте этой процедурой, даже когда уверены в том, что знаете точное местоположение поломки. Осматривайте прибор всегда полностью и очень внимательно, не торопясь. Нередко во время осмотра можно найти дефекты, не влияющие напрямую на искомую неисправность, но которые могут вызвать поломку в будущем. Ищите подгоревшие электроэлементы, вздувшиеся конденсаторы и прочие подозрительно выглядящие элементы.

Если внешний и внутренний осмотр не принёс никаких результатов, тогда берите в руки мультиметр и приступайте к работе. Надеюсь, про проверку наличия напряжения сети и про предохранители напоминать не надо. А вот о блоках питания немного поговорим. В первую очередь, проверяйте высокоэнергетические элементы блока питания (БП): выходные транзисторы, тиристоры, диоды, силовые микросхемы. Потом можно начать грешить на оставшиеся полупроводники, электролитические конденсаторы и, в последнюю очередь, на остальные пассивные электроэлементы. Вообще величина вероятности выхода из строя элемента зависит от его энергетической насыщенности. Чем большую энергию использует электроэлемент для своего функционирования, тем больше вероятность его поломки.

Если механические узлы изнашивает трение, то электрические — ток. Чем больше ток, тем больше нагрев элемента, а нагревание/остывание изнашивает любые материалы не хуже трения. Колебания температуры приводят к деформации материала электроэлементов на микроуровне из-за температурного расширения. Такие переменные температурные нагрузки и являются основной причиной так называемого эффекта усталости материала при эксплуатации электроэлементов. Это необходимо учитывать при определении очерёдности проверки элементов.

Не забывайте проверять БП па предмет пульсаций выходных напряжений, либо каких-то иных помех на шинах питания. Хоть и нечасто, но и такие дефекты бывают причиной неработоспособности прибора. Проверьте, доходит ли реально питание до всех потребителей. Может, из-за проблем в разъёме/кабеле/проводе эта «пища» не доходит до них? БП будет исправен, а энергии-то в блоках прибора всё одно нет.

Ещё бывает, что неисправность таится в самой нагрузке — короткое замыкание (КЗ) там штука нередкая. При этом в некоторых «экономных» БП нет защиты по току и, соответственно, нет такой индикации. Поэтому версию короткого замыкания в нагрузке тоже следует проверить.

Ремонт второй категории

Теперь поломка второго типа. Хотя здесь также всё следует начинать всё с того же внешне-внутреннего осмотра, тут таится гораздо большее разнообразие аспектов, па которые следует обратить внимание. — Самое главное — успеть запомнить (записать) всю картину состояния звуковой, световой, цифровой индикации прибора, кодов ошибок на мониторе, дисплее, положение аварийных сигнализаторов, флажков, блинкеров на момент аварии. Причём обязательно до того, как произойдёт её сброс, квитирование, отключение питания! Это очень важно! Упустить какую-нибудь важную информацию — значит непременно увеличить время, затраченное на ремонт. Осмотрите всю имеющуюся индикацию — и аварийную, и рабочую, и запомните все показания. Откройте шкафы управления и запомните (запишите) состояние внутренней индикации при её наличии. Пошатайте платы, установленные на материнке, в корпусе прибора шлейфы, блоки. Может, неисправность исчезнет. И обязательно прочистите радиаторы охлаждения.

Иногда имеет смысл проверить напряжение на каком-нибудь подозрительном индикаторе, особенно если им является лампа накаливания. Внимательно прочтите показания монитора (дисплея), при его наличии. Расшифруйте коды ошибок. Посмотрите таблицы входных и выходных сигналов на момент аварии, запишите их состояние. Если прибор обладает функцией записи происходящих с ним процессов, не забудьте прочесть и проанализировать такой журнал событий.

• Не стесняйтесь — понюхайте прибор. Нет ли характерного запаха горелой изоляции? Особое внимание уделите изделиям из карболита и других реактивных пластмасс. Нечасто, но бывает, что их пробивает, и пробой этот порою очень плохо видно, особенно если изолятор чёрного цвета. Из-за своих реактивных свойств эти пластмассы не коробит при сильном нагреве, что также затрудняет обнаружение пробитой изоляции.

• Посмотрите, нет ли потемневшей изоляции обмоток реле, пускателей, электродвигателей. Нет ли потемневших резисторов и изменивших нормальный цвет и форму других электрорадиоэлементов.

• Нет ли вздувшихся или «стрельнувших» конденсаторов.

• Проверьте, нет ли в приборе воды, грязи, посторонних предметов.

• Посмотрите, нет ли перекоса разъёма, или блок/плата не до конца вставлены в своё место. Попробуйте вынуть и заново вставить их.

• Возможно, какой-либо переключатель на приборе стоит в не соответствующем положении. Заела кнопка, либо подвижные контакты у переключателя стали в промежуточном, не зафиксированном положении. Возможно пропал контакт в каком-нибудь тумблере, переключателе, потенциометре. Потрогайте их все (при обесточенном приборе), пошевелите, повключайте. Лишним это не будет.

• Проверьте на предмет заклинивания механические части исполнительных органов — проверните роторы электродвигателей, шаговых двигателей. Подвигайте по необходимости другие механизмы. Сравните прилагаемое при этом усилие с другими такими же рабочими устройствами, если конечно есть такая возможность.

• Осмотрите внутренности прибора в работающем состоянии — возможно увидите сильное искрение в контактах реле, пускателей, переключателей, что будет свидетельствовать о чрезмерно высокой величине тока в этой цепи. А это уже хорошая зацепка для поиска неисправности. Часто виной такой поломки бывает дефект какого-либо датчика. Эти посредники между внешним миром и прибором, которому они служат, обычно вынесены далеко за порубежье самого корпуса прибора. И при этом работают они обычно в более агрессивной среде, чем внутренне части прибора, которые так или иначе, но защищены от внешнего воздействия. Поэтому все датчики требуют повышенного внимания к себе. Проверьте их работоспособность и не поленитесь почистить от загрязнения. Концевые выключатели, различные блокирующие контакты и прочие датчики с гальваническими контактами — являются подозреваемыми с высоким приоритетом. Да и вообще любой «сухой контакт» т.е. не пропаянный, должен стать элементом пристального внимания.

И ещё момент — если прибор прослужил уже немало времени, то следует обратить внимание на элементы, наиболее подверженные какому-либо износу или изменению своих параметров с течением времени. Например: механические узлы и детали; элементы, подвергающиеся во время работы повышенному нагреву или иному агрессивному воздействию; электролитические конденсаторы, некоторые виды которых склонны терять ёмкость со временем из-за высыхания электролита; все контактные соединения; органы управления прибором.

Практически все виды «сухих» контактов с течением времени теряют свою надёжность. Особое внимание следует уделить контактам с серебряным покрытием. Если прибор долгое время проработал без технического обслуживания, рекомендую перед тем, как приступать к углублённому поиску неисправности, сделать профилактику контактам — осветлить их обычным ластиком и протереть спиртом. Внимание! Никогда не пользуйся абразивными шкурками для чистки посеребрённых и позолоченных контактов. Это верная смерть разъёму. Покрытие серебром или золотом делается всегда очень тонким слоем, и стереть абразивом его до меди очень легко. Полезно провести процедуру самоочистки контактов розеточной части разъёма, на профессиональном сленге «мамы»: соедините-разъедините разъём несколько раз, от трения пружинящие контакты немного очищаются. Ещё советую, работая с любыми контактными соединениями, не трогать их руками — масляные пятна от пальцев негативно влияют на надёжность электрического контакта. Чистота залог надёжной работы контакта.

Первейшее дело — проверить срабатывание какой-либо блокировки, защиты в начале ремонта. (В любой нормальной технической документации на прибор есть глава с подробным описанием применяемых в нём блокировок.)

После осмотра и проверки питания прикиньте навскидку — что наиболее вероятно сломалось в приборе, и проверьте эти версии. Сразу в дебри прибора не стоит лезть. Сначала проверьте всю периферию, особенно исправность исполнительных органов — возможно сломался не сам прибор, а какой-либо механизм, управляемый им. Вообще рекомендуется изучить, пусть и не до тонкостей, весь производственный процесс, участником которого является подопечный прибор. Когда очевидные версии исчерпаны — вот тогда садитесь за свой рабочий стол, заваривайте чайку, раскладывайте схемы и прочую документацию на прибор и «рожайте» новые идеи. Думайте, что ещё могло вызвать эту болезнь прибора.

Через некоторое время у вас должно «родиться» определённое количество новых версий. Тут рекомендую не спешить бежать проверять их. Сядьте где-нибудь в спокойной обстановке и подумайте над этими версиями па предмет величины вероятности каждой из них. Тренируйте себя в деле оценки таких вероятностей, а когда накопится опыт в подобной селекции — станете делать ремонт гораздо быстрее.

Самый результативный и надёжный способ проверки подозреваемого блока, узла прибора на работоспособность, как уже говорилось, это замена его на заведомо исправный. Не забывайте при этом внимательно проверять блоки на предмет их полной идентичности. Если будете подключать тестируемый блок к работающему исправно прибору, то по возможности подстрахуйтесь — проверьте блок на предмет завышенных выходных напряжений, короткое замыкание по питанию и в силовой части, и прочие возможные неисправности, которые могут вывести из строя рабочий прибор. Бывает и обратное: подключаешь донорскую рабочую плату в сломанный прибор, проверяешь, что хотел, а когда её возвращаешь назад — она оказывается уже неработоспособной. Такое бывает нечасто, но всё же имейте в виду этот момент.

Если таким образом удалось найти неисправный блок, то дальше локализовать поиск неисправности до конкретного электроэлемента поможет так называемый «сигнатурный анализ». Так называют метод, при котором ремонтник проводит интеллектуальный анализ всех сигналов, коими «живёт» испытуемый узел. Подключите исследуемый блок, узел, плату к прибору с помощью специальных удлинителей-переходников (такие обычно поставляются в комплекте с прибором), чтобы был свободный доступ ко всем электроэлементам. Разложите рядом схему, измерительные приборы и включите питание. Теперь сверьте сигналы в контрольных точках на плате с напряжениями, осциллограммами на схеме (в документации). Если схема и документация не блещут такими подробностями, тут уж напрягайте мозги. Хорошие знания по схемотехнике здесь будут весьма кстати.

Если появились какие-то сомнения, то можно «повесить» на переходник исправную образцовую плату с рабочего прибора и сравнить сигналы. Сверьте со схемой (с документацией) все возможные сигналы, напряжения, осциллограммы. Если найдено отклонение какого-либо сигнала от нормы, не спешите делать вывод о неисправности именно этого электроэлемента. Он может быть не причиной, а всего лишь следствием другого нештатного сигнала, который вынудил этот элемент выдать ложный сигнал. Во время ремонта старайтесь сужать круг поиска, максимально локализовать неисправность. Работая с подозреваемым узлом/блоком, придумывайте такие испытания и измерения для него, которые бы исключили (или подтвердили) причастность этого узла/блока к данной неисправности наверняка! Семь раз подумайте, когда исключаете блок из числа неблагонадёжных. Все сомнения в этом деле должны быть развеяны явными уликами.

Эксперименты делайте всегда осмысленно, метод «научного тыка» не наш метод. Дескать, дай-ка я вот этот провод сюда ткну и посмотрю, что будет. Никогда не уподобляйтесь таким «ремонтёрам». Последствия всякого эксперимента обязательно должны быть продуманы и нести полезную информацию. Бессмысленные же эксперименты — пустая трата времени, и к тому же ещё поломать можно что- нибудь. Развивайте в себе способность логически мыслить, стремитесь видеть чёткие причинно-следственные связи в работе устройства. Даже в работе сломанного прибора есть своя логика, всему есть объяснение. Сможете понять и объяснить нестандартное поведение прибора — найдёте его дефект. В деле ремонта очень важно самым чётким образом представлять себе алгоритм работы прибора. Если у вас есть пробелы в этой области, читайте документацию, спрашивайте всех, кто хоть что-то знает об интересующем вопросе. И не бойтесь спрашивать, вопреки распространённому мнению, это не убавляет авторитет в глазах коллег, а наоборот, умные люди всегда это оценят положительно. Помнить наизусть схему прибора абсолютно ненужно, для этого бумагу придумали. А вот алгоритм его работы надо знать «назубок». И вот вы «трясёте» прибор уже который день. Изучили его так, что кажется дальше некуда. И уже неоднократно пытали все подозреваемые блоки/узлы. Испробованы даже казалось бы самые фантастические варианты, а неисправность так и не найдена. Вы уже начинаете понемногу нервничать, может даже паниковать. Поздравляю! Вы достигли апогея в данном ремонте. И тут поможет только… отдых! Вы просто устали, нужно отвлечься от работы. У вас, как говорят опытные люди, «глаз замылился». Так что бросайте работу и полностью отключите своё внимание от подопечного прибора. Можно заняться другой работой, или вовсе ничем не заниматься. Но о приборе нужно забыть. А вот когда отдохнёте, то сами почувствуете желание продолжить битву. И как часто бывает, после такого перерыва вы вдруг увидите такое простое решение проблемы, что удивитесь несказанно!

Ремонт третьей категории

А вот с неисправностью третьего типа всё гораздо сложнее. Так как сбои в работе прибора носят обычно случайный характер, то для того чтобы поймать момент проявления сбоя, времени часто требуется очень много. Особенности внешнего осмотра в этом случае заключаются совмещении поиска возможной причины сбоя с проведением профилактических работ. Вот для ориентира перечень некоторых возможных причин появления сбоев.

• Плохой контакт (в первую очередь!). Почистите разъёмы все сразу во всём приборе и внимательно осматривайте при этом контакты.

• Перегрев (как и переохлаждение) всего прибора, вызванный повышенной (пониженной) температурой окружающей среды, либо вызванный длительной работой с высокой нагрузкой.

• Пыль на платах, узлах, блоках.

• Загрязнение радиаторов охлаждения. Перегрев полупроводниковых элементов, которые они охлаждают, тоже может быть причиной сбоев.

• Помехи в сети питания. Если фильтр питания отсутствует или вышел из строя, либо его фильтрующих свойств недостаточно для данных условий эксплуатации прибора, то сбои в его работе будут нередкими гостями. Попробуйте связать сбои с включением какой-либо нагрузки в той же электросети, от которой питается прибор, и тем самым найти виновника помехи. Возможно именно в соседнем приборе неисправен сетевой фильтр, либо ещё какая другая неисправность в нём, а не в ремонтируемом приборе. По возможности запитайте прибор на некоторое время от бесперебойника с хорошим встроенным сетевым фильтром. Сбои пропадут — ищите проблему в сети.

И здесь, как и в предыдущем случае, самым эффективным способом ремонта является метод замены блоков на заведомо исправные. Меняя блоки и узлы между одинаковыми приборами, внимательно следите за их полной идентичностью. Обратите внимание на наличие персональных настроек в них — различные потенциометры, настроенные контуры индуктивности, переключатели, джемперы, перемычки, программные вставки, ПЗУ с различными версиями прошивок. Если они имеются, то решение о замене принимайте, обдумав все возможные проблемы, которые могут возникнуть в связи с опасностью нарушения работы блока/узла и прибора в целом, из-за разницы в таких настройках. Если всё же имеется острая необходимость в такой замене, то делайте перенастройку блоков с обязательной записью предыдущего состояния — пригодится при возврате.

Бывает так, что заменены все составляющие прибор платы, блоки, узлы, а дефект остался. Значит, логично предположить, что неисправность засела в оставшейся периферии в жгутах проводов, внутри какого-либо разъёма проводок оторвался, может быть дефект кросс-платы. Иногда виноват бывает замятый контакт разъёма, например в боксе для плат. При работе с микропроцессорными системами иногда помогает многократный прогон тестовых программ. Их можно закольцевать или настроить на большое количество циклов. Причём лучше, если они будут именно специализированные тестовые, а не рабочие. Эти программы умеют фиксировать сбой и всю сопутствующую ему информацию. Если умеете, сами напишите такую тестовую программу, с ориентацией на конкретный сбой.

Бывает, что периодичность проявления сбоя имеет некую закономерность. Если сбой можно связать по времени с исполнением какого-либо конкретного процесса в приборе, тогда вам повезло. Это очень хорошая зацепка для анализа. Поэтому всегда внимательно наблюдайте за сбоями прибора, замечайте все обстоятельства, при которых они проявляются, и старайтесь связать их с исполнением какой-либо функции прибора. Длительное наблюдение за сбоящим прибором в этом случае может дать ключ к разгадке тайны сбоя. Если найти зависимость появления сбоя от, например, перегрева, повышения/ понижения напряжения питания, от вибрационного воздействия, это даст некоторое представление о характере неисправности. А дальше — «ищущий да обрящет».

Способ контрольной замены почти всегда приносит положительные результаты. Но в найденном таким образом блоке может быть множество микросхем и других элементов. А значит, есть возможность восстановить работу блока заменой лишь одной, недорогой детальки. Как в этом случае локализовать поиск дальше? Тут тоже не всё потеряно, существуют несколько интересных приёмов. Сигнатурным анализом поймать сбой практически нереально. Поэтому попробуем использовать некоторые нестандартные методы. Нужно спровоцировать блок на сбой при определённом локальном воздействии на пего и при этом надо, чтобы момент проявления сбоя можно было привязать к конкретной детали блока. Вешайте блок на переходник/удлинитель и начинайте его мучить. Если подозреваете в плате микротрещину, можно попробовать закрепить плату на каком-нибудь жёстком основании и деформировать только малые части её площади (углы, края) и гнуть их в разных плоскостях. И наблюдайте при этом за работой прибора — ловите сбой. Можно попробовать постучать ручкой отвёртки по частям платы. Определились с участком платы — берите линзу и внимательно высматривайте трещинку. Нечасто, но иногда всё-таки удаётся обнаружить дефект, и, кстати, при этом далеко не всегда виновной оказывается микротрещина. Гораздо чаще находятся дефекты пайки. Поэтому рекомендуется не только гнуть саму плату, но и шевелить все её электроэлементы, внимательно наблюдая за их паяным соединением. Если подозрительных элементов немного, можно просто сразу все пропаять, чтобы в будущем больше не было проблем с этим блоком.

А вот если в причине сбоя подозревается какой-либо полупроводниковый элемент платы, найти его будет непросто. Но и тут тоже можно словчить, есть такой несколько радикальный способ спровоцировать сбой: в рабочем состоянии нагревайте паяльником по очереди каждый электроэлемент и следите за поведением прибора. К металлическим частям электроэлементов паяльник нужно прикладывать через тонкую пластинку слюды. Греть примерно градусов до 100-120, хотя иногда и больше требуется. При этом, конечно, есть определённая доля вероятности дополнительно испортить какой-ни- будь «невинный» элемент на плате, но стоит ли рисковать в этом случае, это уже решать вам. Можно попробовать наоборот, охлаждать льдинкой. Тоже не часто, но всё же можно и таким способом попробовать, как у нас говорят, — «выковырять клопа». Если уж сильно припекло, и при наличии возможности, конечно, то меняйте все подряд полупроводники на плате. Очерёдность замены — по нисходящей эиергоиасыщеипости. Меняйте блоками по нескольку штук, периодически проверяя работоспособность блока на отсутствие сбоев. Попробуйте хорошенько пропаять все подряд электроэлементы на плате, иногда только уже одна эта процедура возвращает прибор к здоровой жизни. Вообще с неисправностью такого типа никогда нельзя гарантировать полное выздоровление прибора. Часто бывает так, что вы во время поиска неисправности шевельнули случайно какой-то элемент, у которого был слабый контакт. При этом неисправность исчезла, но скорее всего этот контакт опять себя проявит со временем. Ремонт редко проявляющегося сбоя — занятие неблагодарное, времени и усилий требует много, а гарантии, что прибор будет обязательно отремонтирован, нет никакой. Поэтому многие мастера часто отказываются браться за ремонт таких капризных приборов, и, честно говоря, я их за это не виню.

С. Boлчкoв

Что еще почитать по теме:

www.ruqrz.com

Как читать электронные схемы?

Учимся читать принципиальные электрические схемы

О том, как читать принципиальные схемы я уже рассказывал в первой части. Теперь хотелось бы раскрыть данную тему более полно, чтобы даже у новичка в электронике не возникало вопросов. Итак, поехали. Начнём с электрических соединений.

Не секрет, что в схеме какая-либо радиодеталь, например микросхема может соединяться огромным количеством проводников с другими элементами схемы. Для того чтобы высвободить место на принципиальной схеме и убрать «повторяющиеся соединительные линии» их объединяют в своеобразный «виртуальный» жгут — обозначают групповую линию связи. На схемах групповая линия связи обозначается следующим образом.

Вот взгляните на пример.

Как видим, такая групповая линия имеет большую толщину, чем другие проводники в схеме.

Чтобы не запутаться, куда какие проводники идут, их нумеруют.

На рисунке я отметил соединительный провод под номером 8. Он соединяет 30 вывод микросхемы DD2 и 8 контакт разъёма XP5. Кроме этого, обратите внимание, куда идёт 4 провод. У разъёма XP5 он соединяется не со 2 контактом разъёма, а с 1, поэтому и указан с правой стороны соединительного проводника. Ко 2-му же контакту разъёма XP5 подключается 5 проводник, который идёт от 33 вывода микросхемы DD2. Отмечу, что соединительные проводники под разными номерами электрически между собой не связаны, и на реальной печатной плате могут быть разнесены по разным частям платы.

Электронная начинка многих приборов состоит из блоков. А, следовательно, для их соединения применяются разъёмные соединения. Вот так на схемах обозначаются разъёмные соединения.

XP1 — это вилка (он же «Папа»), XS1 — это розетка (она же «Мама»). Всё вместе это «Папа-Мама» или разъём X1 (X2).

Также в электронных устройствах могут быть механически связанные элементы. Поясню, о чём идёт речь.

Например, есть переменные резисторы, в которые встроен выключатель. Об одном из таких я рассказывал в статье про переменные резисторы. Вот так они обозначаются на принципиальной схеме. Где SA1 — выключатель, а R1 — переменный резистор. Пунктирная линия указывает на механическую связь этих элементов.

Ранее такие переменные резисторы очень часто применялись в портативных радиоприёмниках. При повороте ручки регулятора громкости (нашего переменного резистора) сначала замыкались контакты встроенного выключателя. Таким образом, мы включали приёмник и сразу той же ручкой регулировали громкость. Отмечу, что электрического контакта переменный резистор и выключатель не имеют. Они лишь связаны механически.

Такая же ситуация обстоит и с электромагнитными реле. Сама обмотка реле и его контакты не имеют электрического соединения, но механически они связаны. Подаём ток на обмотку реле — контакты замыкаются или размыкаются.

Так как управляющая часть (обмотка реле) и исполнительная (контакты реле) могут быть разнесены на принципиальной схеме, то их связь обозначают пунктирной линией. Иногда пунктирную линию вообще не рисуют, а у контактов просто указывают принадлежность к реле (K1.1) и номер контактной группы (К1.1) и (К1.2).

Ещё довольно наглядный пример — это регулятор громкости стереоусилителя. Для регулировки громкости требуется два переменных резистора. Но регулировать громкость в каждом канале по отдельности нецелесообразно. Поэтому применяются сдвоенные переменные резисторы, где два переменных резистора имеют один регулирующий вал. Вот пример из реальной схемы.

На рисунке я выделил красным две параллельные линии — именно они указывают на механическую связь этих резисторов, а именно на то, что у них один общий регулирующий вал. Возможно, вы уже заметили, что эти резисторы имеют особое позиционное обозначение R4.1 и R4.2. Где R4 — это резистор и его порядковый номер в схеме, а 1 и 2 указывают на секции этого сдвоенного резистора.

Также механическая связь двух и более переменных резисторов может указываться пунктирной линией, а не двумя сплошными.

Отмечу, что электрически эти переменные резисторы не имеют контакта между собой. Их выводы могут быть соединены только в схеме.

Не секрет, что многие узлы радиоаппаратуры чувствительны к воздействию внешних или «соседствующих» электромагнитных полей. Особенно это актуально в приёмопередающей аппаратуре. Чтобы защитить такие узлы от воздействия нежелательных электромагнитных воздействий их помещают в экран, экранируют. Как правило, экран соединяют с общим проводом схемы. На схемах это отображается вот таким образом.

Здесь экранируется контур 1T1, а сам экран изображается штрих-пунктирной линией, который соединён с общим проводом. Экранирующим материалом может быть алюминий, металлический корпус, фольга, медная пластина и т.д.

А вот таким образом обозначают экранированные линии связи. На рисунке в правом нижнем углу показана группа из трёх экранированных проводников.

Похожим образом обозначается и коаксиальный кабель. Вот взгляните на его обозначение.

В реальности экранированый провод (коаксиальный) представляет собой проводник в изоляции, который снаружи покрыт или обмотан экраном из проводящего материала. Это может быть медная оплётка или покрытие из фольги. Экран, как правило, соединяют с общим проводом и тем самым отводят электромагнитные помехи и наводки.

Повторяющиеся элементы.

Бывают нередкие случаи, когда в электронном устройстве применяются абсолютно одинаковые элементы и загромождать ими принципиальную схему нецелесообразно. Вот, взгляните на такой пример.

Здесь мы видим, что в схеме присутствуют одинаковые по номиналу и мощности резисторы R8 — R15. Всего 8 штук. Каждый из них соединяет соответствующий вывод микросхемы и четырёхразрядный семисегментный индикатор. Чтобы не указывать эти повторяющиеся резисторы на схеме их просто заменили жирными точками.

Ещё один пример. Схема кроссовера (фильтра) для акустической колонки. Обратите внимание на то, как вместо трёх одинаковых конденсаторов C1 — C3 на схеме указан лишь один конденсатор, а рядом отмечено количество этих конденсаторов. Как видно из схемы, данные конденсаторы необходимо соединить параллельно, чтобы получить общую ёмкость 3 мкФ.

Аналогично и с конденсаторами C6 — C15 (10 мкФ) и C16 — C18 (11,7 мкФ). Их необходимо соединить параллельно и установить на место обозначенных конденсаторов.

Следует отметить, что правила обозначения радиодеталей и элементов на схемах в зарубежной документации несколько иные. Но, человеку, получившему хотя бы базовые знания по данной теме разобраться в них будет гораздо проще.

Назад

Главная &raquo Радиоэлектроника для начинающих &raquo Текущая страница

Также Вам будет интересно узнать:

 

go-radio.ru

Электросхемы автомобилей




Электросхемы.ру — это крупнейший бесплатный сборник принципиальных схем электрооборудования отечественных автомобилей ВАЗ, УАЗ, ГАЗ; зарубежных авто Ауди, Chevrolet, Opel, Hyundai, Citroen, Toyota, Ford и всех остальных популярных производителей. Также есть электросхемы мотоциклов российского производства (Днепр, Минск, ИЖ), китайских скутеров, европейских и американских байков.

Информация представленная на сайте Electroshemi.ru долгое время собиралась из открытых источников. Если вы считаете нужным заявить свои авторские права на какую-либо схему — свяжитесь с администрацией каталога по почте. Все схемы размещаются на страницах для онлайн просмотра, скачивание запрещено. Но есть некоторые автомануалы в PDF формате, которые из-за большого веса не поместились на странице — их можно загрузить на компьютер и просмотреть оффлайн.

Кроме автомобильных и мотоциклетных проводок, все электрические схемы содержат информацию о подключении предохранителей и реле, монтажных блоков, а для современных машин есть даже бортовые компьютеры. Само собой можно посмотреть питание двигателей, зажигания, стартера, вентиляторов и фар.

Автоэлектрика своими руками

Целый раздел посвящён теоретическим и практическим вопросам, связанным с изготовлением, подключением и настройкой электронных примочек в авто и мото технику. Естественно для тех, кто хоть немного знаком с электроникой и радиолюбительским делом. Там приводятся примеры ремонта или сборки усилителей в авто, подключения акустики и сабвуфера, замены некоторых электронных модулей на более надёжные и функциональные с применением микроконтроллеров. Ну а такие мелочи как заменить плавкий предохранитель, монтажный блок или сгоревшую лампочку в фаре — выполняются самостоятельно на раз!

Но предупреждаем: вся ответственность за возможные проблемы с автомобилем лежит на вас — мы информационный справочный ресурс и не оказываем платных услуг по продаже или ремонту, беря деньги и ответственность. Вы сами всё делаете на свой страх и риск.


electroshemi.ru

Схема автомобиля — Каталог схем электрооборудования автомобилей

С неудержимым развитием автомобильной промышленности усложняется и конструкция каждой конкретной модели. Всё большее количество задач возлагается на электронные схемы – а значит, растёт число контролирующих датчиков. 

В нашем справочнике представлены схемы электрооборудования практически всех популярных моделей отечественных и зарубежных автопроизводителей. Тут можно найти принципиальные электросхемы отечественных (ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, ИЖ, Москвич), корейских (Киа, Хендай, Дэу, Санг Йонг), немецких (Ауди, БМВ, Фольксваген, Мерседес, Опель), японских (Хонда, Лексус, Митсубиси, Субару, Сузуки, Тойота, Ниссан, Мазда), американских (Форд, Шевроле), французских (Рено, Ситроен, Пежо), итальянских (Альфа Ромео, Фиат), шведских (Вольво, Сааб),чешских (Шкода) и других автопроизводителей.

Большинство представленных в справочнике схем цветные, в хорошем качестве и на русском языке. Это позволяет более удобно с ними работать при поиске различных элементов, модулей и узлов. Для увеличения размера схемы необходимо кликнуть по изображению, а затем на значок над схемой. Все электросхемы собраны из открытых источников и любую схему с сайта можно скачать абсолютно бесплатно. Наш справочник схем периодически обновляется, поэтому если вы не нашли на сайте нужную Вам информацию сегодня, попробуйте зайти позднее.

Отдельно на сайте представлена рубрика технического обслуживание и ремонта электрооборудования различных моделей авто, приводятся советы по тестированию электропроводки, быстрой проверке и замене предохранителей и световых приборов. Так же в справочнике представлена рубрика статей, где Вы можете найти обзоры и советы  в помощь автолюбителям по эксплуатации автомобилей, подготовки их к зиме и многое другое.

 При возникающем сбое или неполадке владелец машины тут же получает оповещение электронной системы в виде загорающегося тревожного индикатора.

Наверное, нет ни единого водителя, который бы хоть раз не видел подобного «сигнала тревоги». Но что именно означает сообщение об ошибке? Какого рода и как скоро вас ждут неприятности – пустяковый ремонт, с которым можно повременить, или экстренная замена важнейшего элемента? 

Чаще всего из строя выходят простые периферийные блоки: предохранители, лампочки, различные фары и реле. Поэтому чтобы не тратить деньги на услуги СТО, можно без проблем, обладая минимальными знаниями в автоэлектрике, справиться с этими мелкими проблемами самому.

Для этого Вам понадобиться несколько приборов:

  • амперметр,
  • вольтметр,
  • измеритель сопротивления (для прозвонки проводки)

Чтобы упростить задачу, рекомендуем купить такой универсальный прибор как автотестер (цифровой).

Бывают такие экстренные ситуации, когда самостоятельно выяснить вопрос неполадки не удается – если только вы не специалист по диагностике и не сотрудник автосервиса. В данном случае рекомендуется обратиться к профессиональной компьютерной диагностики автомобиля – это поможет вам моментально выявить причину предупреждающей индикации. Вы будете точно знать, «протянет» ли ваша машина ещё сотню километров – или нужно срочно разыскивать мастера.

Диагностика позволит владельцу машины:

  • Узнать, нет ли скрытых или неочевидных дефектов.
  • Выявить ошибки в функционировании узлов и агрегатов.
  • Прогнозировать возможный выход из строя или отказ того или иного элемента.
  • Осуществить настройку экономичного расхода горючего.

 

Обследование автомобиля – всё равно что диспансеризация для человека. Обратиться раз в год за компьютерной диагностикой сопоставимо с ежегодной профилактической сдачей анализов в поликлинике. Она поможет вовремя «прихватить болезнь», избавив вас от беспокойства и лишних затрат. Можно даже сказать, что эта процедура является бюджетным вариантом технического обслуживания автомобиля. Стоимость её непременно окупится – за счёт того, что вы избежите дорогостоящего ремонта.

Для профилактики, чтобы избежать серьезных проблем с электрооборудованием каждые 15 000 километров пробега рекомендуется следующее:

  • очистить аккумулятор от грязи и пыли
  • для удаления электролита протереть поверхность аккумулятора тканью, смоченной в 10%-ом растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды
  • после протереть батарею аккумулятора уже сухой тряпкой
  • проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее и при необходимости долить дистиллированную воду
  • проверить напряжение аккумулятора питания и при необходимости подзарядить его.

Сканеры: миф или реальность?

Множество интернет-магазинов для автолюбителей наперебой предлагают купить «чудодейственные» сканеры, якобы позволяющие произвести полноценную компьютерную диагностику своими руками. Модели этих приборов (в основном речь идёт об аппаратуре китайского производства) различны, но реклама каждого из них сулит волшебство. Но мы всё же советуем воздержаться от покупки подобных устройств. Со сканером, который действительно эффективен, всё равно сумеет обращаться лишь специалист, да и цена их довольно велика. А дешёвый прибор, как правило, оказывается, средством для однократного применения.

a-shema.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *